Влияние семьи на формирование характера ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронин, И. В. Влияние семьи на формирование характера ребёнка / И. В. Воронин, Е. В. Часовских, С. В. Алексеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14687/ (дата обращения: 15.11.2024).



Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семьи.

Ключевые слова: семья, воспитательная среда, развитие, внешняя среда, характер человека, личность, отношение.

С момента рождения и до самой смерти человек формирует и совершенствует особенные черты своей личности. Каждый ребёнок после появления на свет уже обладает индивидуальным типом темперамента. И. П. Павлов выделял четыре основных типа нервной системы, которые отличают людей друг от друга по характеру протекания процессов возбуждения и торможения. По мнению учёного, врождённый темперамент слабо поддаётся корректировке в процессе взаимодействия человека со внешней средой. Однако, сангвиники, меланхолики, холерики и флегматики в чистом виде встречаются крайне редко. Как правило, человек обладает, в большей или меньшей степени, характерными свойствами всех типов нервных систем.

На успешность человека в жизни и взаимодействии с окружающим миром в значительной степени влияет его характер.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова под характером человека понимается совокупность психических, духовных свойств, обнаруживающихся в его поведении. [1, с.7]. Характер формируется под влиянием внешней среды, социума, воспитания. Это такие устойчивые свойства конкретной личности, которые определяют способ взаимодействия с окружающими и реагирования на те или иные ситуации. Под чертами характера понимают те особенности, которые отличают конкретного индивидуума. Например, такие черты, как решительность, самостоятельность, чуткость, смелость формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром под влиянием врождённых особенностей темперамента и волевых усилий.

Можно выделить следующую классификацию свойств характера.

  1. Эмоциональные: сентиментальность, раздражительность, нежность, ранимость, вспыльчивость.
  2. Моральные: отзывчивость, честность, добропорядочность, ответственность.
  3. Волевые: терпеливость, выдержка, мужество, трудолюбие, решительность.

Характер человека может изменяться под влиянием внешних условий, жизненной ситуации, волевых усилий, направленных на достижение новых целей. В настоящее время большинство учёных признает, что все положительные и отрицательные черты, заложенные в личности, формируются, главным образом, под воздействием семьи и воспитания в детстве.

Семья рассматривается как отдельная малая социальная группа, члены которой объединены браком или кровным родством, ведут общее хозяйство, имеют совместное жилье и быт, наделены обязанностями по отношению друг к другу.

Одной из главных функций семьи является воспитательная. Посредством рождения и воспитания потомства каждая отдельно взятая семья реализует духовное развитие общества в целом. По мнению И. В. Гребенникова семья выступает своеобразным посредником между ребёнком и обществом. Усваивая нормы и правила поведения в семье, ребёнок получает представление о морали и способах поведения в современном обществе. [5, с. 20]. Взаимодействие со старшими родственниками даёт возможность ребёнку развивать необходимые для жизни качества, его культурные особенности.

От того, насколько эффективно организована воспитательная среда, зависит формирование базовых особенностей личности и дальнейшая судьба маленького человека.

Воспитательная среда включает себя все способы ухода за ребёнком и его развития, начиная от средств гигиены и заканчивая игрушками, учебными материалами. Любая жизненная ситуация, начиная от крупной покупки и заканчивая днём рождения родственника, может стать педагогически значимой и дать толчок к развитию как положительных, так и отрицательных черт характера.

Передача накопленных знаний, воздействие на поведение ребёнка и его особенности осуществляется с помощью общения со взрослыми. Считывая эмоции родителей, ребёнок учится оценивать ту или иную жизненную ситуацию, а наблюдая различные модели поведения, выбирает способы реагирования и взаимодействия с социумом.

В семье ребёнок формирует для себя образ мира, наследует жизненные привычки и установки родителей. Он формирует свой образ жизни и отношений с людьми по тому примеру, который видел в детстве от взрослых.

Семья приобщает ребёнка к различным видам деятельности, таким как игровая, общение, познавательная, учебная, трудовая, предметная. Без развития соответствующих навыков и умений ребёнок не сможет полноценно и успешно жить в обществе. Основной ошибкой старших членов семьи в процессе обучения ребёнка соответствующим его возрасту навыкам является стремление делать за него ту работу, с которой он уже справляется самостоятельно. Это, в свою очередь, приводит к развитию таких негативных черт характера, как инфантилизм и нерешительность. Как раз в дошкольные годы рекомендуется находить разные способы, чтобы научить ребёнка самостоятельно справляться с простыми сложностями и помогать развивать решительность и любознательность. Если целенаправленно помогать ребёнку стать самостоятельнее в младшем возрасте, поощрять каждую попытку изучить свойства предметов и овладеть новыми навыками, в будущем у него разовьются целеустремлённость, усидчивость и самоконтроль. Кроме благоприятной среды для формирования навыка и развития характера в целом, необходимо целенаправленное положительное подкрепление, которое создаёт у ребёнка ощущение успеха.

