В статье оценивается кластерный подход как основа для привлечения иностранных инвестиций в регион. Выделяются проблемы и недостатки развития кластера в российской экономике
Ключевые слова: кластер, кластерный подход, региональная экономика, иностранные инвестиции, социально-экономическое развитие, инновации, инвестиционный потенциал, иностранный инвестор.
Российские регионы в настоящее время находятся в конкурентном положении за привлечение инвестиций в регион. Одним из способов привлечения иностранных инвестиций в целях улучшения обеспечения устойчивого социально-экономического развития, формирования благоприятной деловой среды и повышения инвестиционного потенциала является кластерный подход.
Кластерный подход является перспективным инструментом с инновационной ориентированностью для повышения конкурентоспособности, развития экономики, повышения качества жизни, стимулирования инноваций, развития новых направлений и т. д.
Основоположником кластерного подхода в экономике признан М. Портер, который определял кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». [1]
Кластеры являются инновационными системами с высоким уровнем конкуренции, которые могут создать огромный потенциал для устойчивого роста, как региональной экономики, так и страны в целом. Решающую роль в развитии кластера играют не только инвестиции, но и консолидация усилий органов власти для оказания содействия потенциальным участникам кластера в государственной поддержке.
Главной отличительной чертой кластера является то, что в ней формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в нее фирм и процветанию региона. Вместе с тем, формирование одного кластера способствует развитию взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, что повышает производственный, научно-технологический и образовательный потенциал региона.
Эффективная кластерная политика влияет в первую очередь на повышение роста экономики за счет многих положительных факторов таких как:
- формирование и увеличение налоговой базы;
- кластерные территории помогают развиваться прилегающим территориям;
- увеличение конкурентоспособности региона и России в целом;
- расширение возможностей для привлечения иностранных инвестиций;
- расширение инновационной инфраструктуры;
- создание крупных предприятий сопровождается развитием малых, что влияет на конкурентоспособность региона.
Необходимо отметить, что основными ориентирами кластерной политики должны стать не только разработка и развитие региональных инвестиционных проектов в целях получения поддержки от иностранных инвесторов, но и активное привлечение иностранных предприятий из смежных секторов экономики и сферы услуг на территорию кластера.
В целях поддержки российской экономики и развития инвестиционной инфраструктуры, стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено формирование инновационных территориальных кластеров.
Под инновационным территориальным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
- объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
- механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
- синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации. [2]
Активная кластерная политика в регионах способствует не только повышению инвестиционной привлекательности, но и взаимовыгодному сотрудничеству между участниками кластера, развитию смежных отраслей экономики, формированию инновационной инфраструктуры. Кроме того необходимо признать, что на основе успешного опыта деятельности регионов по созданию и развитию кластеров разрабатываются принципы кластерной политики в других субъектах России.
Например, лидирующие позиции по привлечению в экономику региона иностранных инвестиций благодаря, продуманной стратегии социально-экономического развития, занимает Калужская область, которая, не имея начального капитала в виде богатства недр, стала одним из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвесторов. Калужская область поражает не только количеством и скоростью притока инвестиционного капитала или всемирной узнаваемостью инвесторов, уже работающих на территории региона, но не в меньшей степени — высокой инновационностью многих реализуемых проектов. Во многом за счет создания новых высокотехнологичных предприятий Калужская область сейчас входит в число самых инновационно-развитых регионов России. И, как известно, инвестиционная стратегия Калужской области имеет кластерный характер:
- Автомобильный кластер;
- Фармацевтический кластер;
- Агропромышленный кластер;
- Транспортно-логистический кластер;
- Кластер информационных технологий;
- Туристско-рекреационный кластер. [3]
В настоящее время многие регионы, обладая значительным потенциалом, с учетом специфики каждого субъекта прибегают к инновационным путям развития экономики на основе кластерного подхода. При этом следует отметить, что присутствует диспропорция развития территорий в стране и нарастание территориальных диспропорций в экономическом развитии может негативным образом отразится на российской экономике в целом.
В настоящее время прорабатываются меры, направленные на снятие барьеров, препятствующих развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера. Основными ключевыми барьерами, влияющими на развитие кластерной политики в регионах и в России в целом, являются:
- низкая восприимчивость многих предприятий к инновациям;
- низкая конкурентоспособность ряда регионов;
- дефицит квалифицированных кадров;
- высокие экологические нагрузки на регионы ряда производств;
- несогласованность между различными уровнями органов власти;
- неразвитость, либо полная изношенность инфраструктуры;
- и многое другое.
Кластеры в обязательном порядке должны формироваться и развиваться при поддержке местных органов власти и самоуправления. Благодаря этому, кластерные структуры смогут решать во властных структурах вопросы улучшения условий деятельности и защиты интересов своих участников. В своей деятельности кластер создаст оптимальную, упрощенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров. [1]
Россия научилась развиваться в неблагоприятных внешних условиях. Об этом заявил Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития. Он подчеркнул, что потенциал у страны есть, и правительство сможет справиться с новыми вызовами. Принятые кабинетом меры, в том числе, поддержка промышленности и банковского сектора позволяют надеяться на положительную отдачу. Вместе с тем, глава правительства напомнил о нерешённых проблемах. Речь, в частности, идёт о небольшой доле в экономике среднего и малого бизнеса, а также о невысокой эффективности управления. [4]
«Определенная стабилизация произошла, рассчитываем, что пик инфляции пройден. Тем не менее, негативные тенденции в целом пока сохраняются, прогнозные оценки по основным макроэкономическим показателям, к сожалению, пока трудные. Что особенно сегодня тревожит — ощутимое сокращение инвестиций, тем более что от сегодняшней инвестиционной активности зависит развитие нашей экономики в будущем», — сказал Дмитрий Медведев. [4]
На сегодняшний день в условиях кризиса и политической нестабильности кластеры являются главным звеном коммуникации с иностранными инвесторами. Эффективные инвестиционные стратегии регионов на основе кластерного подхода могут положительно повлиять на привлечение иностранных инвестиции со стороны крупных инвесторов.
В целях эффективной реализации инвестиционных стратегий, регионы России в первую очередь должны уделить внимание преодолению различных барьеров, препятствующих развитию кластеров. Следует сделать акцент на:
- скоординированную работу по подготовке инвестиционных площадок и их полное оснащение необходимой инфраструктурой;
- отток населения и в особенности высококвалифицированных кадров;
- ликвидацию территориальных диспропорций развития регионов;
- создание эффективной системы государственной поддержки инновационной деятельности на территориях кластера;
- создание нормативно-правовой базы для поддержки участников кластера;
- комплексное привлечение инвестиций из различных источников;
- проведение постоянного мониторинга деятельности регионов в целях выявления наиболее успешного опыта по созданию и развитию кластера.
Литература:
1. Шепелев И. Г., Маркова Ю. А. Туристско-рекреационные кластеры ¾ механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). ¾ 2012. ¾ № 3 (11)
2. Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса: http://innovation.gov.ru/
3. Шабанова К. Р. Оценка инвестиционного климата в Калужской области [Текст] / К. Р. Шабанова // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 522–525.
4. Официальный портал Первого канала: http://www.1tv.ru/news/economic/282531