В психологии большое значение придается изучению доминирующих ценностных ориентаций подростка.Всовременном мире «размыты» ценностные ориентации молодежи, в частности в системе семейных ценностей, отношений. Каждый подросток, юноша, девушка — на пороге взрослой жизни. Тенденция, которую можно наблюдать в современном мире в отношении ценности семьи, заставляет нас призадуматься о том, нужна ли семья в принципе человеку?
В начале XXI века осуществленная модернизация стандартов образования привела к тому, что нарастание объема получаемой школьниками интеллектуальной и развивающей информации привело к уничтожению нравственного и этического компонентов образования.
В декабре 2017 года детский обдусмен Анна Кузнецова предложила преподавать школьный курс «Семьеведение». [1, с. 2]
С 2022 г. в нашей школе началась реализация факультативного курса «Семьеведение» («Основы семейной жизни»). Прежде чем начать данный курс, было проведено исследование.
Исследование проводилось в двух группах десятиклассников. Выборка составила 42 респондента — десятиклассники из разных школ района, 21 человек составили экспериментальную группу, 21 — контрольную.
Для проведения исследования была использована методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича.
В списке 18 ценностей, предложенных автором, мы посчитали нужным проанализировать четыре (счастливая семейная жизнь, любовь, общественное признание, счастье других), так как предположили, что данные ценности напрямую связаны друг с другом. Любовь — основополагающее чувство в семье. Если родители признаны в обществе, то, очевидно, что это будет иметь отражение на взаимодействии в семье. Семья состоит из нескольких членов семьи, поэтому брать во внимание счастье других членов семьи — неотъемлемая составляющая благополучия семьи.
Для изучения различий представления о семейной жизни среди двух групп старшеклассников нами был проведен констатирующий срез, на первом этапе которого проведена входная диагностика представлений учащихся экспериментальной и контрольной групп о семейной жизни.
Несмотря на то, что в экспериментальной группе ценность семьи на 2 месте, а в контрольной — на третьем, данные показатели дают основание полагать, что изначально у десятиклассников экспериментальной группы ценность семьи в меньшем приоритете, нежели у учащихся в контрольной группы.
По результатам исследования выявленное незначительное различие представлений десятиклассников в экспериментальной и контрольных группах о ранге семейной жизни обусловлено тем, что в подростковом возрасте очевидна концентрация подростка на собственном Я. Опыт представления о том, что такое семья учащиеся несут из собственной семьи. А если при этом в собственной семье они видят негативный опыт, это имеет прямое отражение на месте семьи в приоритете смысловых ценностей личности. У подростков нет того жизненного опыта, который давал бы им основание считать семью главной ценностью в системе человеческих ценностей.
Исследование также показало, что в приоритете у десятиклассников экспериментальной группы до реализации программы ценность любви. Семейную жизнь они разместили на 2 место, далее — общественное признание и в конце — счастье других. У респондентов контрольной группы четыре ценности разместились в следующем порядке: общественное признание, любовь, семейная жизнь, счастье других. В обеих группах счастье других на последнем месте, что обусловлено тем, что по природе все люди эгоисты. В подростковом возрасте, в период поиска смыслов, данный факт лишний раз «оголяет» систему ценностных ориентиров современного подростка. Семья состоит не из одного человека. Счастье всех членов семьи взаимосвязано. Каждый член семьи должен думать не только о собственном благополучии, но и о благополучии всех членов семьи. В этом и заключается ценность семьи, в умении приспосабливаться друг под друга, конструктивно выходить из конфликтов.
Если обратить внимание на средние значения показателей, то можно сформулировать следующий вывод. М. Рокич иерархию ценностей делит на 3 группы — значимые, предпочитаемые; безразличные, индифферентные; незначимые, отвергаемые. Исходя из этого все четыре ценности, интересующие нас, у подростков в иерархии ценностей на безразличном месте.
