Особенности разработки стратегии развития современных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 30.06.2023

Статья просмотрена: 1362 раза

Библиографическое описание:

Мусаева, Х. А. Особенности разработки стратегии развития современных предприятий / Х. А. Мусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104464/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье определена важность стратегии развития. Представлено понятие и классификации стратегии развития. Существует множество подходов к созданию стратегий предприятий. Сегодняшние компании все более осознают значение стратегического планирования и практикуют его методы для лучшего управления своей деловой деятельностью. Разработка стратегии представляет собой достаточно сложный процесс, который включает несколько этапов: оценка стратегических факторов; формулирование стратегических целей; разработка стратегических вариантов; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.

Ключевые слова: стратегия, менеджмент, решения, этапы, цель, задача, развитие, продукт.

Стратегия развития предприятия является важнейшим инструментом для достижения успеха и долгосрочной устойчивости бизнеса. Она определяет цели, задачи, планы и ресурсы, которые необходимы для достижения конкурентного преимущества на рынке и удовлетворения потребностей клиентов [1].

Важность стратегии развития предприятия заключается в следующем:

  1. Определение курса развития. Стратегия позволяет определить цели и планы на будущее, что помогает предприятию наращивать доходы, развиваться и стать лидером на рынке.
  2. Выбор оптимальных решений. Разработка стратегии помогает выбрать оптимальный вариант развития, с учетом потребностей клиентов и конкурентных условий.
  3. Адаптация к новым условиям. Стратегический план помогает предприятию адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, конкуренции и клиентским потребностям.
  4. Мотивация персонала. Разработка стратегии дает возможность сформировать мотивационную политику для персонала, что способствует улучшению качества работы и увеличению эффективности работы команды.
  5. Устойчивое развитие. Стратегия развития позволяет предприятию строить бизнес стратегически и устойчиво, что обеспечивает стабильность и длительный срок работы организации [3].

Стратегия развития предприятия является необходимым инструментом, который помогает компании определить свои цели, разработать план действий и увеличить эффективность деятельности. Без нее организация рискует потерять конкурентоспособность и выйти из бизнеса.

В современных условиях рыночной экономики, основанной на жесткой конкурентной борьбе и быстро меняющейся ситуации на рынке, современные предприятия должны не только заострять внимание на внутреннем состоянии дел, но и быстро реагировать на внешние изменения. В этом поможет долгосрочная стратегия, которая позволяла бы им держаться на плаву и поспевать за изменениями, происходящими в их окружении [5].

Стратегия является главным продуктом стратегического менеджмента, продукт должен быть чётким и ясным, давать положительные результаты, но если вместо такого продукта менеджеры преподносят размытый и фрагментный продукт, то следование такой стратегии только ухудшит положение предприятия на рынке.

Для достижения поставленных целей и решения задач развития, компания может применять различные стратегии. Существует огромное множество различных видов стратегий развития предприятия, роста, сокращения, маркетинга, продаж, инвестиционные, финансовые и т. д. Для удобной ориентации среди множества стратегий применяют разную классификацию, которая позволяет упорядочить их в целостную систему и создать общий язык для понимания.

Разные авторы трактуют термин «стратегия» по-своему, для кото-то это совокупность хитростей и уловок [3], для других набор действий, способных приблизить предприятие к заветной цели. Но если обобщить все трактовки понятия «стратегия», получим общее определение, исходя из которого стратегия — план предприятия, согласно которому предприятие движется к поставленной цели.

Сейчас очень важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям.

Увеличение скорости изменений в окружающей среде предприятия, появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции, появление новых возможностей, развитие информационных технологий, открывающих широкий доступ к современным ресурсам и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [3].

Существует множество видов стратегий развития предприятия. Это корпоративная стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, экономическая стратегия, которая обеспечивает экономически эффективное достижение стратегических целей, технологическая стратегия и другие.

Основная классификация стратегий по уровням компании показана на рисунке 1.

Классификация стратегий по уровням компании [2]

Рис. 1. Классификация стратегий по уровням компании [2]

Корпоративная стратегия представляет собой общую стратегию развития организации, включающую в себя цели, задачи и принципы организации [3].

Деловая стратегия разрабатывается если у компании есть самостоятельные виды бизнесов и автономные или полуавтономные стратегические бизнес-единицы. Бизнес-единицей является подразделение компании, осуществляющее полный цикл — маркетинг, производство, сбыт, а иногда ко всему перечисленному добавляются исследования и разработки [4].

Стратегические бизнес-единицы (СБЕ) очень самостоятельны, стратегии производства, ценообразования и сбыта, стимулирования и подбора персонала их менеджеры определяют самостоятельно. СБЕ представляют собой компанию внутри компании, но несмотря на высокий уровень автономии существуют ограничения в самостоятельности, они не могут самостоятельно: продавать технологии и оборудование; изменять вид деятельности, профиль производства; брать кредиты более установленных в компании ограничений; увольнять руководителя СБЕ и ключевых менеджеров.

Стоит отметить, что стратегию СБЕ стоит разрабатывать, ориентируясь на главную стратегию предприятия.

Роль функциональной стратегии заключается в обеспечении выполнения главной и деловой стратегии. Стратегия по каждому функциональному направлению определённого вида деятельности.

Операционная стратегия — стратегия структурных единиц [1].

Если классифицировать стратегии по степени гибкости, т.е по приспособляемости к внешним факторам, то можно выделить: запланированные (направленные), нереализованные, возникающие, реализованные.

По характеру реакции на происходящие изменения на предприятии различают: проактивная (направленная) — стратегия, состоящая из действий, направленных на определенную цель); реактивная (адаптированная) — стратегия, состоящая из реакции на непредвиденные события и конкурентную борьбу); реальная — совокупность проактивной и реактивной стратегий [2].

Разработка стратегии компании представляет собой сложный процесс, который проходит несколько этапов: этап 1 — оценка стратегических факторов; этап 2 — формулирование стратегических целей; этап 3 — разработка вариантов стратегии; этап 4 — реализация стратегии; этап 5 — оценка и контроль стратегии.

Таким образом, разработка стратегии развития компании представляет собой сложный процесс, который проходит несколько этапов: оценка стратегических факторов; формулирование стратегических целей; разработка вариантов стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль стратегии.

Литература:

  1. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В. А. Агафонов. — Москва: Инфра-М, 2019. — 350 c.
  2. Акмаева, Р. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. И. Акмаева — Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.
  3. Анисимов С. Е., Черданцев В. П. Проблемы внедрения стратегии развития организации // Молодежная наука 2021: технологии, инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и обучающихся, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. Пермь, 2021. С. 256–258.
  4. Батанова М. В., Заступов А. В. Вопросы формирования эффективной конкурентной стратегии развития предприятия // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 36–39.
  5. Латфуллин Г. Теория менеджмента: учебник для вузов. 2-е издание / Г. Латфуллин, А. Никитин, С. Серебренников. СПб: Питер, 2022. 464 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия, разработка стратегии, реализация стратегии, сложный процесс, этап, вид деятельности, деловая стратегия, контроль стратегии, корпоративная стратегия, разработка вариантов стратегии.


Похожие статьи

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Стратегия развития предприятий

Статья посвящена стратегическим процессам развития предприятий. Множество предприятий в современном мире сталкиваются с проблемами, которые требуют внимания (отсутствие спроса, конкуренция, нестабильное финансовое положение, потребность в совершенств...

Управление проектами и программами стратегического развития компании

В настоящее время крайне важно использовать инновационные подходы к управлению развитием экономического субъекта. К числу передовых методов управления относится и стратегическое управление развитием через инструменты проектов и программ. Применение д...

К вопросу о планировании качества на предприятии

Планирование качества продукции является фундаментальной частью обеспечения должного управления качеством на производстве. Оно состоит из правильного распределения целей и задач в области качества на каждом этапе разработки товара, а также позволяет ...

Теория осуществления организационных изменений на транспорте. Методика оценки эффективности организационных изменений

В статье рассматриваются и анализируются наиболее распространенные методы и стратегии управления изменениями, используемые транспортными компаниями при осуществлении организационных изменений. Предложены критерии для оценки эффективности осуществляем...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Формирование стратегии развития организаций

Сегодняшний темп изменений во внешней среде, увеличение объема знаний и информационных потоков настолько велики, что разработка и реализация стратегии развития предприятия является единственным подходом прогнозирования будущих проблем предприятия и е...

Роль анализа в процессе бизнес-планирования

Данная статья иллюстрирует значимость бизнес-плана не только для зарождающихся компаний, но и для зрелого бизнеса. Построению бизнес-плана предшествует экономический анализ. Являясь основным элементом функции управления, он осуществляет совокупное из...

Разработка стратегий развития бизнеса

В статье определено понятие бизнес-стратегии, рассмотрено содержание и обоснована актуальность стратегического менеджмента для организаций. Центральную часть в структуре статьи составляет характеристика основных стратегий развития бизнеса и краткая о...

Похожие статьи

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Стратегия развития предприятий

Статья посвящена стратегическим процессам развития предприятий. Множество предприятий в современном мире сталкиваются с проблемами, которые требуют внимания (отсутствие спроса, конкуренция, нестабильное финансовое положение, потребность в совершенств...

Управление проектами и программами стратегического развития компании

В настоящее время крайне важно использовать инновационные подходы к управлению развитием экономического субъекта. К числу передовых методов управления относится и стратегическое управление развитием через инструменты проектов и программ. Применение д...

К вопросу о планировании качества на предприятии

Планирование качества продукции является фундаментальной частью обеспечения должного управления качеством на производстве. Оно состоит из правильного распределения целей и задач в области качества на каждом этапе разработки товара, а также позволяет ...

Теория осуществления организационных изменений на транспорте. Методика оценки эффективности организационных изменений

В статье рассматриваются и анализируются наиболее распространенные методы и стратегии управления изменениями, используемые транспортными компаниями при осуществлении организационных изменений. Предложены критерии для оценки эффективности осуществляем...

Совершенствование маркетинговой стратегии на предприятии

Эффективный маркетинг может принести бизнесу целый ряд преимуществ, поэтому он должен начинаться с продуманной маркетинговой стратегии. Хорошая маркетинговая стратегия помогает предприятию определить видение, миссию и бизнес-цели, а также описывает ш...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Формирование стратегии развития организаций

Сегодняшний темп изменений во внешней среде, увеличение объема знаний и информационных потоков настолько велики, что разработка и реализация стратегии развития предприятия является единственным подходом прогнозирования будущих проблем предприятия и е...

Роль анализа в процессе бизнес-планирования

Данная статья иллюстрирует значимость бизнес-плана не только для зарождающихся компаний, но и для зрелого бизнеса. Построению бизнес-плана предшествует экономический анализ. Являясь основным элементом функции управления, он осуществляет совокупное из...

Разработка стратегий развития бизнеса

В статье определено понятие бизнес-стратегии, рассмотрено содержание и обоснована актуальность стратегического менеджмента для организаций. Центральную часть в структуре статьи составляет характеристика основных стратегий развития бизнеса и краткая о...

Задать вопрос