Семейные ценности глазами людей, состоящих и не состоящих в браке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.10.2019

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Рыбакова, К. В. Семейные ценности глазами людей, состоящих и не состоящих в браке / К. В. Рыбакова, О. Д. Стародубец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62858/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время семья является социальным институтом, который переживает серьезную трансформацию. Несмотря на это семья остается основным источником формирования личности, ценностных ориентиров, критериев оценки. Именно поэтому современные исследования, посвященные вопросам семьи, являются наиболее ценными для развития общества.

Схожесть взглядов на семейные ценности во многом влияет на продолжительность и удовлетворенность браком. Исследованию семейных ценностей посвящены работы зарубежных и отечественных ученых (Гегель, И. Кант, О. И. Волжина, Г. А. Горбова, О. Н. Шлычкова). Исследование семейных ценностей в сфере родства отражено в трудах Ю. А. Гаспарян, И. О. Кона, М. Г. Панкратовой и др.; в сфере родительства — В. В. Бойко, Н. Л. Пушкаревой, Г. Г. Филипповой; в сфере семейно-брачных ролей — М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомысловой, З. А. Янковой и др.). [1]

Социолог Эмиль Дюркгейм в своих работах также прибегал к исследованию семейных ценностей. Он анализировал их роли в жизни общества. Так как семья — это система, то ценности являются обязательным компонентом для сохранения равновесия этой системы. Семейные ценности — это культивирующая в обществе совокупность представлений о семье, которая помогает определить семейные цели и способы организации жизнедеятельности и взаимоотношений семьи. Совокупность семейных ценностей складывается, в первую очередь, из общечеловеческих ценностей. К таким ценностям можно отнести здоровье, свободу личности, красоту, время, мир и т. д. [3]

Существует множество классификаций семейных ценностей. Например, отечественный ученый И. С. Кон предлагает следующую классификацию:

  1. Ценности супружества;
  2. Ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;
  3. Ценности родительства, воспитания детей;
  4. Ценности родительских связей;
  5. Ценности, связанные с саморазвитием;
  6. Ценности внутрисемейной коммуникации;
  7. Ценности профессиональной занятости. [2]

На основе одной из таких классификаций С. С. Носов разработал анкету «Семейные ценности», которая направлена на выявление наиболее значимых ценностей семейной жизни.

В исследовании приняли участие 52 респондента: из них 26 женщин и 26 мужчин соответственно. Выборку удалось разделить на несколько групп, в которых можно рассмотреть разницу в воззрениях людей на семейные ценности. Мужскую и женскую группы удалось разделить еще на две соответственно. Так мужчины разделились на тех, кто находится в браке и тех, кто не женат, но имеет отношения на стадии романтических ухаживаний. Группа женщин была разделена по такому же принципу. Возрастной диапазон респондентов от 19 до 30-ти лет. Длительность любовных отношений всех пар варьировалась от 9-ти месяцев до 10-ти лет.

Первую групп представили пары, находящиеся в любовных отношениях без регистрации брака. Для всех респондентов этой группы самыми важными ценностями оказались духовные, такие как: искренность и общение. Нежность, как ценность, всегда располагалась в середине списка. Таким образом воззрения молодых людей на самые важные ценности одинаковы. Что касается незначимых ценностей, то в 100 % случаев молодые люди указывали на финансы. Их мнения разделились лишь в таких ценностях как восхищение и секс. Для большинства женщин — 76,9 %, восхищение стало самой неважной ценностью, а мужчины в 100 % случаев. Для 23,1 % женщин этой части выборки секс оказался самым неважным, в то время как для абсолютного большинства мужчин эта ценность располагалась в середине списка.

Вторую группу представили пары, находящиеся в браке. Как для мужчин, так и для женщин лидирующей ценностью в семейных отношениях стали финансы. Мнения разошлись в случае с сексуальными отношениями. 84,7 % мужчин указали секс как одну из важнейших ценностей семейной жизни, в то же время для женщин эта ценность располагалась в середине списка. Мнения о незначимых ценностях разделились. Для всех мужчин и 30,7 % женщин незначимой оказалась искренность. Но женщины на ряду с этой ценностью выделили еще привлекательность, восхищение и работу по дому.

Респонденты, находящиеся в браке, так же как и респонденты, находящиеся в любовных отношениях без регистрации брака, в большинстве случаев сходились во мнениях.

Третью группу представили мужчины. Для 76,9 % неженатых мужчин самыми важными ценностями оказались: общение, искренность, нежность. Для остальных 13,1 %: нежность, общение и привлекательность. Такие ценности как секс и отдых в 100 % случаев занимали средние позиции. Самыми неважными ценностями у 100 % мужчин оказались финансы и восхищение. У женатых мужчин сложилась другая картина. Самыми важными ценностями для 69,4 % женатых мужчин стали: финансы, секс и нежность. Для 15,3 % — финансы, общение и секс. Для других 15,3 % — общение, отдых, финансы. В 100 % случаев совместный отдых и искренность стали самыми незначительными ценностями.

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что взгляды женатых и неженатых мужчин на семейные ценности значительно отличаются. Для неженатых мужчин самыми важными аспектами являются духовные составляющие. Для женатых мужчин важными оказались более материальные ценности. Также можно отметить, что такая ценность как финансы для первой группы мужчин оказалась самой неважной, а для второй всегда находилась в тройке самых значимых ценностей.

Четвертую группу представили женщины. Для 100 % незамужних женщин самой важной ценностью оказалась искренность. Для 53,8 % такие ценности как: общение и посвященность семье так же оказались одними из важных. А для второй половины самыми важными были названы общение и секс. Восхищение, финансы, работа по дому в 76,9 % случаев стали самыми неважными ценностями, а в 23,1 % — секс, финансы и посвященность. Самыми важными ценностями для замужних женщин оказались отдых, общение и финансы. Что касается самых незначительных ценностей, то мнения женщин разделились следующим образом. Для 30,7 % замужних женщин таковыми ценностями оказались искренность и привлекательность. Для 46,1 % восхищение стало неважной ценностью. И работа по дому оказалась неважной ценностью для 23,2 % женщин.

Для группы женщин можно сделать вывод о том, что общение для тех и других женщин является основополагающей ценностью в семье. Самыми неважными для большинства женщин стали восхищение и работа по дому.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что представления замужних и незамужних женщин не так сильно отличаются, как в случае с мужчинами.

Литература:

1. Абаюкова, А. Б. Ценности семьи: социально философский аспект // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Даусон, А.Д., Утёмов, В.В. «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возроста». — Киров, 2016 г.

3. Научный журнал «КубГАУ» № 96 (2). — 2004 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, мужчина, женщина, общение, секс, семья, середина списка, финансы, неважная ценность, семейная жизнь.


Задать вопрос