Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов

Спецвыпуск
09.03.2016
546
Поделиться
Библиографическое описание
Мигранова, Л. Р. Теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов / Л. Р. Мигранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.4 (109.4). — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26778/.


В статье рассматриваются теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов социально-экономических систем, приводятся принципы и классификация методов согласования. Раскрыты основные преимущества агент-ориентированного подхода с точки зрения рациональности поведения экономических агентов и уровня согласованности их интересов. Приведена концептуальная агент-ориентированная модель системы «рынок труда – рынок образовательных услуг».

Ключевые слова: экономические агенты, согласование интересов, агент-ориентированный подход, рынок труда, рынок образовательных услуг.

В условиях нестабильной экономической ситуации, снижения темпов роста российской экономики, перспектив сокращения бюджета система управления территориальным развитием должна решать задачи обеспечения сбалансированности интересов экономических субъектов социально-экономической среды рассматриваемой территории. Рассмотрим теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов.

Методической основой механизма согласования интересов выступают определенные принципы, к основным из которых можно отнести:

 принцип научности, который подразумевает необходимость системного подхода к анализу, а с другой – комплексности при согласовании интересов, включающей всесторонний подход с точки зрения факторов и сил, действующих в данной сфере;

 принцип компромиссности, в соответствии с которым при сопряжении сил никогда не может быть найдено решение, полностью устраивающее всех. Требуется определенное равновесие и баланс, что ведет к сближению и сотрудничеству, так и того, что нарушает партнерские отношения;

 принцип структурности, то есть при анализе и согласовании интересов должна быть определена их структура по сферам и функциям, позволяющая определить необходимые методы, а также иерархия интересов по степени важности и уровню рассогласования, дающая возможность определить очередность процедур согласования;

 принцип единства экономических и социальных целей, который предусматривает, что организация процессов, направленных на минимизацию затрат, рост экономического развития территориальной социально-экономической системы должна обеспечивать в то же время создание условий для полноценной деятельности всех агентов;

 принцип эффективности означает, что процедуры анализа и согласования интересов должны быть экономически оправданы, то есть быть выгоднее, например, чем доведение ситуации до стадии конфликта с последующим разрешением методами конфликтологии [8].

В исследовании методы согласования интересов классифицированы:

 по методу согласования: формализованные (метод анализа иерархий, вероятностно-статистические модели, теоретико-игровые подходы, имитационные модели и др.) и неформализованные (матричный метод, государственно-частное партнерство, переговорный метод, системно-рефлексивный метод и др.);

 по типу поведения агентов: рациональная и иррациональная стратегии поведения агентов (рис. 1).

Рис. 1. Классификация способов согласования интересов экономических субъектов региона

Среди формализованных методов согласования интересов можно выделить следующие недостатки: сложные расчеты, необходимость большого объема информации, обширной статистической базы, сложность построения математических зависимостей и др. Для неформализованных методов присущи такие недостатки как: длительность согласования, невозможность описания большого количества агентов и др.

На рис. 2 представлен универсальный алгоритм согласования интересов экономических агентов, подходящий в качестве объекта управления для любой социально-экономической системы.

Рис. 2. Алгоритм согласования интересов экономических агентов

Одним из первых этапов является определение потенциала, уровня развития и основных проблем социально-экономической системы, далее осуществляется определение экономических агентов их интересов и ресурсов, приоритетных направлений развития самой системы и взаимодействие агентов между собой и системой в целом. Разработанный алгоритм согласования интересов экономических агентов является инструментом механизма формирования согласованного вектора развития социально-экономической системы. Ключевыми элементами концепции стратегического управления развитием социально-экономических систем должны являться потребности и интересы экономических агентов, механизм их согласования, инструменты управления и регулирования поведением этих агентов. Это позволяет обеспечить удовлетворение собственных потребностей экономических агентов и всей системы в целом.

Проведенный анализ методов согласования интересов экономических агентов с точки зрения рациональности их поведения и уровня согласованности интересов показал, что в основе механизма согласования интересов экономических агентов должна лежать интеграция формализованных и неформализованных методов согласования, что позволит осуществлять оценку и прогноз достижения как общих, согласованных приоритетов развития системы, так и собственных интересов экономических агентов.

Исследовать эти особенности позволяет методология агент-ориентированного подхода, учитывающая поведенческие характеристики экономических агентов, факторы индивидуального поведения и взаимодействия основных экономических агентов, а также корректирующие и регулирующие меры воздействия на них. Внедрение в модель механизма корректировки стратегии поведения агентов позволяет выстроить линию рационального поведения агентов не только на основании фактора максимизации выигрыша – удовлетворение собственных потребностей, но и с точки зрения эффекта всей системы в целом. Изменение величин входных параметров и их комбинаций позволит получить множество сценариев поведения агентов и развития социально-экономической системы, оценить степень их влияния на формирование согласованного вектора развития системы.

