Мировой опыт развитых стран доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров. В последние десять-пятнадцать лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира. В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. выявление и стимулирование развития возникающих территориально-производственных кластеров рассматривается как одно из важнейших направлений.
Опыт различных стран свидетельствует об отсутствии единых унифицированных механизмов по созданию, развитию и стимулированию кластеров. Поэтому для реализации вектора модернизации региональной экономики на базе кластерных принципов необходима разработка обоснованной кластерной политики, включающей детальный механизм формирования и государственной поддержки кластеров применительно к российским условиям.
Механизм формирования кластеров на территориальном уровне, а также возможность применения рыночных инструментов при их создании недостаточно изучены российскими учеными, в этой связи данные вопросы в настоящее время являются малоизученными и весьма актуальными.
Кластерная структура экономики и создание системы ее развития являются промежуточным шагом на пути становления современной инновационной экономики. В условиях все более усложняющейся конкурентной борьбы участники кластера объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов для создания новой продукции, достижения большей экономической эффективности и получения доступа к новым технологиям и новым рынкам. Результатом деятельности кластера является диффузия инновационной активности от одного субъекта хозяйственных отношений к другому, поэтому кластеры, как инновационные точки роста, могут стать той основой, на которой может быть сформирована национальная инновационная система.
Формирование кластеров на территории региона позволяет решать не только отраслевые задачи, но и способствует многополярному распределению точек роста по территории региона, и тем самым обеспечивает равномерность и сбалансированность пространственного развития.
Согласно теории М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Таким образом, под кластером понимается сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [6, с.80].
Сельские территории - это территориальные единицы (районы, поселения), в рамках которых формируется поселенческая территориальная общность, характеризующаяся специфическим сельским жизненным укладом, а земля и др. природные ресурсы становятся источниками и факторами социально-хозяйственной деятельности людей. В экономической сфере территории развиваются преимущественно сельскохозяйственные отрасли, продукт которых выступает материальной основой развития территории и источником ее дохода [1].
Целью органов местного самоуправления должно являться повышение конкурентоспособности местных предприятий. Для достижения поставленной цели усилия органов местного самоуправления в пределах своей компетенции должны быть направлены на систематическую реализацию следующих задач:
- вовлечение местных кластерных инициатив в региональные кластеры;
- информационно-аналитическая поддержка местных кластерных инициатив;
- нормативно-правовая поддержка местных кластерных инициатив;
- административная поддержка местных кластерных инициатив;
- налогово-бюджетная поддержка местных кластерных инициатив;
- денежно-кредитная поддержка местных кластерных инициатив;
- инвестиционная поддержка местных кластерных инициатив;
- развитие инновационной составляющей местных кластерных инициатив;
- развитие инфраструктуры;
- развитие и привлечение трудовых ресурсов [2].
Основными направлениями кластерной политики на уровне муниципальных образований могут быть:
- создание кластеров муниципальных предприятий;
- разработка проектов создания кластеров предприятий различных отраслей, продукция которых будет конкурентоспособна на местном, региональном, национальном и глобальном рынках. Информирование инвесторов и оказание содействия в развитии кластера - административными и иными имеющимися ресурсами;
- создание привлекательных условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, высшего и профессионального образования, ассоциаций предпринимателей и др.);
- создание социальных кластеров (для повышения занятости в группах риска, решения социальных проблем, сохранения традиционной культуры и промыслов);
- создание экологических кластеров.
Использование кластерного подхода играет важную роль в формировании стратегии развития муниципального образования. Рассмотрим этот аспект на примере одного из сельских муниципальных районов Ставропольского края – Кочубеевского района.
В качестве методологической основы разработки стратегии социально-экономического развития района избран кластерный подход. Принцип территориально-кластерного подхода к управлению экономическим развитием Кочубеевского района опирается на кластерную политику, преимущества которой связаны с возможностью комплексного межотраслевого взгляда на потенциал и перспективы развития по определенному сценарному варианту для каждого поселения [5].
Кластеры муниципального уровня предназначены для реализации стратегического замысла по достижению экономической суверенности муниципальных территорий. Стратегия территориального кластерного развития основывается на схеме территориального планирования и прогнозной модели экономического и градостроительного развития территории района.
В целом кластеры должны составить общую географию размещения производительных сил на территории района, способствовать формированию единого экономического пространства и, самое главное, стать основой для вовлечения в реализацию общего стратегического замысла всех муниципальных образований (поселений) района.
