Развитие малого предпринимательства в России в условиях кризиса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 2112 раз

Библиографическое описание:

Маслакова, Е. С. Развитие малого предпринимательства в России в условиях кризиса / Е. С. Маслакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10676/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние несколько лет мировая экономика претерпевает экономический кризис, что не могло не сказаться на нашей стране. Началась инфляция, экономика стала крайне нестабильной. Большое влияние оказал рост курса валют. В частности, надежность доллара США снизилась, сократилась международная торговля, снизился спрос на основные виды ресурсов.

Западные санкции, направленные на подрыв основ российской экономической стабильности, поставили на повестку дня вопрос о поиске новых путей развития всех сфер экономики, снижения зависимости российской экономики от импорта.

Для обоснованного влияния на повышение роли малого предпринимательства в обеспечении импортозамещения, необходимо иметь четкое представление о его реальном состоянии, направлениях развития в настоящее время. В этом контексте интересно рассмотреть положение малого бизнеса в создавшихся условиях.

Данный вид деятельности начал развиваться в России в 90е годы и за это время прошел довольно-таки интересный путь, начиная от рыночной торговли в буквальном смысле и заканчивая цивилизованными рыночными отношениями в настоящее время.

Тем не менее, развитие малого предпринимательства в настоящее время идет менее активно, чем два десятилетия назад. По этому поводу Д. А. Медведев высказался:«сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда нет такого желания заниматься бизнесом, как это было, например, лет 15 назад…нам нужно обязательно её переломить, потому что во всём мире собственное дело считается лучшим применением своих талантов при максимальном уважении к тем, кто служит государству. Именно такую атмосферу государство обязано создать». [2].

Данное высказывание свидетельствует о том, что государство осознает необходимость развития малого предпринимательства в современных условиях и ведет разработку программ поддержки.

Финансовый кризис в России оказал большое влияние на доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, на потребительскую активность населения, на возможности реализации инвестиционных проектов. Тем не менее, существует экспертное мнение, что малый бизнес меньше подвержен влиянию кризиса, чем средний или крупный. Такое явление характерно на начальном этапе, в дальнейшем прогнозируется ухудшение ситуации и для малого предпринимательства.

Следует обратить внимание, что малые предприятия играют важную социальную и инновационную роль в экономике, благодаря своей гибкости, простоте и стоимости управления, способности мобилизовать финансовые и производственные ресурсы. При этом малое предпринимательство сильно зависит от внешней среды, испытывает неустойчивость к финансовым потрясениям, к недостатку ресурсов и сложности в реализации товаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис в ближайшее время может отрицательно сказаться на малом предпринимательстве в нашей стране. Особенно остро это касается торговых предприятий, в связи с падением курса рубля. Произошло нарушение связей с производителями товаров, схемы товаропотоков перестают работать в условиях кризиса. Заметна нехватка оборотных средств, например, в Москве она снизилась в 2–3 раза. В целом, работа предприятий малого бизнеса в условиях кризиса испытывает сложности.

Главной проблемой развития малого предпринимательства в условиях кризиса является нехватка финансовых ресурсов. Банкам невыгодно выдавать небольшие кредиты, в размере 200–300 тыс. руб., которые требуются малым предприятиям. Это связано с тем, что выдача кредита требует работы с предприятием, изучения его кредитоспособности. Затраты на работу с крупными и малыми предприятиями примерно равны, а доход от кредитования крупных предприятий существенно больше. Следует сказать и том, что в нашей стране практически не развиты такие программы финансирования малого бизнеса, такие как микрофинансирование, кредитная кооперация или финансовый лизинг [1].

Для решения этих проблем ведется разработка планов поддержки малого предпринимательства, но и они являются несовершенными, тк ориентированы на сектор в целом, а не на конкретные направления. На деле же, необходимо учитывать социальные и организационные различия. Это может выражаться в предоставлении налоговых льгот, кредитов на особых условиях, модернизация оборудования, ускорение амортизационных списаний и т.д.

Государственная политика в области развития малого предпринимательства представляет собой комплекс мероприятий правового, экономического, политического, социального, информационного, консультационного, образовательного, организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей в этом секторе экономики.

Поддержка со стороны государства подразумевает не только выделение денежных средств, но и создание соответствующих условий в стране, которые будут способствовать развитию малого предпринимательства. Так, еще в 2014 году В. В. Путин говорил о снижении стоимости кредитов для малого предпринимательства, о подготовке специалистов высокой квалификации и о выходе на торговые сети. Все это является необходимыми условиями развития, даже вне контекста экономического кризиса и санкций [4].

