Вопрос о повышении эффективности российской экономики, ухода от сырьевой зависимости, нечувствительности к колебаниям мировых цен на нефть, к изменениям курса рубля по отношению к мировым валютам имеет свою актуальность довольно длительное время. Проблема импортозамещения продуктов и технологий для России не является чем-то новым. Однако, в условиях политической нестабильности, когда с марта 2014 ряд стран начал вводить санкции по отношению к России, в условиях резкой девальвации рубля в декабре 2014 года, которая привела к повышению тревоги населения и экономических агентов относительно экономических трендов в 2015 году, она встала особо остро и потребовала более значимых и действенных шагов, как от государственных, так и от бизнес-структур. В этих условиях появляется в первую очередь необходимость определения критических направлений импортозамещения, где Россия сможет осуществить прорыв, где она сможет применять новые опережающие технологии.
Поскольку вопрос импортозамещения приобрел особую злободневность, стал жизненно важным для многих российских компаний и требует от государства решительных действий, нужно дать четкое определение импортозамещения, обозначить строгие критерии для этой категории. На наш взгляд, основой определения категории «импортозамещение» должно стать развитие науки и технологий, а не отдельных продуктов. Простое копирование не даст ожидаемого эффекта. С этих позиций необходимо рассматривать не единичные фрагментарные действия отдельных структур и регионов, а создание целостных национальных систем, которые будут способствовать развитию российских конкурентных импортозамещающих производств.
Решение многих проблем, с которыми Россия подошла к 2015 году, на наш взгляд, в комплексе возможно путем формирования в регионах инновационных промышленно-образовательных кластеров. Именно такая форма кластеров даст возможность сделать рывок в создании и развитии импортозамещающих производств.
В современной экономической литературе содержится значительный объем теоретических и эмпирических работ, посвященных анализу динамики и структуры импорта, проблемам оценки спроса, в том числе на импортные товары. Значительное число работ таких авторов как А. Дитон, Г. Тейл, П. Изард, Н. Джей, Л. Притчетт, М. Голдстайн, М. Хан, Дж. Маркес, А. Сенхаджи и др. посвящено оценке влияния различных факторов на спрос на импорт в развитых и развивающихся странах, в переходных экономиках, а также анализу отдельных факторов, определяющих динамику выпуска и импорта. Если говорить о кластерах, то считается, что понятие кластера в экономику ввел М. Портер. Согласно его теории, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Он рассматривал кластер как способ повышения конкурентоспособности экономической системы [1].
Анализ современного состояния процесса формирования и функционирования кластеров показывает проблемы, которые необходимо учитывать и решать, как научному сообществу, так и государственным структурам.
Первая проблема, на наш взгляд, связана с применением зарубежного опыта кластерного развития. Можно ли напрямую переносить международные наработки на российскую практику, однозначно сказать трудно.
Вторая проблема — определение границы между «конструктивным» кластером и «деструктивным» монополистическим сговором. Здесь можно уточнить, что отличие кластерного образования от других экономических образований заключается в том, что промышленные предприятия и другие учреждения кластера не идут на полное слияние, а формируют механизм взаимодействия, позволяющий при сохранении статуса юридического лица сотрудничать с другими предприятиями кластера и за его пределами. Кластеры позволяют использовать сложные комбинации конкуренции и кооперации.
Третья проблема — определение возможностей и преимущества интеграции предприятий конкретного региона в кластеры. Россия — страна, обладающая огромной территорией. Российские регионы развиваются по-разному, уровни эффективности регионов разнятся в разы. Методические подходы по созданию кластеров должны учитывать такую специфику. Здесь же можно назвать и неоднородную восприимчивость инноваций и способность генерации инноваций.
Четвертая проблема связана с кадровой составляющей процесса кластеризации. Для большинства учебных заведений, организующих подготовку специалистов, требуемых экономике, характерны устаревшие образовательные процессы и организационные структуры, противоречия в развитии институциональной и образовательной структур вузов, слабая интеграция ссузов и вузов в экономику региона. Часто взаимодействие образовательных учреждений и промышленных предприятий носит формальный характер, в основном обусловлено административным нажимом, потенциальные работодатели не заинтересованы в совместной с образовательными учреждениями подготовке специалистов. Наблюдается ограниченность деятельности вузов границами муниципальных образований, субъектов РФ, либо макрорегиона из-за неразвитости сетевого взаимодействия.
