В статье рассматриваются особенности агломерации с точки зрения свойств корпоративной структуры и свойств субрегионального образования. Это позволяет в дальнейшем выделить функциональное и организационное обеспечение при создании системы управления городской агломерацией.
Ключевые слова: городская агломерация, система управления, корпоративные структуры, административное управление, субрегион, мезоэкономика.
Современный этап развития региональной экономики в России характеризуется усилением агломерационных процессов, характеризующихся стягиванием экономического пространства вокруг крупных городов. По прогнозам ООН, продолжающийся рост численности населения и урбанизация приведут к увеличению на 2,5 миллиардов человек городского населения в мире к 2050 году, при этом наиболее быстро растущие городские агломерации – это средние города и города с менее чем 1 млн жителей, расположенные в Азии и Африке (рис. 1). Прогнозируется, что к 2030 году 41 городских агломераций мира будут вмещать, по крайней мере, 10 миллионов жителей каждый [1].
Рис. 1. Доля городского населения в мире в 1990, 2014 и 2050 (прогноз ООН), % [1]
Однако в последнее десятилетие можно говорить о постепенном демографическом и экономическим насыщении сверхкрупных и крупных городов и усилении в них агломерационных процессов. Происходит так называемый процесс агломерирования городов – сочетание процессов урбанизации и субурбанизации в крупных городах регионального значения с формированием устойчивых процессов трудовой миграции и пригородной жилой застройки.
Таким образом, возникает необходимость перевода объективно развивающихся агломерационных процессов в управляемую систему управления агломерациями в условиях компликации региональной политики в части учета положительных и отрицательных агломерационных эффектов. Несмотря на наличие значительного числа исследований основ управления агломерациями, фактическое применение предлагаемых моделей и принципов управления, а также их внедрение в существующую систему административно-территориального устройства региона остается проблематичным, что связано с институциональными ограничениями и организационной неоформленностью объективно формируемых агломераций.
Выделение городских агломераций подразумевает создание новой системы управления территориальным и стратегическим развитием городских территорий. При этом необходимо не столько постоянное административное вмешательство, сколько создание условий для дальнейшего их функционирования и развития на самостоятельной основе с учётом интересов основных агентов территорий [3]. Здесь возникает проблема, что при формально равном статусе одних и тех же групп стейкхолдеров существует риск того, что некоторые представители бизнеса, органы власти городов-ядер агломерации пожелают «продавить» свои собственные интересы и стратегии в ущерб интересам агентов других территорий в составе агломерации. Взаимодействие с внешними стейкхолдерами агломерации значительно усложняется (что вызвано характером агломерации как центра региона), и это требует внимания от органов государственной власти региона к агломерации. Все это требует построения корректной системы коммуникации при осуществлении межтерриториального взаимодействия в агломерации и формирования системы управления ею.
Особенность управления агломерацией как сложной системы заключается в двойственности ее содержания: с одной стороны, как территориальной надстройки экономической подсистемы, а с другой как территориальной подсистемы региона, что ставит перед автором сложную методическую проблему построения системы управления, а именно выбор модели управления агломерацией. В первом случае, агломерация функционирует и развивается как мезоуровень экономической системы региона, откуда поступает основной поток трудовых, инвестиционных и иных ресурсов, в которой сложившаяся система хозяйственных контактов проецируется на всю систему региональной организации экономики [5]. Во втором случае агломерация является формой внутрирегиональной локализации территориальных социально-экономических систем (субрегион), что обуславливает необходимость учета интересов как муниципальных образований (МО), так и региона при определении вектора дальнейшего развития [6].
Существующие модели управления агломерацией, как правило, учитывают только второй аспект агломерации, что сказывается на выборе форм органов управления и организации взаимодействия между ними). Проблему выбора модели системы управления необходимо решать на основе комбинации двух подходов к пониманию сущности агломерации: агломерации как квази-муниципального образования и агломерации как квази-корпорации (рис. 2).
Рис. 2. Подходы к пониманию сущности агломерации
Рассмотрим сущность агломерации с точки зрения корпоративных структур, а именно как мезоэкономический уровень в системе экономических отношений. Корпоративные отношения складываются в процессе хозяйственной деятельности и охватывают различные направления деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению. Целесообразность создания корпоративных структур в экономике заключается в двух преимуществах: привлечение капитала осуществляется под крупные инвестиции (для осуществления масштабных проектов) и диверсификация производства и рисков.
Наиболее близким по иерархии управления, организационному оформлению и взаимодействию между субъектами к агломерации будет такой вид корпоративной структуры как холдинг. Агломерация в этом плане характеризуется интенсивным протеканием процессов интеграции, а также развитие экономических отношений и социального партнерства. В отличие от других видов корпораций, холдинг является объединением самостоятельных субъектов экономических отношений, имеющих свои функции и обладающих собственными ресурсами. Головная компания обладает полномочиями управления деятельностью других участников либо в соответствии с договором, либо иным образом, посредством определения принимаемых такими обществами решений в целях выполнения общих задач и обеспечения эффективного функционирования холдинга в целом [2].
В агломерации так же, как и в корпорации, решаются вопросы привлечения капитала на реализацию крупных проектов. При этом, объективные особенности инвестиционного климата региона не гарантируют большой приток инвестиций в экономику. Для этого необходимо осуществление ряда мероприятий в рамках территориального маркетинга, использование инструментов которого в агломерации, поскольку результативность мероприятий по воспроизводству спроса на ресурсы территории может обеспечить эффект не только для самого города, но и для его прилегающих территорий [9].
