Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

Экономика и управление
05.02.2019
2764
Поделиться
Библиографическое описание
Салимзаде, Ф. Т. Разработка конкурентной стратегии развития предприятий / Ф. Т. Салимзаде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56263/.


В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разработки стратегического планирования в предприятии.

Ключевые слова: предприятие, конкурент, стратегия, бизнес, организация.

Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического управления не есть результат лишь внутринаучной эволюции теории и методики управления. Их возникновение вызвано глубокими объективными причинами, вытекающими из изменения характера среды деятельности промышленных корпораций.

В настоящее время существенно повысилась роль стратегического поведения, которое позволяет предприятию выживать в условиях конкуренции в долгосрочном периоде.

Все предприятия в конкурентной борьбе должны не только концентрироваться на внутренней среде, но осуществлять разработку стратегии развития предприятия, позволяющей оперативно реагировать на изменения, которые происходят во внешней среде.

Актуальность создания и развития конкурентной стратегии обусловлено тем, что в настоящее время постоянно возрастает конкуренция за ресурсы, появляются новые возможности для предпринимательской деятельности, развиваются информационные сети, повышается доступность современных технологий и происходит изменение роли человеческого капитала.

Разработка конкурентной стратегии решает две главные задачи:

− должны быть отобраны и развернуты основные элементы базовой стратегии;

− необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений предприятия при осуществлении стратегии и определить способы распределения ресурсов между ними.

Можно выделить следующие элементы конкурентной стратегии предприятия:

− миссия предприятия, которая выражает главное предназначение деятельности предприятия, на базе которой формируются его цели;

− конкурентные преимущества, формирование которых в значительной степени связано с выбором рынков сбыта продукции и ассортиментным перечнем;

− организация бизнеса, которую можно охарактеризовать метод разделения предприятия на небольшие подразделения;

− продукция, которая включает товары и услуги, предлагаемые предприятием на рынке;

− рынки, которые являются сферой обмена товарами;

− ресурсы, которые включают как текущие расходы предприятия, так и инвестиции;

− структурные изменения, которые заключаются в покупке и продаже предприятий;

− программы развития, которые направлены на развитие производственной деятельности, на расширение рынков продаж, увеличение деловой активности и др.;

− культура и компетентность управления, которые выступают в качестве индикаторов стратегии развития предприятия [2, c. 94].

− Создание и развитие конкурентной стратегии предприятия дает возможность руководителям:

− предвидеть основные направления развития предпринимательской деятельности;

− понимать и осуществлять отслеживание воздействия внешней среды на деятельность предприятия;

− осуществлять стратегический выбор и реализацию стратегии развития предприятия.

Процесс разработки конкурентной стратегии включает следующие этапы:

  1. Проведение анализа внутренней и внешней среды.
  2. Формирование миссии и целей развития предприятия.
  3. Осуществление выбора определенной стратегии.
  4. Реализация стратегии развития предприятия.
  5. Осуществление контроля за реализацией стратегии [11, c. 132].

Все разнообразие конкурентных стратегий может быть сведено к трем основным типам:

− стратегия стабильности;

− стратегия роста;

− стратегия сокращения [9, c. 224].

Стратегия стабильности — сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке.

Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и (или) наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для белорусских фирм-монополистов).

Стратегия роста — увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.

Характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации, с тем чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации. Эта стратегия может быть направлена на внутреннюю или внешнюю среды.

Стратегия сокращения (последнего средства) реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике [6, c. 212].

В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства. Выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде.

Стратегии можно разделить на стратегии захвата, приспособления и выживания.

Стратегия захвата — эта стратегия адекватна развивающимся рынкам, благоприятным внешним условиям. Для нее характерны следующие основные цели: увеличение оборота; увеличение доли рынка; расширение сети; создание имиджа динамики [3, c. 143].

Стратегия приспособления адекватна для деятельности на рынках с высоким уровнем конкуренции, стабильного состояния экономики. При выборе этого варианта стратегии преследуются цели сохранения уровня прибыли и до ли рынка.

Стратегия выживания адекватна кризисному состоянию в экономике и банке. Само название стратегии определяет ее цели: выжить, смело встретить кризис, обрести свободу действий [1, c. 154].

Стратегии также можно разделить на базисные или эталонные, отражающие различные подходы к развитию предприятия.

Первая группа эталонных стратегий включает стратегии концентрированного роста. Сюда включаются следующие стратегии:

− стратегия усиления позиции на рынке;

− стратегия развития рынка;

− стратегия развития продукта.

Вторая группа эталонных стратегий включает стратегии бизнеса, предполагающие расширение деятельности предприятия за счет добавления новых структур. Это, так называемые, стратегии интегрированного роста:

− стратегия обратной вертикальной интеграции;

− стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

Третья группа эталонных стратегий состоит из стратегий диверсифицированного роста:

− стратегия центрированной диверсификации;

− стратегия горизонтальной диверсификации;

− стратегия конгломеративной диверсификации.

Четвертая группа эталонных стратегий включает стратегии сокращения целенаправленного сокращения бизнеса:

− стратегия ликвидации;

− стратегия «сбора урожая»;

− стратегия сокращения;

− стратегия сокращения расходов [7, c. 354].

В заключение главы можно сделать следующие выводы:

Под стратегией понимают определение основных долгосрочных целей и задач развития предприятия, утверждение курсов действий и распределения ресурсов для достижения этих целей.

Все разнообразие конкурентных стратегий может быть сведено к трем основным типам: стратегия стабильности; стратегия роста; стратегия сокращения.

Литература:

  1. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Дашков и К, 2012. — 369 с.
  2. Борсук, Н. В. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс / Н. В. Борсук. — Брест: БрГУ, 2013. — 166 с.
  3. Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О. И. Волков, В. К. Скларенко. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2013. — 262 с.
  4. Гарнов, А. П. Экономика предприятия: учебник / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. — М.: Юрайт, 2014. — 302 с.
  5. Экономика предприятия: учебник / В. Я. Горфинкель [и др.]. — 6-е изд. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 663 с.
  6. Ивашенцева, Т. А. Экономика предприятия: учебник / Т. А. Ивашенцева. — М.: Кнорус, 2016. — 284 с.
  7. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. — М.: Юрайт, 2015. — 435 с.
  8. Крум, Э. В. Экономика предприятия: учебное пособие / Э. В. Крум. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2013. — 192 с.
  9. Чайников, В. В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В. В. Чайников. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 439 с.
  10. Нечитайло, А. И. Экономика предприятия: учебник / А. И. Нечитайло. — РнД: Феникс, 2016. — 414 с.
  11. Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учебник / В. К. Скляренко. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2014. — 344 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
предприятие
конкурент
стратегия
бизнес
организация
Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 141-143):
Часть 2 (стр. 103-211)
Расположение в файле:
стр. 103стр. 141-143стр. 211

Молодой учёный