Реализация принципа экономического суверенитета поселений должна происходить на основе согласованной и последовательной политики органов местного самоуправления путем формирования локальных «точек роста» и территориальных субкластеров местного значения на базе отдельных муниципальных образований (поселений или их группы) с целью преодоления депрессии и депопуляции малых поселений за счет развития конкурентоспособных отраслей хозяйства, рыночной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Экономическая политика местной власти строится на принципах:
- создания условий для более равномерного распределения частных инвестиций между поселениями, обеспечения баланса в размещении производительных сил;
- введения в районные и краевые программы проектов поселений;
- развития территориального и стратегического планирования на муниципальном уровне, широкое внедрение в практику муниципального управления программно-целевых и проектных методов;
- стимулирования органов местного самоуправления к расширению и укреплению налогового потенциала муниципалитетов.
- создания, в первую очередь, локальных «точек роста» и зон их влияния на территориях с относительно низким стартовым уровнем развития.
Формирование локальных «точек роста» и территориальных субкластеров предполагается осуществить с помощью следующих инструментов:
- проявление муниципальных кластерных инициатив в области разработки приоритетных направлений развития поселений (или их группы), разработки соответствующих программ и инвестиционных проектов;
- разработки схем территориального планирования и урегулирования земельных отношений;
- выделения земельных участков и инвестиционных площадок для новых производств;
- привлечение из-за пределов района компаний – инвесторов, обладающих отработанными технологиями и завоеванными рыночными позициями;
- органичное включение малого бизнеса в промышленную и аграрную политику территории с целью решения задачи экономического развития малых населенных пунктов;
- определение и закрепление критериев отбора проблемных территорий для целенаправленных мер их развития.
Кочубеевский район располагает большими возможностями для развития и роста промышленного потенциала, как за счет увеличения загрузки существующих производственных мощностей, совершенствования их технической базы и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также развития новых отраслей и производств на основе освоения минерально-сырьевой базы, глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, создания сети венчурных предприятий на основе инновационных и наукоемких технологий.
В целом, промышленность имеет долгосрочные конкурентные перспективы, и усиление позиций промышленного комплекса рассматривается в числе стратегических направлений развития территории, а промышленная политика – как важнейший инструмент пространственного развития Кочубеевского района.
Производственные кластеры должны обеспечить наибольшую устойчивость районной экономики и проявить ее наиболее сильные конкурентные позиции в рынке. Кластерный подход к перспективному промышленному развитию территории Кочубеевского района не случаен и вытекает из особенностей развития и размещения производительных сил. В Ставропольском крае сложились и развиваются территориально-производственные комплексы, или потенциальные кластеры. Это энергетический комплекс, машиностроительный, добыча полезных ископаемых, переработка и другие комплексы [4].
В целях реализации общей стратегической идеи и намеченных стратегических направлений развития района ставится задача выбора соответствующих полюсов и точек роста, отраслевых и межотраслевых кластеров роста и развития района, а также интеграция местной экономики в ключевые региональные кластеры и координация проектов, направленных на развитие местных кластеров, образуемых в границах муниципальных образований (поселений).
Современный приоритет в развитии сельских районов Ставропольского края переходит от промышленно-сырьевых к промышленно-инновационным, а также к транспортным, туристско-рекреационным [3].
В перспективе планируется реализация следующих направлений кластерной политики:
Формирование и развитие кластеров на основе хозяйственного использования нетрадиционных источников энергии (геотермальной) для строительства теплиц и выращивания овощной продукции на территориях Казьминского, Ивановского, Васильевского сельсоветов.
Формирование и развитие кластеров на основе добычи и переработки минерального сырья на территориях Кочубеевского, Ивановского, Усть-Невинского, Георгиевского, Балахоновского, Беломечетского, Стародворцовского, Новодеревенского, Заветненского сельсоветов:
- на основе добычи нерудных материалов производство местных строительных материалов (производство железобетонных конструкций, кирпича из глин и песка, цементно-песочной черепицы, цементно-песчаного и силикатного кирпича, пеногазобетона, гипсовой облицовочной плитки, асфальтобетона, шлакоблоков и др.)- комбинат производственных предприятий «Кочубеевский», ЗАО «Содружество», ООО «Кредо», малое и среднее предпринимательство и др.;
- на основе транзитного нефтепровода, проходящего по территории Заветненского сельсовета, строительство нефтеперерабатывающего миникомплекса по переработке нефти, производству битума и биодизеля.