В настоящее время малому предпринимательству необходима поддержка со стороны государства в форме софинансирования по процентным ставкам, обеспечения гарантий, налоговых вычетов и ускоренной амортизации. Многое из этого разрабатывалось до введения санкций. Так же необходимо стимулировать и развивать связи малого, среднего и крупного предпринимательства, согласовывать бюджетную и кредитную политику государства для повышения конкурентоспособности производств и экономической независимости нашей страны.

Далее, рассмотрим основные программы по развитию малого предпринимательства.

По данным Минэкономразвития России в 2016 году малому и среднему бизнесу планируется предоставить субсидий на 10,2 млрд. рублей и 1,66 млрд. рублей на софинансирование объектов капитального строительства.

Данные цифры были обозначены в рамках совещания, на котором обсуждался конкурсный отбор по предоставлению субсидий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Если рассматривать Федеральную поддержку, то здесь нет таких радужных перспектив. В этому году из 26 млрд руб. распоряжением правительства утверждено только 16,9 млрд, которые должны быть поделены между 85 субъектами РФ по итогам конкурсов. А на следующий год, по информации минэкономразвития, будет выделено и того меньше — только 11 млрд на всю программу [3].

Выделенные средства планируется направить на развитие уже функционирующих программ, потому что на развитие их будет явно недостаточно.

В качестве поддержки малого предпринимательства выдвинуто предложение по обеспечению предприятий спросом. Например, в рамках госзакупок. Президент В. В. Путин уже поручил ФАС до 1 октября провести проверку результатов контрольных закупок на предмет нарушений в сфере доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. К этому времени должна быть сформирована специально созданная президентом Госкорпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Она создается на базе Агентства кредитных гарантий и МСП банка. Ее задачей будет формирование долгосрочного спроса на продукцию предприятий малого бизнеса.

Параллельно минэкономразвития сейчас разрабатывает стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ, рассчитанную до 2030 года. Она будет определять систему ответственности по поставленным целям со стороны должностных лиц как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По прогнозам, доля малого и среднего предпринимательства к 2030 году составит 45 %. Для сравнения: сейчас в России действует около 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих занятость 25 % населения и создающих около 21 % ВВП страны. Господдержка будет направлена, в основном, на среднее предпринимательство [3].

В настоящее время класс предпринимателей в нашей стране только начинает формироваться. Преемственность и корпоративные связи слабо развиты. Если сравнивать с другими странами, то у нас в первые три годы работы закрывается значительно больше малых предприятий.

По мнению минэкономразвития, от грантовой поддержки малого предпринимательства придется отказаться. Это связано с тем, что для регионов важнее развитие и поддержка инфраструктуры. Общая тенденция такова, что правительство каждого региона само определяет, на что направить денежные средства.

Что касается крупных городов, то здесь, по мнению экспертов, создается благоприятная среда для малого предпринимательства. Здесь рынок может сам решать вопросы предпринимателей, без вмешательства государства. Например, организуется работа порталов в сфере образования для предпринимателей, по логистике, отраслевые порталы и тд.

В 2016 года наблюдается рост на кредиты в торговом секторе. В основном это кредиты на пополнение оборотных средств.

Большое влияние оказывает макроэкономическая ситуация в стране, динамика внутреннего спроса. Что касается банков, то они отклоняют около 28 % заявок на кредитование малого предпринимательства. Для сравнения, у среднего эта цифра составляет 13,5 %. Главные причины отказов — это нехватка или отсутствие ликвидного залогового обеспечения [1].

В целом, существует следующая тенденция. В стране насчитывается коло 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые не имеют постоянного места работы и не состоят на налоговом учете в качестве предпринимателей. Государство заинтересовано в том чтобы вывести их из тени и разобраться в вопросах самообеспечения. Поэтому необходимо, чтобы малый бизнес был прост, удобен и выгоден. Для этого необходим следующий комплекс мер:

 снижение налоговых ставок;

 упрощение государственной регистрации субъектов предпринимательства;

 упрощение отчетности;

 смягчение налогового контроля и снижение штрафов;

 предоставление особых условий заказов и госзакупок.

Этот комплекс мер, месте с государственной поддержкой, будет способствовать развития малого предпринимательства в России и привлечет в этот сектор больше заинтересованных людей.

Литература:

  1. Портал малого и среднего предпринимательства [электронный ресурс] http://smb.gov.ru/
  2. Российская газета [электронный ресурс] http://rg.ru
  3. Российскийстатистический ежегодник 2015. М.: Росгостат, 2016.
  4. Экономический портал [электронный ресурс] http://economy.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, Россия, среднее, условие кризиса, бизнес, время, комплекс мер, сторона государства, экономический кризис.