По нашему мнению, необходимым условием гармоничного воспитания характера ребёнка является тренировка его волевой сферы. Хорошо развитая воля создаёт предпосылки к дальнейшему самовоспитанию человека во взрослом возрасте, к его успешности на работе, в учёбе, взаимодействии с коллективом. В семье развитие волевой сферы ребёнка осуществляется в процессе приобщения к учебной и трудовой деятельности, когда взрослые ставят перед ребёнком цель и контролируют процесс выполнения с обязательным поощрением за малейшие достижения. Такие простые, казалось бы, действия, как уборка игрушек, мытье посуды требует от маленького человека совершения волевых усилий.

В семейной системе ребёнок наследует нравственные убеждения, которые затем становятся стимулом к совершению тех или иных поступков. А воля, в свою очередь, способствует воплощению в жизнь целенаправленных действий. Таким образом, семья влияет на мировоззрение и поведение маленького человека, формируя у него свои особенные способы реагирования на жизненные ситуации.

В основе характера любого человека, помимо темперамента и воли, лежат те нравственные принципы, которыми он руководствуется в течение жизни. Это именно те правила, которыми пользуется человек в определении добра и зла. Семья влияет на формирование этих представлений посредством собственного примера, создания благоприятной среды для общения с социумом, приобщения к культурным достижениям, специальных методов игрового взаимодействия, беседы.

Следует отметить, что для гармоничного развития характера ребёнка недостаточно только искусственных воздействий на его личность. Чтобы пример милосердия, чуткости, честности, порядочности был усвоен, ребёнок должен получать искреннюю любовь и принятие, без которых его личность не может развиваться. Кроме того, эффективность семейного воспитания определяется единством выдвигаемых требований к поведению ребёнка, адекватность системы поощрений и наказаний, благоприятная неконфликтная обстановка в отношениях с родственниками, интерес к ребёнку и удовлетворению его потребностей.

Е. А. Личко подробно рассматривает влияние неправильного семейного воспитания на появление крайне неблагоприятных последствий в характере ребёнка. [3, с.102] Гипопротекция характеризуется отсутствием интереса к потребностям и эмоциональной жизни ребёнка, невключенностью в процесс его развития, безнадзорностью. Чаще всего гипопротекция носит скрытый характер, когда родители проявляют внимание к нуждам ребёнка лишь формально, ограничиваясь удовлетворением его базовых потребностей в еде, крове и одежде, но не интересуясь ни духовным миром, ни кругом общения, ни увлечениями. В наше время родитель все чаще пытается заменить живое общение гаджетами, которые позволяют не заниматься с ребёнком и не тратить на него время. Такая родительская ошибка часто приводит к развитию праздности, истеричности, безответственности ребёнка. Часто подобный тип воспитания сочетается со стремлением родителей во что бы то ни стало оправдать поступки чада в глазах общества, стремлением избежать даже заслуженного наказания. Несложно предположить, что подобное родительское попустительство приводит к ощущению собственной безнаказанности и непониманию допустимых границ. За этим следует асоциальное поведение, которое сложно поддаётся коррекции. Не получая достаточного тепла и ласки от домочадцев, ребёнок склонен уходить в себя, проявлять мечтательность.

Гиперпротекция проявляется в мелочном контроле за любыми поступками ребёнка, чрезмерной опекой, запретом на самостоятельные действия и решения. Постоянная слежка, строгая система запретов и наказаний, отсутствие возможности к получению собственного жизненного опыта создают опасную ситуацию, когда в характере ребёнка появляются черты несамостоятельности, инфантильности, нерешительности, боязни постоять за себя. Кроме того, ребёнок рано или поздно, начинает бунтовать против постоянных запретов, подчиняясь своей природной любознательности. В крайних своих проявлениях такой бунт может привести к полному отказу от родительской заботы, уходу из дома, асоциальному поведению.

Воспитание по типу «кумира семьи» приводит к тому, что ребёнок ждёт непременно восхищения от сверстников, требует к себе внимания и лидирующего положения в обществе, не прилагая к достижению результата значительных усилий. Кроме того, ребёнок, воспитанный в гиперпротекции часто не понимает истинную цену вещей, у него не развито понимание того, что всего в жизни нужно достигать собственным трудом.

Жёсткое воспитание в семье с серьёзными наказаниями за мелкие проступки способно не только очерствить душу ребёнка, но и привести к более серьёзным последствиям, таким как психические расстройства, отклоняющееся поведение, употребление дурманящих веществ.