Типовая абстрактная агент-ориентированная модель (далее АОМ) состоит из следующих основных элементов [1]: агенты, охватывающие все возможные характеристики неоднородного поведения; их среда, определяющая представления и действия агентов; механизмы взаимодействия между агентами, включая прямую и непрямую передачу информации между ними. Такая возможность реализуется при помощи регулирования способности одного агента узнавать о поведении другого.

Агент-ориентированные модели могут применяться для моделирования регионального развития в целом [4, 6, 7] и отдельных экономических и социальных процессов, например, в области демографии, туризма, межтерриториального взаимодействия регионов и муниципальных образований [2, 3, 5, 9] и др.

На рис. 3 представлена концептуальная модель согласования интересов экономических агентов системы «рынок труда – рынок образовательных услуг». В исследовании система представлена как совокупность агентов (учебные заведения, индивидуумы, работодатели и государство, в лице территориально социально-экономической системы), организационных, экономических и социальных отношений и связей между ними, направленных на обеспечение перспективных кадровых потребностей региона.

На основе предложенной концептуальной модели в среде агент-ориентированного моделирования реализован программный комплекс, который позволил определить прогнозную численность и структуру выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан по группам направлений и специальностей до 2020 года.

Рис. 3. Концептуальная агент-ориентированная модель системы «рынок труда – рынок образовательных услуг»

Агент-ориентированная модель, являясь абсолютногибкой и учитывая поведенческие особенности во взаимодействии децентрализованных агентов социально-экономической системы, позволяет реализовать множество экспериментов, строить сценарии и оценить перспективные направления развития системы по различным параметрами регулировать разного рода дисбалансы за счет выработки компенсаторов иррационального поведения агентов.

Литература:

  1. Абрамов, В. Агент-ориентированное моделирование и имитационное моделирование: перспективы в области информационных технологий [Электронный ресурс] / В. Абрамов // Лаборатория искусственных обществ [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.artsoc.ru/digest/agent-oriented-models/index.php?ID=181.
  2. Атаева, А.Г. Отдельные аспекты предоставления и финансирования муниципальных услуг для удовлетворения базовых потребностей экономических агентов муниципального образования [Текст] / А.Г. Атаева, Г.Р. Зиннурова // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – № 2. – С. 274-278.
  3. Атаева, А.Г. Базисные факторы формирования трудового потенциала региона в условиях усиления межмуниципальных связей городских агломераций [Текст] / А.Г. Атаева, А.Ю. Кобзева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-6. – С. 1184-1189.
  4. Гайнанов, Д.А. Концепция агент-ориентированной модели регионального развития [Текст] / Д.А. Гайнанов, Е.А. Гафарова // The 3rd International Conference «Information Technologies for Intelligent Decision Making Support» (ITIDS’2015). Volume 2. – Ufa: USATU, 2015. – P. 180-183.
  5. Гайнанов, Д.А. Межмуниципальное сотрудничество: перспективы эффективного взаимодействия [Текст] / Д.А. Гайнанов, А.Г. Уляева // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Часть I. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. – 334 с. – С. 29-37.
  6. Орешников, В.В. Применение имитационных моделей в управлении социально-экономическими системами регионального уровня [Текст] / В.В. Орешников, А.Г. Атаева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. – № 11 (83). – С. 29.
  7. Орешников, В.В. Формализация адаптивного взаимодействия экономических агентов в рамках территориальной имитационной модели [Текст] / В.В. Орешников, М.М. Низамутдинов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы VII Всероссийской научно-практической internet-конференции. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. – 2013. – С. 103-106.
  8. Селин, И.В. Методология согласования интересов в процессе управления корпорированным промышленным предприятием [Текст] / И.В. Селин: автореф. дис. док. экон. наук. Мурм. гос. техн. ун-т. – Мурманск, 2010. – 45 с.
  9. Чернуха, Д.С. Инновации и региональный туризм на примере Республики Башкортостан [Текст] / Д.С. Чернуха // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы IX Всероссийской научно-практической internet-конференции. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015 – С. 255–258.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экономические агенты
согласование интересов
агент-ориентированный подход
рынок труда
рынок образовательных услуг
Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. Т.4. 22-26):
Спецвыпуск 4 (49 с.)

Молодой учёный