К пятой группе проблем предлагается отнести недостаточность качества и доступности транспортной и инженерной инфрастуктуры; отсутствие системы эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера; ограниченность доступа к зарубежным рынкам, особенно актуальной в период действия санкций ряда стран по отношению к России; низкий уровень кооперации, отражающейся в низкой доле комплектующих, производимых внешними поставщиками.
Однако, несмотря на массу проблем, появляющихся в кластерных процессах, существует множество фактов, подтверждающих необходимость создания и поддержки российских кластеров. Это выражается в мультипликативном эффекте кластеризации для российской экономики, в том числе и в значительном подъеме отечественной промышленности, что позволит снизить зависимость российской экономики от негативного влияния внешних факторов. В представленной модели влияния кластеров на экономическую политику региона хорошо прослеживаются все направления, по которым возможно получение эффектов.
Выгоды кластера проявляются по всем направлениям кластерных связей: стимулируются научно-исследовательские работы, находятся необходимые средства для внедрения новых разработок и стратегий для производителей, пришедших в кластер; обеспечиваются свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств; появляются совершенно новые возможности и пути повышения конкурентоспособности благодаря использованию взаимосвязей внутри кластера; создаются новые рабочие места, работники предприятий кластера получают возможность доведения своей квалификации до уровня, требуемого работодателем, студенты ссузов и вузов получают возможность в рамках кластера получать те компетенции, которые нужно работодателю, реализовывать свой интеллектуальный потенциал в рамках создания инновационных продуктов кластера; взаимодействуют предприятия разных отраслей, что дает возможность перехода от узкой специализации к интеграции в управленческой деятельности; объединяются предприятия и организации различной направленности (промышленные предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские структуры, венчурные фирмы и т. д.), что приводит к возрастанию роли инноваций и предпринимательства; вовлекаются предприятия различных форм собственности, что способствует формированию эффективных механизмов рыночной конкуренции; увеличивается скорость выхода продукции через внедрение инноваций и предприятия кластера ориентируются на создание высокой добавленной стоимости и повышение качества работ; поддерживается благоприятный инвестиционный климат, что обеспечивает рост количественных и качественных показателей инвестиций в расширенное производство товаров и услуг.
Таким образом, в условиях острой необходимости развития импортозамещения в России должны активизироваться инновационные процессы, процессы создания собственных производств конкурентоспособных продуктов и технологий. Обеспечение такой активизации возможно при оживлении кластерного развития регионов путем создания инновационных промышленно-образовательных кластеров; государственной поддержки кластеров на всех уровнях развития производства, основанном на сильных территориальных сторонах и региональных преимуществах; организации хорошего взаимодействия между федеральными органами власти, выстроенном на определенном понимании федерального центра, как строятся кластеры в регионах; формирования эффективного механизма взаимодействия участников кластера, использования сложных комбинаций конкуренции и кооперации; тесной взаимосвязи науки, образования, бизнеса и государства, что позволит ему быть включенным в происходящие изменения в технологических и производственных сферах. Тем самым кластеры становятся «локомотивами» отечественного производства и обеспечивается мультипликативный эффект роста экономического благосостояния страны.
В силу ограниченности возможностей действующих инструментов государственной поддержки кластеров (жесткие бюджетные ограничения на федеральном и региональном уровнях; государственные и федеральные целевые программы отражают отраслевые приоритеты, но не учитывают приоритеты развития кластеров), возникает необходимость определения меры государственной поддержки (направления поддержки, ее финансовое и организационное обеспечение). Кроме того, появляется потребность в структуризации унифицированного инновационного промышленно-образовательного кластера, поскольку российские регионы отличаются большим разбросом по показателям уровня развития. Недостаточность разработанности данных проблем дают основания положить их в основу дальнейших исследований автора.
Литература:
1. Портер М. Ю. Конкуренция. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005.
2. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. No 596
3. Стратегия инновационного развития России до 2020 года
4. Глухова М. Кластеры — нужны ли они российской экономике?// Промышленник России. 2012. № 10.
5. Егорова М. С. Технологические платформы и кластеры как инструменты модернизации экономического развития// Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11–8. — С. 1626–1630