Из списка предложенных Рокичем ценностей десятиклассники экспериментальной и контрольной групп при входном тестировании «выделенные» нами ценности ранжируют следующим образом. На первое место учащиеся первой группы ставят любовь, что объясняется тем, что в данном возрасте чувство любви становится актуальным. Респонденты второй группы в приоритет выдвигают общественное признание, как необходимое условие для достижения собственного благополучия, иметь признание в обществе важно для них.
После реализации программы факультативного курса «Семьеведение» («Основы семейной жизни») была проведен контрольный срез расстановки показателей четырех значимых для нас ценностей. Проведенное итоговое тестирование дает основание полагать следующее.
Ценность «счастливая семейная жизнь» у десятиклассников экспериментальной группы выявила положительную динамику. Данная ценность «поднялась» со второго места на первое, что является положительным фактом при ранжировании ценностей. Семейная жизнь заняла место значимых, предпочитаемых ценностей. Исходя из данных результатов становится очевидным, что программа, реализуемая со старшеклассниками, способствовала формированию у подростков приоритета ценности семьи, важности семьи в жизни человека, значимости семьи в иерархии ценностей.
Ценность любви у учащихся экспериментальной группы на втором месте, что дает основание полагать, что у старшеклассников сформировалось понимание того, что на любви строится семья. Общественное признание — на третьем и счастье других — на четвертом местах, как при констатирующем срезе. Радует то, что данные смыслы сохранили свое место в рейтинге ценностей старшеклассников экспериментальной группы. Средние значения показателей изменились не значительно.
При контрольном срезе у учащихся 10 класса контрольной группы выявлены следующие результаты.
Счастливая семейная жизнь с третьего места «спустилась» на четвертое, что говорит об отрицательной динамике. Как и при констатирующем срезе общественное признание и любовь на первых двух местах. Счастье других на третьем месте. Средние значения показателей изменились не значительно.
При этом очевидную связь между средними значениями показателей в срезе заявленных ценностей на входной и итоговой диагностиках в обеих группах выявить сложно, она многофакторна. Но при этом ценность семейной жизни занимает, согласно тестированию, и не смотря на положительную динамику у экспериментальной группы, в жизни подростков не существенное место (группу индифферентных, безразличных ценностей).
Это можно объяснить тем, что в современном обществе культивируется предпочтение материальным потребностям, деловым связям, индивидуальным интересам. Акцентируются в обществе здоровый образ жизни, свобода, карьера, яркая интересная жизнь с друзьями, материальный достаток, работа для удовлетворения собственных потребностей. Семья в этом перечне, как правило отсутствует, процветает культ потребления. СМИ и Интернет пространство «пестрят» контентом в духе «чайлдфри», эмансипации и рекламы нетрадиционных сексуальных ориентаций.
Как известно из курса психологии развития, подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, которую ребенок должен преодолеть не один, а при участии родителей и общества. Но главная проблема, возникающая на этой границе, заключается в том, как правильно помочь подростку пройти через это и усвоить правила, нормы и ценности; какие идеалы необходимо представить современному подростку, чтобы воспитать его как достойного члена общества.
Психологическая просвещение должно осуществляться не только в форме консультативной помощи, но и в проведении тренинговых программ, направленных на формирование социально обоснованного и гендерно оправданного представления старшеклассников о будущей семье. Это позволит заложить достойное и гармоничное воспитание новых поколений членов нашего общества. [2, с. 3]
Литература:
- Карцева Л. В. Семьеведение: Учебно-методическое пособие. Авторы А. Н. Яныкина, Н. В. Богачёва, О. Н. Низамиева, Л. Ш. Газизова; М-во образ. и науки РФ; Казан. Гос. ун-т культуры и искусств. — Казань:КГУКИ,2013. — 166 с.
- Тимерьянова Л. Н. Методические рекомендации по проведению курса «Семьеведение» для обучающихся 8 классов. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан