Этапы развития агломераций и преимущества агломерационного устройства территории населенных пунктов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 2558 раз

Библиографическое описание:

Данилова, О. В. Этапы развития агломераций и преимущества агломерационного устройства территории населенных пунктов / О. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89536/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье вы можете наблюдать этапы формирования городских агломераций, а также их преимущества.

Ключевые слова: агломерация, развитие территории, стратегическое управление.

Интенсивные трансформационные процессы, происходящие в российской экономике в настоящее время, порождают все увеличивающуюся значимость изучения такого феномена территориальной организации общества как городские агломерации.

Термин «агломерация» происходит от латинского «aglomerare», что переводится как «присоединять». В настоящее время существует огромное множество определений понятия «городская агломерация». Одним из наиболее подходящих, на мой взгляд, является: «городская агломерация — это пространственная группировка населенных пунктов, главным образом городских, которые объединены между собой связями (трудовыми, производственными, культурно-бытовыми и иными), которые являются устойчивыми и осуществляются на взаимовыгодной основе, объединяясь в многокомпонентную развивающуюся систему [1; 2]. В настоящее время термин применяется в самых разнообразных научных областях: в градостроительстве, биологии, экономике.

Как отмечает В. В. Таболин, появление агломераций обусловлено, прежде всего, особенностью крупных городов как концентрированных мест обитания людей, который отличаются: высокой плотностью застройки и заселения; наличием пригородов; многоэтажностью архитектурной застройки; многоотраслевой экономикой города; значительной протяженностью инженерных и транспортных коммуникаций; разветвленной и многоступенчатой структурой городского хозяйства; экологически ухудшающейся средой проживания; сложностью городского управления [3].

Выделяют следующие особенности городских агломераций:

  1. Рост населения на относительно небольшой местности. Это определяется таким показателем, как количество человек на один кв. км. Следствием данной особенности является наличие интенсивных трудовых, экономических, культурных и иных связей между поселениями, которые являются частью агломерации;
  2. Непланомерное и скачкообразное развитие городов-ядер и городов-спутников. Эта особенность обусловлена характером возникновения и связи этих городов и характеризуется задержкой системных эффектов и разным темпом развития поселений. Города — ядра действуют как центры агломерации (они являются первичными), а города — спутники вторичны.

Формирование городских агломераций реализуется посредством таких этапов, как:

  1. Концентрацией населения в тех городах, в которых наблюдается значительный рост строительства жилья в относительной доступности от предприятий промышленного характера. Параллельно происходит рост миграции населения в крупные города, что приводит к налаживанию транспортной сети, соединяющей центральный город и пригороды. В нашей стране рубежом первого этапа стал конец XIX — начало XX в. Когда агломерации стали ассоциироваться с индустриализацией и развитием железных дорог по стране. Все это привело к тому, что все крупные производства стали располагаться вблизи больших городов, так как территория последних была весьма ограниченной и не имела возможности их размещения [4]. На этом же этапе близлежащие поселения стали так называющимися спутниками центров агломерации. В качестве примера можно привести Москву с ее городами — спутниками, например, это: Мытищи, Орехово-Зуево.
  2. На втором этапе разворачивается процесс субурбанизации, или иными словами, происходит перемещение населения из центральных городских районов в пригороды, что приводит к образованию (суб) городских разрастаний. Причина в том, что в центральном городе повышается уровень жизни населения, и для состоятельных людей привлекательнее становятся пригороды. Происходит приостановление роста населения города-ядра, однако он остается центром сосредоточения рабочих мест.
  3. Третий этап начинается в момент миграции населения в поселения-сателлиты, то есть меньшие населенные пункты, которые находятся рядом с крупным городом, являющимся ядром городской агломерации. Наряду с этим, крупные предприятия выходят за пределы города-ядра. Происходит появление поселений, которые способны конкурировать с центральным городом.
  4. На заключительном этапе происходит процесс реурбанизации. Часть населения перемещается в город, который был ранее оставлен. Так, население концентрируется как в центральном городе, так и в поселениях-сателлитах, за счёт чего происходит рост городских агломераций.

