Статья посвящена стратегическим процессам развития предприятий. Множество предприятий в современном мире сталкиваются с проблемами, которые требуют внимания (отсутствие спроса, конкуренция, нестабильное финансовое положение, потребность в совершенствовании), все это требует развивать деятельность предприятий. В материале рассматривается стратегия управления, этапы разработки стратегии, типы стратегии. Предприятие должно провести анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на бизнес-процессы, выявить слабые и сильные стороны, после подобрать стратегию, которая будет соответствовать целям и миссии компании.
Ключевые слова: состояние предприятия, стратегическое управление, разработка стратегии, развитие предприятий, реализация стратегии.
The article is devoted to the strategic processes of enterprise development. Many enterprises in the modern world face problems that require attention (lack of demand, competition, unstable financial situation, the need for improvement), all this requires developing the activities of enterprises. The material discusses the management strategy, stages of strategy development, and types of strategy. The company must analyze internal and external factors affecting business processes, identify weaknesses and strengths, and then choose a strategy that will meet the goals and mission of the company.
Keywords: state of the enterprise, strategic management, strategy development, enterprise development, strategy implementation.
На сегодняшний день темп изменений во внешней среде, оказывающих влияние на предприятия, увеличился. К таким изменениям прежде всего относятся:
— экономические и политические (конкуренция, уровень изменения экономики, политическая и геополитическая ситуация в мире, эпидемиологическая обстановка;
— научно-технологические (появление новых технологий и новых областей познания);
Все это требует от компаний разработки стратегии развития предприятия и ее реализации. При правильной разработке и реализации стратегии, предприятия могут быстро и эффективно реагировать на ситуацию, происходящую при изменении внешней среды и конкурировать на протяжении длительного времени.
Стратегическое управление появилось в 20-х годах прошлого века и внедрялось в крупных предприятиях. Термин «стратегический менеджмент» в 1965 году ввел американский математик и экономист Игорь Ансофф. Данное понятие введено в научный обиход для того, чтобы различать стратегическое управление, осуществляемого на высшем уровне, от текущего операционного управления.
Стратегия предприятия является основой управления и развития. Представляет собой мероприятия по достижению целей, которые позволяют предприятию оставаться на плаву в противостоянии с конкурентами, успешно развиваться независимо от внешних факторов в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Каждое предприятие определяет стратегию само, исходя из тех факторов, которые его беспокоят.
Планирование стратегии развития содержит в себе разработку миссии и целей предприятия, а так же мероприятия для их достижения.
Чтобы разработать эффективную стратегию, предприятию нужно ответить на ряд вопросов:
— В какой ситуации находится предприятие и уровень владения ресурсами?
— Чего мы хотим?
— Как добиться результата?
В процессе разработки стратегии развития, предприятию необходимо учесть следующие этапы:
- Исследование внешней среды (макросреды). Во многом состояние предприятия зависит от внешних факторов. Нужно изучить влияние на предприятие общего состояния экономики, политической ситуации, правовых, климатических, социальных и технологических факторов.
- Исследование внутренней среди (микросреды). Здесь нужно определить, как развиваются конкуренты, и рассмотреть потребности клиентов. Для данного анализа нужно изучить:
— Покупателей;
— Поставщиков;
— Действующих и новых возможных конкурентов;
— Товары-заменители.
- SWOT-анализ. Когда известны внешние факторы, которые могут повлиять на предприятие, нужно изучить сильные и слабые стороны предприятия.
- Варианты стратегического развития. На данном этапе предприятие принимает решение, какими путями будет достигать поставленные цели. Для удобства можно воспользоваться системой SMART (рис.1).
Рис.1. Система SMART
Данный метод помогает сформулировать желаемый результат, поставить цели и методы для достижения результата.
- Постановка целей и задач. Уровень целей и задач должен соответствовать конечному результату. Каждое предприятие формирует под себя цели и задачи, в зависимости от того какие желаемые результаты. Как будут сформулированы цели и задачи, нужно приступать к продумыванию тактики реализации плана. В достижении цели должен быть заинтересован весь коллектив от рядового сотрудника до руководителя компании. Вследствие чего разработанная стратегия может остаться неосуществленной.
Типы стратегий предприятия подразделяются на три группы (таблица 1).
Таблица 1
Типы стратегии предприятия
№ |
Тип |
Характеристика |
1. |
Корпоративная |
Представляет собой долгосрочный план развития предприятия во всех направлениях. Решает такие вопросы, каким видом деятельности заниматься, как развивать деятельность, какую деятельность приостановить, какую деятельность начать? |
2. |
Бизнес-стратегия |
Представляет план предприятия по достижению поставленных целей и задач. С достижением, которых предприятие сможет подстраиваться под условия внешней среды, обогнать конкурентов, привлечь новых покупателей. |
3. |
Функциональная |
Помогает достичь целей построенных корпоративной и бизнес-стратегией. Реализацией общих планов занимаются функциональные подразделения предприятия. На каждом подразделении лежит своя задача и мероприятия по их выполнению. |
По итогам получается гибкий задокументированный план, который можно редактировать в зависимости от внешней среды и состояния предприятия. Анализируя, текущее состояние предприятия и сравнивая, насколько, это соответствует плану, предприятие может корректировать план стратегии развития, дополняя новыми целями.
Таким образом, разработка стратегии развития необходима для устойчивого функционирования предприятия в современных условиях. Предприятие должно провести анализ внутренних и внешних факторов влияющих на бизнес-процессы, выявить слабые и сильные стороны, после подобрать стратегию, которая будет соответствовать целям и миссии компании. Конечная цель не будет достигнута, если в ее осуществлении не буден заинтересован весь коллектив от рядового сотрудника до руководителей компании.
Литература:
- Муромец, Н. Е. Современный стратегический анализ: учебное пособие / Н. Е. Муромец, П. А. Климова. — Донецк: ДОНАУИГС, 2021. — 410 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://ezpro.fa.ru:3178/book/225818 (дата обращения: 18.06.2022).
- Отварухина Н . С . Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–02841–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://ezpro.fa.ru:3217/bcode/488374 (дата обращения: 18.06.2022).
- Копылов Т. А. Разработка стратегии развития предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-strategii-razvitiya-predpriyatiya-1 (дата обращения: 18.06.2022).
- Коршунов В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 347 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–11583–3 (дата обращения: 18.06.2022)..
- Теплова Т . В . Корпоративные финансы в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Т. В. Теплова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 270 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–05871–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://ezpro.fa.ru:3217/bcode/508018 (дата обращения: 18.06.2022).
- Троенко В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 204–207. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62933/ (дата обращения: 18.06.2022).
- Стратегия развития компании, предприятия или организации — Сбербанк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/strategiya-razvitiya-kompanii/(дата обращения: 18.06.2022).