В данной статье в рамках стратегии инновационного развития Правительства Российской Федерации рассматривается развитие России по инновационному сценарию, поэтому особое внимание уделяется проблемам функционирования и развития агломераций. В наши дни особое значение приобретает изучение различных теоретических и практических аспектов управления развитием агломерационных процессов. Значимость этих исследований предопределена тем, что в большинстве развитых стран агломерации являются основными формами территориальной организации. Сегодня, в посткризисное время, появилась потребность территориальной реорганизации России, предусматривающей дробление территории страны на агломерации, что становится еще более приоритетным направлением. Это связано с будущим совершенствованием и реконструкцией экономики России и требованиями, которые создаются внешней средой, а также выполнением в России новой территориальной политики, полагающей образование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.
Ключевые слова: агломерация, агломерационные процессы, управление, проблемы развития
Не так давно правительство Российской Федерации и Администрация Президента РФ опубликовали концепцию территориальной реорганизации России путем разбиения ее на двадцать агломераций. Основная идея данной концепции состоит в том, чтобы в полном объеме изменить административное деление страны — на смену 83 субъектам Федерации придут 20 крупных агломераций с населением свыше одного миллиона человек [1]. Неизбежность настоящей реформы поясняется тем, что текущее территориальное устройство Российского государства имеет свои недостатки, например, территориальные органы федеральных органов власти располагаются не там, где необходимо, а нынешние нормы на максимальное количество сотрудников и оптимизация сети школ, детских садов, поликлиник, больниц, почты объективно ухудшают уровень жизни на сельских территориях и в малых городах.
Россия — это «страна городов», которые представляют собой узлы фундаментального каркаса страны, «сердце» системы расселения. Толчок к процессу развития в нашей стране все время исходил из пункта наибольшего скопления человеческих ресурсов. Процедура формирования агломераций в России в свою очередь стала объективным эволюционным процессом городского самосовершенствования. В процессе роста города, увеличения многообразия выполняемой им деятельности, расширялся размах зоны его воздействия на примыкающие территории. Город достигал некоторого порога постгородского развития и превращался в агломерацию. По этой дороге, в большей части случаев, внезапной, происходило зарождение многих российских агломераций.
Огромные территории России испытывают необходимость в создании агломераций, так как при их помощи реализовывается действенное экономическое сокращение территорий. К этому обязывает положение страны, находящейся в тяжелой экологической ситуации, а также неизбежность стимулирования развития крупных городских агломераций, где есть возможность осуществления объединенных проектов развития. Побуждает к созданию агломераций и нынешняя борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), гарантирующий стабильность системы обеспечения жизнедеятельности в полном объеме.
Очередной импульс агломерационному процессу был придан в 2013–2014 гг. согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [4], разработанному Министерством Экономического Развития Российской Федерации. Согласно которому основным направлением пространственного развития России станет увеличение насыщенности человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов в больших городах и создание двадцати агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. Эти агломерации будут способны реализовывать специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, станут локомотивами роста, будут развивать новые инновационные кластеры.
В связи с этим еще в 2013 г. Министерством регионального развития РФ был принят План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации» [3]. Приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 марта 2014 г. N 74 и N 75 были установлены последняя редакция Положения о Межведомственной рабочей группе по социально-экономическому развитию городских агломераций и подготовлен отбор пилотных проектов по испытанию и модернизации механизмов по координации развития городских агломераций в России [5]. Поэтому весной 2014 года был создан перечень заявок на участие в проекте модернизации городских агломераций. В настоящее время существуют разработанные концепции Барнаульской, Кузбасской, Красноярской, Новосибирской, Владивостокской, Южно-Башкортостанской, Махачкалинско-Каспийской, Самарско-Тольяттинской, Горнозаводской, Ставропольской, Тульской, Ульяновско-Димитровградской, Челябинской агломераций, которые вошли в список пилотных проектов Министерства регионального развития России.
