Формирование системы управления холдингом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 10.05.2016

Статья просмотрена: 4099 раз

Библиографическое описание:

Антюхина, А. П. Формирование системы управления холдингом / А. П. Антюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 597-600. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29328/ (дата обращения: 23.12.2024).



В процессе своего развития организация переживает ряд трудностей. Если эти трудности успешно преодолены, то и фирма продолжает развиваться. Ей становится тесно в рамках одного юридического лица.

Вокруг фирмы появляется несколько новых фирм, которые объединены с первой общей деятельностью. Формально эта группа компаний работает по договорам о сотрудничестве (схема 1).

Тогда мы говорим, что все эти фирмы объединились в Холдинг.

Холдинг — это группа компаний объединенных общей деятельностью.

Рис. 1. Формирование холдинга

Для эффективного управления такой группой компаний необходим общий центр управления.

Обычно этот центр управления называется Управляющей компанией и является самостоятельным юридическим лицом (схема 2).

Рис. 2. Управление Холдингом

Теперь можно уточнить определение Холдинга. Холдинг — это группа компаний, объединенных общей деятельностью и общим центром управления.

Объединение компаний общей деятельностью и общим центром управления может быть в рамках некоторого проекта, например, в строительстве. После реализации проекта компании, объединенные строительным проектом, распадаются [1, с. 113].

Группа компаний должна иметь общую цель и управление (схема 3).

Рис. 3. Управление Холдингом

Сформируем новое определение Холдинга. Холдинг — это группа компаний, объединенных общей деятельностью и общим центром управления и принадлежащих единому (или нескольким) собственнику.

В каждой фирме существуют свои учредители и свой Генеральный директор.

Генеральный директор напрямую руководит деятельностью структурных подразделений фирмы, возглавляемых ответственными исполнителями.

По уставу Генеральный директор ведет самостоятельно финансово-хозяйственной деятельностью фирмы и представляет ее интересы без доверенности.

Юридическая власть Генерального директора предоставлена только контрактом между ним и учредителями фирмы. При этом Генеральный директор может одновременно быть учредителем фирмы.

Первоначально система управления Холдингом копирует систему управления одиночной фирмы.

Место Генерального директора занимает Управляющая компания. Фирмы, входящие в холдинг, являются частью группы предприятий, а их Генеральные директора фактически становятся Ответственными исполнителями.

В такой схеме собственники (учредители) Холдинга начинают вытесняться из системы управления (схема 4).

Рис. 4. Управление Холдингом

С одной стороны, Генеральный директор каждой фирмы должен подчиняться Управляющей компании, а с другой стороны Собственники-учредители также хотят и могут влиять на его деятельность.

По договору о создании Холдинга Собственник не может вмешиваться напрямую в деятельность фирм. Для этого создана управляющая компания.

Получается, что Собственник может владеть активами Холдинга, но оперативно управлять ими не может.

Мы можем уточнить определение Холдинга с точки зрения Собственника. Холдинг — это группа компаний, принадлежащих единому собственнику и объединенных общей (единой) стратегией развития.

Управление финансовой деятельностью будет проводить Управляющая компания под контролем Акционеров-инвесторов (схема 5).

Рис. 5. Управление Холдингом

В результате формируем новое определение Холдинга привлекательного для инвесторов. Холдинг — это группа компаний, которая действует в интересах своих акционеров.

Структура управления холдингом — это его основная составляющая и ее важность практически переоценить невозможно. Но еще большее значение в ИБГ или холдинге имеет оргструктура [2, с. 165]. Вполне понятно, что холдинг по своим размерам значительно крупнее обычного предприятия, следовательно, управлять им более сложное и ответственное дело. Но размер — далеко не одна из причин: большую роль в данном вопросе играет технологическая, территориальная, юридическая и так далее неоднородность холдинга.

Холдинг — по своему определению достаточно гибкая структура [3, с. 95]:

  1. Все отдельные части бизнес-образования юридически самостоятельны и связаны между собой исключительно финансовыми отношениями.
  2. Технологические связи могут отсутствовать, а могут и быть.
  3. Взаимоотношения между участниками бизнес-образования определены — договорным путем. При этом каждый участник может в любой момент выйти из состава холдинга, для этого ему потребуется только продать свои акции.
  4. Как правило территориально холдинг, располагается на территории нескольких городов, стран или регионов.

