В статье определена важность стратегии развития. Представлено понятие и классификации стратегии развития. Существует множество подходов к созданию стратегий предприятий. Сегодняшние компании все более осознают значение стратегического планирования и практикуют его методы для лучшего управления своей деловой деятельностью. Разработка стратегии представляет собой достаточно сложный процесс, который включает несколько этапов: оценка стратегических факторов; формулирование стратегических целей; разработка стратегических вариантов; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.
Ключевые слова: стратегия, менеджмент, решения, этапы, цель, задача, развитие, продукт.
Стратегия развития предприятия является важнейшим инструментом для достижения успеха и долгосрочной устойчивости бизнеса. Она определяет цели, задачи, планы и ресурсы, которые необходимы для достижения конкурентного преимущества на рынке и удовлетворения потребностей клиентов [1].
Важность стратегии развития предприятия заключается в следующем:
- Определение курса развития. Стратегия позволяет определить цели и планы на будущее, что помогает предприятию наращивать доходы, развиваться и стать лидером на рынке.
- Выбор оптимальных решений. Разработка стратегии помогает выбрать оптимальный вариант развития, с учетом потребностей клиентов и конкурентных условий.
- Адаптация к новым условиям. Стратегический план помогает предприятию адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, конкуренции и клиентским потребностям.
- Мотивация персонала. Разработка стратегии дает возможность сформировать мотивационную политику для персонала, что способствует улучшению качества работы и увеличению эффективности работы команды.
- Устойчивое развитие. Стратегия развития позволяет предприятию строить бизнес стратегически и устойчиво, что обеспечивает стабильность и длительный срок работы организации [3].
Стратегия развития предприятия является необходимым инструментом, который помогает компании определить свои цели, разработать план действий и увеличить эффективность деятельности. Без нее организация рискует потерять конкурентоспособность и выйти из бизнеса.
В современных условиях рыночной экономики, основанной на жесткой конкурентной борьбе и быстро меняющейся ситуации на рынке, современные предприятия должны не только заострять внимание на внутреннем состоянии дел, но и быстро реагировать на внешние изменения. В этом поможет долгосрочная стратегия, которая позволяла бы им держаться на плаву и поспевать за изменениями, происходящими в их окружении [5].
Стратегия является главным продуктом стратегического менеджмента, продукт должен быть чётким и ясным, давать положительные результаты, но если вместо такого продукта менеджеры преподносят размытый и фрагментный продукт, то следование такой стратегии только ухудшит положение предприятия на рынке.
Для достижения поставленных целей и решения задач развития, компания может применять различные стратегии. Существует огромное множество различных видов стратегий развития предприятия, роста, сокращения, маркетинга, продаж, инвестиционные, финансовые и т. д. Для удобной ориентации среди множества стратегий применяют разную классификацию, которая позволяет упорядочить их в целостную систему и создать общий язык для понимания.
Разные авторы трактуют термин «стратегия» по-своему, для кото-то это совокупность хитростей и уловок [3], для других набор действий, способных приблизить предприятие к заветной цели. Но если обобщить все трактовки понятия «стратегия», получим общее определение, исходя из которого стратегия — план предприятия, согласно которому предприятие движется к поставленной цели.
Сейчас очень важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям.
Увеличение скорости изменений в окружающей среде предприятия, появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции, появление новых возможностей, развитие информационных технологий, открывающих широкий доступ к современным ресурсам и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [3].
Существует множество видов стратегий развития предприятия. Это корпоративная стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, экономическая стратегия, которая обеспечивает экономически эффективное достижение стратегических целей, технологическая стратегия и другие.
Основная классификация стратегий по уровням компании показана на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация стратегий по уровням компании [2]
Корпоративная стратегия представляет собой общую стратегию развития организации, включающую в себя цели, задачи и принципы организации [3].
Деловая стратегия разрабатывается если у компании есть самостоятельные виды бизнесов и автономные или полуавтономные стратегические бизнес-единицы. Бизнес-единицей является подразделение компании, осуществляющее полный цикл — маркетинг, производство, сбыт, а иногда ко всему перечисленному добавляются исследования и разработки [4].
Стратегические бизнес-единицы (СБЕ) очень самостоятельны, стратегии производства, ценообразования и сбыта, стимулирования и подбора персонала их менеджеры определяют самостоятельно. СБЕ представляют собой компанию внутри компании, но несмотря на высокий уровень автономии существуют ограничения в самостоятельности, они не могут самостоятельно: продавать технологии и оборудование; изменять вид деятельности, профиль производства; брать кредиты более установленных в компании ограничений; увольнять руководителя СБЕ и ключевых менеджеров.
Стоит отметить, что стратегию СБЕ стоит разрабатывать, ориентируясь на главную стратегию предприятия.
Роль функциональной стратегии заключается в обеспечении выполнения главной и деловой стратегии. Стратегия по каждому функциональному направлению определённого вида деятельности.
Операционная стратегия — стратегия структурных единиц [1].
Если классифицировать стратегии по степени гибкости, т.е по приспособляемости к внешним факторам, то можно выделить: запланированные (направленные), нереализованные, возникающие, реализованные.
По характеру реакции на происходящие изменения на предприятии различают: проактивная (направленная) — стратегия, состоящая из действий, направленных на определенную цель); реактивная (адаптированная) — стратегия, состоящая из реакции на непредвиденные события и конкурентную борьбу); реальная — совокупность проактивной и реактивной стратегий [2].
Разработка стратегии компании представляет собой сложный процесс, который проходит несколько этапов: этап 1 — оценка стратегических факторов; этап 2 — формулирование стратегических целей; этап 3 — разработка вариантов стратегии; этап 4 — реализация стратегии; этап 5 — оценка и контроль стратегии.
Таким образом, разработка стратегии развития компании представляет собой сложный процесс, который проходит несколько этапов: оценка стратегических факторов; формулирование стратегических целей; разработка вариантов стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль стратегии.
Литература:
- Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В. А. Агафонов. — Москва: Инфра-М, 2019. — 350 c.
- Акмаева, Р. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. И. Акмаева — Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.
- Анисимов С. Е., Черданцев В. П. Проблемы внедрения стратегии развития организации // Молодежная наука 2021: технологии, инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и обучающихся, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. Пермь, 2021. С. 256–258.
- Батанова М. В., Заступов А. В. Вопросы формирования эффективной конкурентной стратегии развития предприятия // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 36–39.
- Латфуллин Г. Теория менеджмента: учебник для вузов. 2-е издание / Г. Латфуллин, А. Никитин, С. Серебренников. СПб: Питер, 2022. 464 с.