Однако, невзирая на наличие концепций, стратегий, прогнозов, планов, равно как и отдельных экономических и пространственных проектов, относящихся к развитию крупных городов в России, а соответственно и попыток их осуществления на практике, полагается удостоверить недостаток системного подхода к разрешению настоящего вопроса. Несомненная несогласованность в названиях городских агломерационных объединений, предположениях и стратегиях социально-экономического обновления территорий резко бросается в глаза.
Для усовершенствования агломерационных процессов требуется основательная переоценка законодательных норм по вопросам сущности, а также процессов создания и эволюции агломераций. Награждение агломерации свойством «комплексности» обозначает равенство не только социально-экономических процессов, происходящих на её территории, но и равенство управления, что равным образом предполагает координирование потребностей всех уровней власти и выработку единой стратегии, а также модели управления формированием и развитием агломераций [2]. Из-за отсутствия законодательной базы появляется значительный круг проблем не только в процессе управления, но и при создании документов территориального планирования. В связи с этим нужно произвести: реконструкцию законодательной базы на всех уровнях власти; создать механизмы налаживания происходящих процессов. Решение этих и многих других проблем можно устроить в рамках отдельных проектов, изучающих территорию агломерации как единую социально-экономическую систему. Следом более детально рассмотрим основные проблемы, с которыми встречаются регионы при формировании агломераций.
Таблица 1
Проблемы при формировании иразвитии агломераций
№ |
Сфера, вкоторой возникает проблема, при формировании агломерации |
Проблемы |
1 |
Экономика |
Проблемы экономической сферы напрямую связаны с развитием городской инфраструктуры: – создание более интенсивного транспортного сообщения между городом –ядром и городами спутниками влечет дополнительные затраты (например, строительство дорог); – расширение территорий требует развитости строительного рынка и достаточного строительного потенциала города-ядра; – внедрение единых тарифов на ЖКХ невозможно осуществить в краткосрочный период из-за различий в социально-экономическом уровне поселений; – неравномерное распределение доходной базы муниципальных образований(интеграция бюджетной системы приведет к субсидированию «богатыми» поселениями «бедных») |
2 |
Инфраструктура |
– недостаточная пропускная способность; – проблемы при подключении к коммунальным ресурсам; – малое количество объектов инфраструктуры в городах-спутниках (больницы, школы и т. д.) |
3 |
Муниципальное управление и правовое регулирование |
– – несовершенство законодательной базы (отсутствие понятия «агломерация») и нормативно-правовой базы (в части межмуниципального сотрудничества); – отсутствие механизмов согласования и принятия управленческих решений в части формирования и функционирования агломераций; – нежелание муниципальных образований сотрудничать и принимать компромиссные решения, несогласованность перспектив развития поселений; – отсутствие институциональных условий формирования и развития агломераций, отсутствие системы документов долгосрочного развития. |
4 |
Экология |
– поддержание в нормативном состоянии присоединенных земель; – внедрение инженерно-коммунальной инфраструктуры в городах-спутниках разрушает экологию; – удаление города-ядра от рекреационных зон. |
5 |
Социальная сфера |
– существенное отличие в уровнях доходов внутри агломерации; – трудовая миграция — процесс медленно реализуемый. |
Решение актуальных проблем заключается в серьезной проработке и понимании приобретенного опыта по формированию и развитию агломераций, как в зарубежных странах, так и в современной России.
Литература:
- Бирюков С. Проект «20 агломераций». Шанс для провинциальной России? // Агентство политических новостей. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apn.ru/ publications/article23519.htm (дата обращения: 22.03.2017).
- Пивень Д. А. Региональная агломерация и предпосылки ее создания // Вестник ЯрГУ. Серия гуманитарные науки. 2014. № 1(27). С. 133–138.
- План мероприятий («дорожная карта») «Развитие агломераций в Российской Федерации». — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/wg/dk (дата обращения 21.03.2017).
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения 21.03.2017).
- Министерство регионального развития Российской Федерации. Приказ
- от 18 марта 2014 года N 75 «О мерах по реализации отбора пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации» — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499096497 (дата обращения 21.03.2017).