Как было обозначено ранее, концентрация населения является основополагающим фактором развития агломераций.

Большая часть существующих крупных агломераций находятся в европейской части России, где сеть городов охватывает все пространство, образуя сеть агломераций.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [5], призвана способствовать выравниванию дисбаланса между разными регионами, прежде всего, по уровню жизни. Ее экономическая и социальная составляющие должны быть равноправными по своей значимости для государства и общества [6]. В ней, в частности, сказано про такие основные тенденции развития, как рост социально-экономической роли городов, которые формируют крупнейшие агломерации. В данной Стратегии указан факт того, что на сегодняшний день на территории России определено примерно сорок крупных, с населением от 500000 до 1000000 чел., и крупнейших агломераций, с населением выше 1000000 чел. Совокупная численность граждан, населяющих данные агломерации, составляет примерно 75 млн. человек. При этом крупнейшей в Европе считается Московская агломерация — как по территориальному (5698 кв. км), так и по численному (более 16 млн. чел.) критериям [7] и за последние несколько лет в рейтинге по этим критериям она находилась на 9–16 местах в мире.

По наиболее известным оценкам, в России насчитывается 52 крупнейших агломерации. В них проживает более 66 млн. человек (45 % населения страны), из которых 46,2 млн. (около 70 %) живут в основном в центрах этих городских агломераций, а меньшая часть — 19,8 млн. человек — в пригородных районах. К таким агломерациям относятся городские агломерации с центрами: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тольятти, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Челябинск, Сочи [8].

В настоящее время стратегическая роль агломераций определена не полностью. Однако уже сегодня понятно, что подобные территориальные образования способны решать трансграничные проблемы, требующие консолидации усилий региональных и муниципальных органов власти, увеличения роли населения, общественности в решении приоритетных задач территориального развития [9]. И в связи с этим ключевыми мотивами формирования агломераций выступают:

  1. Возможность сбалансированного развития производственных, культурно-образовательных, транспортных и социально-демографических свойств территории;
  2. Повышение инвестиционной привлекательности территории путем обеспечения высокой концентрации научно-производственного и кадрового потенциала, а также оптимизации расходов на административное управление;
  3. Модернизация производственной структуры региона за счет формирования новой системы внутрирегионального разделения труда;
  4. Формирование новой схемы расселения и распределения ресурсной базы, позволяющих равномерно рассредоточить по территории жилые массивы и объекты коммунальной инфраструктуры.

Говоря о преимуществах образования городских агломераций, выделим главные из них:

— подъем и значительное укрепление малых и средних городов, а также полное преобразование сельской местности в пригородную зону;

— значительный рост числа поселений, каждое из которых становится весьма привлекательным в социальном отношении, так как жители агломерации имеют возможность, живя в них пользоваться всеми доступными услугами центрального города;

— появляется высокая заинтересованность со стороны инвесторов во вложение средств в развитие территории и в объекты недвижимости.

Сформировать жизнеспособную городскую агломерацию по инициативе государства невозможно. Необходимо учитывать мнение населения, его предпочтения и проблемы. Для выявления городских агломераций, их границ, необходимы как количественные, так и субъективные показатели, объединив которые можно четко определить границы городской агломерации, её проблемы и выбрать оптимальный вектор развития.

Для получения субъективных данных был проведен анкетный опрос населения Оренбургской области в городах и муниципальных районах. Анкетирование проводилось в 8 муниципальных образованиях Оренбургской области. Выбор территорий подвергшихся анкетированию осуществлялся с учетом двух факторов: количество жителей должно превышать 50 % от всей численности населения Оренбуржья; равномерное размещение по всей территории региона. В опросе принимали участие как городские, так и сельские жители. Так, мужчины в поисках новой работы выражают большую готовность в переездах в иные населенные пункты на постоянной основе. У женщин основными факторами, влияющими на мобильность являются: учеба, отдых и посещение магазинов. Стоит отметить, что свыше 65 % населения региона, проживание в малых городах и сельской местности перспективным не считает, следует добавить, что в основном такой точки зрения придерживается молодое поколение в возрасте до 30 лет, что усугубляет ситуацию. Данная тенденция в среднесрочной перспективе может привести к массовому сокращению населения в малых городах и сельской местности Оренбуржья [10].