В том случае, если родители возлагают на ребёнка большие надежды, ждут от него осуществления собственных жизненных ожиданий или возлагают на него ответственность за младшего члена семьи, это может привести к развитию лидерских качеств, желанию власти над другими, ответственности и решительности. Но несостоятельность и промахи ребёнка могут привести к неуверенности в себе и развитию боязни неудач.

В случае несогласованности между разными членами семьи в воспитательных воздействиях, ребёнок чаще всего принимает сторону того человека, который выдвигает к нему меньше всего требований. Это негативно сказывается на развитии его характера, формируя такие качества, как лицемерие, лень, безответственность.

По нашему мнению, для правильного формирования характера ребёнка необходимо, чтобы его самооценка была адекватной. Это возможно только в условиях его безусловного принятия и любви от близких людей. Любовь родителей является базой для развития сострадания, отзывчивости и чуткости по отношению к другим людям. А адекватная самооценка позволяет человеку дать характеристику своим чертам характера и испытываемым эмоциям, закладывает основу для самоконтроля поведения и поступков.

Дав ребёнку представление о добре, красоте, мужестве, сострадании, члены семьи закладывают в нем отношение к миру, формируют индивидуальность. Подросший человек сможет дать своё обоснование поступков, дать характеристику действиям, сформировать отличное от других мнение. Становление неповторимого восприятия жизни даёт толчок дальнейшему личностному росту и творческому развитию. Самостоятельность жизненной позиции даёт возможность ребёнку формировать свою оценку своих поступков и поступков других, эффективно взаимодействовать в коллективе, приобретать новые знакомства и осуществлять совместную деятельность.

Таким образом, в семье ребёнок формирует первоначальное представление о том, как строятся взаимоотношения в мире, получает знания об окружающей действительности, приобретает необходимые для жизни качества характера. От того, какой будет воспитательная среда, зависит формирование всех положительных и отрицательных черт маленького человека. Тот пример для подражания, который ребёнок усваивает при взаимодействии со старшими родственниками, формирует будущую модель поведения и способы реакции в тех или иных жизненных ситуациях. Если в семье царит мир и взаимопонимание, если родители заботятся друг о друге и учат этому ребёнка, если уделяется достаточно внимания его культурному развитию, совершенствованию навыков, взаимодействию со сверстниками, духовному миру, ребёнок вырастает гармоничной личностью с необходимыми положительными чертами характера успешного человека.

Литература:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. — 4-е изд. — М.: Азбуковник, 1997. — 943 с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М.: УЦ «Перспектива», 2012. — 248 с.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М.: Речь — 2010. — 256 с.

4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. — 4-е изд. -СПб.: Изд-во Питер, 2008. — 672 с.

5. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.- 158 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная среда, семья, внешняя среда, жизненная ситуация, развитие, характер человека, асоциальное поведение, благоприятная среда, духовный мир, маленький человек.

Похожие статьи

Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых

В статье рассматривается влияние родительских установок на формирование аддиктивных механизмов поведения взрослого человека. В статье кратко выделены основные характеристики аддиктивного поведения, признаки его проявления во взрослом возрасте. Кроме ...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Влияние образа жизни будущих родителей на здоровье детей

В данной статье рассматривается состояние здоровья семьи в отношении родителей, привитие навыков здорового образа жизни детям и регулирование и умение корректировки состояния организма в количественном и качественном отношении. В эпоху глобальной мод...

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Факторы удовлетворённости браком в современных условиях

В статье рассмотрены основные факторы удовлетворенности браком у супругов. Показана важность и актуальность исследования факторов, определяющих удовлетворенность супружеских отношений. Определена актуальность выбранной темы, обусловленная непрерывной...

Похожие статьи

Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Родительские установки как фактор формирования аддиктивного поведения взрослых

В статье рассматривается влияние родительских установок на формирование аддиктивных механизмов поведения взрослого человека. В статье кратко выделены основные характеристики аддиктивного поведения, признаки его проявления во взрослом возрасте. Кроме ...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Влияние образа жизни будущих родителей на здоровье детей

В данной статье рассматривается состояние здоровья семьи в отношении родителей, привитие навыков здорового образа жизни детям и регулирование и умение корректировки состояния организма в количественном и качественном отношении. В эпоху глобальной мод...

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Факторы удовлетворённости браком в современных условиях

В статье рассмотрены основные факторы удовлетворенности браком у супругов. Показана важность и актуальность исследования факторов, определяющих удовлетворенность супружеских отношений. Определена актуальность выбранной темы, обусловленная непрерывной...