Следовательно, управленческие и производственные процессы в отдельной организации обладают четкой юридически зафиксированной схемой. А сам бизнес-процесс как единое образование внутри холдинга определяется его организационной структурой, которая может быть и нигде не отражена. Именно поэтому система управление холдингом и оргструктура должна быть создана и зафиксирована.

Общие принципы структуры управления для холдинга, а также для обычной организации совпадают, но при этом сами структуры, образующиеся в результате, конечно же, различны между собой.

  1. Функциональный принцип.

В основе данного принципа лежит само предположение того, что структура управления холдингом будет формироваться на принципе разделения предприятия по характеру деятельности всех его подразделений. То есть, управление всех ресурсов происходит по отдельности: научный ресурс управляется инновацией, человеческий — кадровой службой, кроме этого отдельно можно выделить бухгалтерские, финансовые, службу безопасности и маркетинговые отделы.

Такая схема предусматривает огромную степень централизации принятия определенного решения, то есть иерархичность.

Преимущества функциональной структуры:

− коллектив, объединенный согласно функциональному признаку, наиболее эффективно справляется с поставленными перед ним задачами благодаря кооперации, общей координации, разделению обязанностей и т. д.;

− сотрудники благодаря совместному выполнению заданий приобретают более широкую специализацию, совершенствуя свою квалификацию и профессионализм.

Главный минус функциональной схемы — это то, что сам центр управления достаточно сильно смещен вверх, в результате этого начальство, находится далеко от процессов производства, а командная цепочка словно растянута по вертикали. По причине иерархической координации практически невозможно реализовать решения, касающиеся сразу же нескольких отделов.

  1. Дивизиональный принцип.

Данный принцип организационной структуры применяется в организациях и на предприятиях, обладающих широким профилем выпускаемой продукции.

Для организаций, которые производят большой ассортимент продукции, основанием подразделения на дивизионы выступает вид конечного готового продукта. То есть все отделы делятся согласно направлениям, что подразумевает образование определенных функциональных подотделов, обеспечивающих обработку ресурсов внутри каждого продуктового направления.

Дивизионная схема оптимально подходит предприятиям с большим числом однородных территориально обособленных друг от друга подразделений, к примеру, для сети магазинов. Такая разновидность структуры будет носить название региональная.

  1. Матричный принцип.

Управление холдингом на основе матричного принципа появилось сравнительно недавно и стало логическим продолжением дивизионной и функциональной структур. То есть вся командная цепочка формируется не только по вертикали — функционально, но и по горизонтали — дивизионально.

Таким образом, система управления холдингом на основе матричного принципа позволяет установить официальную цепочку не только для дивизионных взаимоотношений, но и функциональных. Цель создания этой структуры — одновременная координация производства товара в каждой стране или регионе, взятом в отдельности и согласование взаимодействий на каждой ступени товарной цепочки.

Создавая в организации подобную структуру, необходимо помнить, что обязательное условие — наличие высококвалифицированного персонала. Кроме этого он должен легко адаптироваться в новых условиях рынка и быстро перестраиваться.

Недостаток матричной структуры — это ее двойственность. Нарушается один из главных принципов построения организационной структуры — это единоначалие. В связи с этим один сотрудник подчиняется сразу же нескольким начальникам, что может существенно снизить работоспособность и стать причиной возникновения различных недочетов в производственном процессе.

  1. Сетевой принцип.

Новый способ создания организационной структуры — это «динамическая сетевая организация». Если до этого на одном предприятии решался целый комплекс задач, непосредственно связанных с реализацией и производством услуг и товаров, то сейчас структура дезагрегирует свои главные функции — инжиниринг, производство, финансы, продажи, бухгалтерия, после чего их распределяет между отдельно функционирующими компаниями. Оставляя себе роль стержневой компании, объединяющей результаты деятельности компаний всей сети, но не претендующей на их хозяйственную самостоятельность или прибыль.

На Западе построение грамотной организационной структуры управления холдингом — это целая наука. А на отечественных предприятиях формирование структур управления — это настоящее искусство.

Литература:

  1. Дятлов Е. В. Исследование систем управления предприятиями промышленности — Новг.: Новгород, 2014. — 284 с.
  2. Иванченко В. А. Менеджмент предприятий промышленности. — СПб: Питер, 2015. — 217 с.
  3. Репин В. В., Елиферов, В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес — процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов — М.: РИА «Стандарты и качество», 2014. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группа компаний, Генеральный директор, управление холдингом, холдинг, общая деятельность, Управляющая компания, общий центр управления, организационная структура, система управления, матричный принцип.


Задать вопрос