Опираясь на субъективные данные можно резюмировать, что тенденции формирования городских агломераций в Оренбуржье в принципе существуют. Центрами формирующихся городских агломераций выступают город Орск на востоке региона и город Оренбург в центральной его части. Западная и северо-западная часть Оренбургской области практически не учувствуют в процессах формирования городских агломераций в регионе по следующим причинам: отсутствия на своей территории населенного пункта, способного стать центром городской агломерации; большой удаленности от крупных городов Оренбургской области и наличием близлежащих крупных городов Самары и Уфы в сосед них субъектах федерации.

В заключение хочется отметить, что формирование городских агломераций — является долгосрочным, спорным и сложным процессом. Благодаря агломерациям как факторам экономического развития региона территориальное устройство становится более рациональным, концентрируясь на многих видах хозяйствования в наиболее адаптированных для их функционирования ареалах. Показатели уровня развитости городских агломераций позволяют более осознанно определять стратегии их развития.

Литература:

  1. Малеева Т. В., Селютина Л. Г. Перспективы развития агломераций в России //Теория и практика общественного развития.— 2014.— №. 10.
  2. Местное самоуправление: энциклопедия. 2-е изд. доп. и перераб. / под общ. ред. Зотова В. Б.— Москва: РМА, 2014.— 936 с.— (Закон и общество).
  3. Смирнягин, Л. В. Агломерация: за и против. Нуждается ли процесс, типичный для урбанизированных развитых стран, в искусственном форсировании/ Л. В. Смирнягин//Муниципальная власть. — 2015. — № 1. — С. 38–43.
  4. Мусинова Н. Н. Пространственное развитие территории России — веление времени // Вестник Университета.— 2019.— № 5.— С. 62–66 (Дата обращения: 02.02.2022 г.).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N207-р (ред. от 16.12.2021) // СПС Консультант. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 02.02.2022 г.).
  6. Стрейкмане Л. Р. Городские агломерации в России: понятие, признаки, основные проблемы // Молодой ученый. 2019. № 33. С. 45–47. URL: https://moluch.ru/archive/271/62064/ (дата обращения: 02.02.2022 г.).
  7. Агапова А. Б. Особенности территориального управления в пригородных зонах крупнейших городов мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geopub.narod.ru/student/agapova/author.htm (дата обращения 02.02.2022 г.).
  8. Анализ факторов и тенденций, влияющих на динамику природнорасселенческих систем [Электронный ресурс] // Архитектура и современные информационные технологии (AMIT). — Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/special_12/belousov/abstracthp (дата обращения 02.02.2022 г.).
  9. Соколова С. В. Основные стадии урбанизации и их отражение в развитии Московской городской агломерации / С. В. Соколова // Муниципальная академия. — 2019. — № 3. — С. 56–61.
  10. Аралбаева, Ф. З. Делимитация границ городских агломераций Оренбургской области /Ф. З. Аралбаева, Д. А. Ахметов, А. Т. Ахмадулина. — Вестник Оренбургского государственного университета. — 2014. — № 4 (165). — С. 45–52.
Основные термины (генерируются автоматически): город, центральный город, агломерация, городская агломерация, Оренбургская область, концентрация населения, Москва, развитие территории, сельская местность, формирование городских агломераций.


Похожие статьи

Формирование системы управления городской агломерацией на основе принципов корпоративного и административного управления

В статье рассматриваются особенности агломерации с точки зрения свойств корпоративной структуры и свойств субрегионального образования. Это позволяет в дальнейшем выделить функциональное и организационное обеспечение при создании системы управления г...

Современные особенности урбанизации в России

В статье авторы стремятся проанализировать тенденции урбанизации в России и определить современные особенности данного процесса.

Интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов

В данной работе были изучены и проанализированы интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов, как передовых полифункциональных объектов транспортной инфраструктуры, а также основополагающие факторы, влияющие на их формир...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Социальные, природные, экономические и инфраструктурные предпосылки к созданию линейных агломераций в Российской Федерации

Статья освещает предпосылки к формированию линейных форм агломерации вдоль основных транспортных коридоров страны, потенциал для новых экономических и социальных процессов, а также сдерживающие их рост и развитие факторы.

Современное состояние городской среды: основные понятия, проблемы и особенности управления

В статье раскрывается термин «городская среда» и современные индикаторы оценки ее состояния. Анализируется зарубежный и отечественный опыт в сфере развития благоустройства городских территорий, выявляются основные проблемы, предложен вариант изменени...

Буферные территории городов и пути их развития

Статья посвящена феномену промежуточных территорий, которые образованы в результате различных динамических процессов, происходящих при разрастании, формировании города. Промежуточные зоны дают как простор для их использования и вариативность в функци...

Анализ мирового опыта формирования территориальных инновационных кластеров

В статье представлены особенности формирования региональных кластеров в разных странах, определены ключевые факторы успешного развития кластеров.

Полицентрическая планировочная система города как способ решения проблемы урбанизации

В статье рассмотрены положительное и отрицательное влияние урбанизации на развитие городов. На основе анализа мирового опыта полицентрическая концепция развития планировочной системы городов определена, как способ решения ряда проблем территориальной...

Формирование и развитие транспортно-логистической системы России на основе кластерного подхода

В статье проанализированы методологические принципы и основы формирования национальных транспортно-логистических кластеров. Предложена классификация, выделяющая три виды транспортно-логистических кластеров: региональные, межрегиональные, глобальные.

Похожие статьи

Формирование системы управления городской агломерацией на основе принципов корпоративного и административного управления

В статье рассматриваются особенности агломерации с точки зрения свойств корпоративной структуры и свойств субрегионального образования. Это позволяет в дальнейшем выделить функциональное и организационное обеспечение при создании системы управления г...

Современные особенности урбанизации в России

В статье авторы стремятся проанализировать тенденции урбанизации в России и определить современные особенности данного процесса.

Интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов

В данной работе были изучены и проанализированы интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов, как передовых полифункциональных объектов транспортной инфраструктуры, а также основополагающие факторы, влияющие на их формир...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Социальные, природные, экономические и инфраструктурные предпосылки к созданию линейных агломераций в Российской Федерации

Статья освещает предпосылки к формированию линейных форм агломерации вдоль основных транспортных коридоров страны, потенциал для новых экономических и социальных процессов, а также сдерживающие их рост и развитие факторы.

Современное состояние городской среды: основные понятия, проблемы и особенности управления

В статье раскрывается термин «городская среда» и современные индикаторы оценки ее состояния. Анализируется зарубежный и отечественный опыт в сфере развития благоустройства городских территорий, выявляются основные проблемы, предложен вариант изменени...

Буферные территории городов и пути их развития

Статья посвящена феномену промежуточных территорий, которые образованы в результате различных динамических процессов, происходящих при разрастании, формировании города. Промежуточные зоны дают как простор для их использования и вариативность в функци...

Анализ мирового опыта формирования территориальных инновационных кластеров

В статье представлены особенности формирования региональных кластеров в разных странах, определены ключевые факторы успешного развития кластеров.

Полицентрическая планировочная система города как способ решения проблемы урбанизации

В статье рассмотрены положительное и отрицательное влияние урбанизации на развитие городов. На основе анализа мирового опыта полицентрическая концепция развития планировочной системы городов определена, как способ решения ряда проблем территориальной...

Формирование и развитие транспортно-логистической системы России на основе кластерного подхода

В статье проанализированы методологические принципы и основы формирования национальных транспортно-логистических кластеров. Предложена классификация, выделяющая три виды транспортно-логистических кластеров: региональные, межрегиональные, глобальные.

Задать вопрос