Объединение ограниченных возможностей всех органов местного самоуправления, входящих в агломерацию, позволит сконцентрировать их на задаче создания системы управления, работающей на нужды всех МО, чьи администрации консолидировали свои ресурсы (трудовые, финансовые, административные и т.д.). Как и в корпоративных отношениях, интеграционные процессы в агломерации приносят синергетический эффект, возникающий благодаря экономии на масштабах деятельности, взаимодополнению ресурсов, снижению издержек, повышение эффективности управления и другим факторам.
Таким образом, с этой точки зрения, агломерация представляет собой объединение основных агентов МО в ее составе, а создание органа управления обосновывается необходимостью применения инструментов эффективного использования находящимися в распоряжении МО ресурсов, текущего и стратегического управления и планирования, эффективного распределения ресурсов и денежных потоков для реализации определенных проектов. Финансовые механизмы системы управления агломерацией, в первую очередь, должны строиться на принципах проектного финансирования.
Рассмотрим сущность функционирования агломерации как субрегионального образования. На субрегиональном уровне реализуются основные направления территориального развития муниципальных образований с учетом интересов региона, а также осуществляется межмуниципальное сотрудничество. Субрегион – это территориальная социально-экономическая подсистема региона (группа МО), обладающая свойствами относительной целостности, выделенная по каким-либо общим экономико-географическим, административным, природно-климатическим и другим взаимосвязанным между собой признакам [7]. Отличительными особенностями субрегиона являются целевая направленность (комплексное решение социально-экономических проблем), программный характер управления и деятельности, превалирование вертикальных связей (государство – МО) перед горизонтальными (МО – МО).
Роль и место субрегиона заключается в решении задач развития территорий субъекта федерации в рамках единой региональной экономической политики с учетом местной специфики, а также тех задач, которые муниципальные образования не могут решить в отдельности в силу ограниченности полномочий и ресурсов. Таким образом, с этой точки зрения, агломерация является местом приложения интересов региональных властей. При формировании системы управления, с этой точки зрения, на первый план выходит социальный фактор (решение вопросов текущей жизнедеятельности населения), что вызывает необходимость снижения отрицательных последствий агломерации.
В городской агломерации маятниковая миграция приводит к тому, что население устраивается на работу и платит налоги в бюджет города-ядра, при этом, проживая на периферии, где больше возможностей для индивидуального жилищного строительства и лучше экологические условия, требует от местных органов власти периферии решения удовлетворения своих потребностей (жилищно-коммунальных, образовательных, медицинских и др.). Такая несправедливая система распределения ресурсов и интересов приводит к диспропорциям в социально-экономическом развитии МО в агломерации и снижению финансовой самостоятельности МО периферии. Этим и определяется необходимость административных методов управления агломерацией, особенно в части регулирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг [4].
Таким образом, комбинирование двух подходов позволит выделить в субъекте управления их функции: представительская с позиции субрегиональной сущности агломерации и защиты интересов ее составных элементов (муниципалитетов) и исполнительская с позиции мезоэкономической сущности агломерации и решения отраслевых и межотраслевых проблем развития.
Объединение МО в агломерацию превращает территорию в точку устойчивого и динамического роста со значительным социальными и экономическими эффектами: повышение конкурентоспособности агломерации; регулирование внутренней миграции (маятниковой) ближайших к крупному городу; предотвращение миграционной перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуры города-ядра; смена акцента развития города-ядра на периферию агломерации; прогноз потребности и сбалансирование развитие производственных площадок; возможности реализации крупных инфраструктурных проектов и др. Все это выражается в активизации экономического потенциала входящих в состав агломерации МО. Роль агломерации как новой модели пространственного развития экономики региона объясняется усилением ее места в регионе не только как центра расселения, но и как локомотива роста экономики со специализацией на наиболее прогрессивных видах экономической деятельности.
Литература:
- The 2014 Revision, Highlights // The United Nations. URL: http://esa.un.org/Unpd/Wup/Highlights/WUP2014-Highlights.pdf (дата обращения: 2.03.2016).
- Белых В.С., Берсункаев Г.Э. Холдинги и холдинговое законодательство в России // Бизнес, менеджмент и право. — 2007. — № 1 (13). — С. 86–88.
- Гайнанов Д.А., Мигранова Л.И., Сайфуллина Л.Д. Агент-ориентированное моделирование системы территориального развития // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV международной научной конференции В 2т. Т.2. — Уфа: УГАТУ, 2015. — С. 141-145.
- Зиннурова Г.Р., Атаева А.Г. Отдельные аспекты предоставления и финансирования муниципальных услуг для удовлетворения базовых потребностей экономических агентов муниципального образования // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — №2. — С. 274-278.
- Кобзева А.Ю., Атаева А.Г. Базисные факторы формирования трудового потенциала региона в условиях усиления межмуниципальных связей городских агломераций // Фундаментальные исследования. — 2015. — №11-6. — С. 1184-1189.
- Орешников В.В., Низамутдинов М.М. Модельный инструментарий обоснования стратегий развития субрегиональных экономических систем // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2013. — Т. 6. — № 6 (32). — С. 66-75.
- Тажитдинов И.А., Атаева А.Г. Методологические основы изучения сущности и способов организации внутрирегиональных территориальных социально-экономических систем // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 450.
- Чернуха Д.С. Инновации и региональный туризм на примере Республики Башкортостан // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы IX Всероссийской научно-практической internet-конференции. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. — С. 255–258.