Формирование и развитие кластеров на основе:
- обрабатывающих производств (машиностроение и металлообработка, мебельное производство, производство меховых изделий, швейное производство) - завод «Автоспецоборудования», Кочубеевский ремонтный завод, малое и среднее предпринимательство района;
- переработки сельскохозяйственной продукции: реализация проекта агропромышленного комплекса района - строительство сахарного завода, молочного завода, строительство хладобойни (Заветненский, Георгиевский сельсоветы); расширение объемов производства масла подсолнечного, майонеза (ООО фирма «Курень», мяса птицы в убойном весе (ООО «Птицекомбинат»); крупы и муки (ООО «Агроальянс»).
Развитие кластеров на основе добычи и розлива лечебной и столовой воды (розлив минеральной воды, производство полиэтиленовой тары). На территории Беломечетского сельсовета имеются запасы минеральных вод. В настоящее время пробурены скважины для строительства и произведен запуск цеха по розливу минеральной воды. Данное производство позволяет организовать рабочие места на 15-20 человек.
Для муниципального образования важно оценить не столько эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнеспособности территории в целом и кластера в частности. С этой точки зрения следует рассматривать следующие критерии:
- критерий прибыльности;
- критерий занятости;
- критерий качества рабочих мест;
- критерий связи предприятия с местной ресурсной базой;
- критерий вписанности предприятия в структуру местной экономики [7].
Перечисленные критерии имеют значение при выборе проектов, поддерживаемых местными органами власти, доходность которых повлияет на расширение налоговой базы территории в будущем.
Таким образом, направлениями реализации поставленных целей становятся следующие процессы:
- развитие рыночно ориентированной инфраструктуры промышленности;
- формирование системы выявления кластеров и определение их текущей и потенциальной конкуренции;
- формирование механизмов стимулирования и поддержки кластерных инициатив;
- создание стимулов для муниципальных органов власти для реализации кластерной политики на своих уровнях и ее интеграции в стратегии и программы развития соответствующих муниципалитетов.
В качестве показателей результативности кластерной политики муниципального района выступают следующие индикаторы:
1. Увеличение доли инновационных и наукоемких отраслей в структуре валового продукта района.
2. Увеличение конкурентоспособности традиционных отраслей экономики.
3. разветвленная сеть поставок продукции в районы и города Ставропольского края и за его пределы.
4. Усиление стратегических позиций Кочубеевского района в промышленном комплексе Ставропольского края.
5. Увеличение доли малых и средних предприятий в реальном секторе экономики.
6. Увеличение налогооблагаемой базы для всех уровней бюджетной системы.
Несмотря на положительные стороны кластеризации экономики района, по-прежнему, имеется ряд специфичных проблем связанных с реализации кластерной политики на уровне отдельных муниципальных образований в регионе:
проблема спорных прав собственности;
проблема недостаточности финансовых ресурсов;
проблема управленческой и финансовой зависимости от региональных органов власти и представителей крупных компаний;
проблема нехватки высококвалифицированных специалистов;
проблема недостаточной ответственности перед населением и малым бизнесом муниципалитета.
В заключение отметим, что в большинстве российских регионов существуют объективные предпосылки для формирования кластеров на уровне сельских муниципальных районов в производственной сфере. При этом роль региональных органов власти будет заключаться в решении обозначенных выше проблем и должном содействии активизации кластерной политики на муниципальном уровне.
Литература:
Агаларова, Е.Г. Инструменты маркетинга в решении социально-экономических проблем сельских территорий /Е. Г. Агаларова // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 130. С. 13-18.
Боброва С.Я., Жукова Н.В., Яровова В.В. Актуальные вопросы формирования кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12 – С. 508-509.
Косинова Е.А. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур в рекреационном регионе: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2008.
Михайлина В.В. Формирование и развитие системы риск-менеджмента в аграрных предпринимательских структурах: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2008.
Петрова Е.М. Актуальные проблемы развития сельских территорий в контексте муниципальной реформы //Современные гуманитарные исследования. 2011. № 6.
Портер М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. М.: Вильямс, 2002. 496 с.
Таран Е.Г. Роль малого предпринимательства в развитии муниципальных образований: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2005.