К вопросу о разработке стратегии развития комплекса взаимосвязанных предприятий
Автор: Едомская Ольга Анатольевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 341 раз
Библиографическое описание:
Едомская, О. А. К вопросу о разработке стратегии развития комплекса взаимосвязанных предприятий / О. А. Едомская. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3108/ (дата обращения: 24.11.2024).
Особенностью современного этапа развития экономики является высокая нестабильность экономической среды и, как следствие, среды организации. Перед любым предприятием возникает проблема выработки такой стратегии развития, которая позволила бы поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Длительное пребывание в условиях высокой неопределенности и риска заставляет пересматривать стратегии поведения предприятий в направлении поиска такой модели управления, которая бы обеспечивала организациям высокие адаптивные возможности реагирования на различные внешние изменения.
С ростом рынка, нарастанием объемов производства, расширением сфер деятельности организаций, многочисленными слияниями и поглощениями нередко возникает необходимость формирования стратегии одновременно и согласованно на нескольких технологически или функционально связанных предприятиях.
Разработка стратегии развития холдинга или комплекса предприятий одной отрасли, подотчетных единой головной организации и действующих с учетом согласованной стратегической перспективы, требует учитывать свои специфические черты по сравнению с разработкой стратегии отдельных предприятий.
Эффективная стратегия развития совокупности таких предприятий должна содержать ясное представление о том, как эти организации (холдинг) в целом могут создавать стоимость; представлять собой систему взаимодействующих частей, чтобы успех одного предприятия мог стимулировать успех других; позволять эффективно использовать возникающие на рынке новые возможности и применять их для реализации текущей деятельности.
Основными принципами стратегического планирования в подобной ситуации на всех его стадиях являются:
эффективная структура управления,
охват всех сфер деятельности предприятий,
ориентирование на достижение совокупного положительного результата работы всех предприятий,
учет внутриорганизационных приоритетов в целях и задачах,
согласованность с ресурсными возможностями,
практичность и реализуемость направлений.
Ключевым элементом процесса формирования стратегии комплекса предприятий является выделение и обоснование его этапов. На рисунке 1 представлена структура процесса стратегического планирования для совокупности взаимосвязанных предприятий.
Рис. 1. Структура стратегического процесса для комплекса предприятий
Для того чтобы определить стратегию деятельности комплекса предприятий и провести эту стратегию в жизнь, необходимо иметь углубленное представление не только о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организациями, но и о внутренней среде предприятий и ее потенциале.
Таким образом, аналогично разработке стратегии отдельной организации, необходимо провести анализ внутренней и внешней среды всего комплекса предприятий. Данный анализ включает в себя изучение таких компонентов среды, которые оказывают влияние на все направления деятельности рассматриваемых объектов управления:
состояние экономики,
правовое регулирование и управление,
политические процессы,
природная среда и ресурсы,
социальная и культурная составляющие общества,
требования к качеству продукции,
научно-техническое и технологическое развитие общества и др.
Сбор, обработку и анализ информации о состоянии внешней и внутренней среды предприятия можно произвести с применением инструментов стратегического менеджмента, таких как PEST-анализ, SNW-анализ, SWOT-анализ и пр. По результатам такого анализа определяется, что собой представляют предприятия в своей совокупности (их сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для всего комплекса).
Определение стратегических целей для всей совокупности предприятий предполагает четкое осознание желаемого результата. При этом цели должны быть достижимы, измеримы, понятны персоналу и обеспечены ресурсами.
Кроме того, качественная стратегия предусматривает корректировку целей при разных сценариях развития событий на рынке. Здесь должны быть рассмотрены различные ситуации развития кризиса и меры их нейтрализации. Для каждой цели разрабатываются измеримые показатели ее достижимости. Эти показатели фиксируются на момент начала реализации стратегии, и далее отслеживается динамика их изменения.
На основании проведенного анализа реализуется следующий важнейший этап, в ходе которого принимаются решения относительно того, в каком направлении развиваться организации, – анализ и выбор совокупной стратегии развития. Здесь осуществляется анализ среды, разработка стратегических альтернатив и выбор из них стратегии предприятия.
Разработка стратегии должна основываться на информации из различных источников, отражающих в частности [3]:
ожидания собственников предприятий,
глобальные тенденции в отрасли,
основные тенденции на отечественном рынке,
прогнозы менеджеров предприятий.
Модель совершенствования управления предприятием на современном этапе должна отвечать следующим условиям:
обладать высокой гибкостью производства, позволяющей в случае необходимости быстро изменять ассортимент продукции;
принимать во внимание серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, определяющее совершенно новые требования к качеству продукции;
учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров;
учитывать изменение структуры издержек производства;
принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.
Перед выбором направлений совершенствования управления каждым предприятием в отдельности важно убедиться, что текущие цели предприятия соответствуют разработанной главной стратегической задаче. Это является существенным моментом, поскольку общие стратегические цели оказывают непосредственное воздействие на систему управления путем определения приоритетов и значения ранее принятых решений.
Далее, при помощи различных инструментов стратегического анализа и планирования (матрица БКГ, анализ структуры товарной продукции и динамики поставок в целом по комплексу предприятий, анализ рентабельности продаж каждого предприятия и всей номенклатуры выпускаемой продукции) необходимо выбрать основной стратегический курс развития каждого предприятия: расширение эффективного направления деятельности или оздоровление (ликвидация) убыточного бизнеса.
На основании проведенного анализа согласно процессу стратегического планирование разрабатывается стратегия для каждого предприятия в отдельности. Определение стратегии – важнейший этап, представляющий собой принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке [2, с. 54].
Реализация стратегии, следующая за ее разработкой, приводит к стратегическим изменениям на предприятиях, которые обусловлены достижением поставленных ранее стратегических целей и задач. Определение способов достижения стратегических целей предполагает набор конкретных действий по разработке плана мероприятий для каждой поставленной перед предприятиями в процессе разработки стратегии цели.
Мониторинг результатов реализуемой стратегии на каждом предприятии является завершающим этапом разработки стратегии, обеспечивая устойчивую обратную связь между процессом достижения целей и их установкой.
В случае, если разработанная стратегия теряет свою актуальность, необходимо комплексно оценить реализованную стратегию и выработать предложения для управляющей системы относительно дальнейших стратегических перспектив. Следует учесть, что качественная стратегия предусматривает возможность корректировки целей при разных сценариях развития событий на рынке. Необходимо рассмотреть различные ситуации развития кризиса и меры их нейтрализации.
Необходимо помнить, что адаптироваться значит приспосабливаться к тому, что уже случилось. Такой подход приносит плоды, если изменения происходят медленно или хотя бы не опережают реакцию управленцев. Если же изменения стремительны, можно опоздать с адаптацией, поскольку к тому моменту, когда организация приспособится к сложившейся ситуации, внешние условия изменяться вновь.
Следовательно, предприятиям необходимо быть более расторопным, меняться быстрее, чем конкуренты, или, по крайней мере, не отставать от меняющегося рынка.
Литература:
Вавилов, В. Стратегии, которые помогают выйти из кризиса победителем: опыт зарубежных компаний / Виталий Вавилов // Генеральный директор. – 2009. – №7. – С. 62-66.
Лубков, В.А. Стратегическая модель развития коммерческой организации / В.А. Лубков // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – №28. – С. 51-57.
Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер. – Москва : Дело, 2008. – 567 с.