Разработка стратегии развития организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.10.2019

Статья просмотрена: 1556 раз

Библиографическое описание:

Троенко, В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62933/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассмотрено понятие «стратегия», процесс разработки стратегии для предприятия, значимость миссии и цели для развития компании.

Ключевые слова: стратегия, стратегия развития компании, функциональные стратегии.

Наличие большого количества факторов, оказывающих влияние на развитие компании, а также интенсивность изменения экономики и динамичность рынков требует от компании наличие долгосрочной стратегии развития. Стратегия, в первую очередь, должна оказывать влияние на управленческое поведение фирмы в долгосрочной перспективе. При грамотной реализации стратегии, компания имеет возможность быстро и эффективно реагировать на ситуации, происходящие при изменении внешней среды, вводить новый продукт и конкурировать на протяжении длительного времени.

Стратегия предприятия представляет из себя комплекс используемых управленческих и организационных подходов, направленные на достижение долгосрочных целей. Разработка стратегии компании основывается на общих правилах, которые отвечают за порядок действий для достижения долгосрочных целей компании. На практике эти принципы преобразуются в такие правила, как:

  1. Правила оценки результатов эффективности деятельности компании в текущий момент времени и в перспективе: качественный аспект является ориентиром, а количественное наполнение — плановым заданием;
  2. Правила поведения компании с внешним рынком, процесс выпуска и реализации продукта, методов по наращиванию превосходства над конкурентами.
  3. Правила регламентации процессов и установления отношений в компании.
  4. Правила по осуществлению оперативной деятельности, систематизирующие приемы и технологии ее осуществления.

Экономисты выделяют несколько методов успешного развития фирмы за счет стратегии. Согласно Потеру М. фундаментом успешного развития компании является лидерства по снижению издержек, стратегия фокусирования и дифференциации. Стоит учесть и другие подходы: стратегия роста, стратегия стабильности, стратегия сокращения, уровень корпоративной стратегии, уровень бизнес-стратегий, уровень функциональных стратегий, стратегии сокращения, стратегии дифференцированного роста, стратегии расширения и концентрированного роста.

Как видно, выделяют несколько типов стратегий развития предприятия и каждая из них применяется на практике в зависимости от рыночных факторов, от уровня конкурентоспособности, от жизненного цикла товара, от возможностей развития предприятия, от отрасли, а также от управленческих решений. Компании стоит поставить для себя четкие цели и определиться с приоритетами выполнения поставленных задач, а также необходимо обеспечить ее нужными ресурсными и финансовыми возможностями. Затем необходимо донести план стратегии компании до кадрового состава и определиться при каких условиях возможно ее использование. Высшему звену фирмы необходимо разработать метод управления при котором будут учитываться интенсивность изменений на рынке, а также факторы нивелирования и устранения рисков. Советский философ Попович А. М. утверждает, что в условиях высокой конкурентности и нестабильности на рынке все стратегии развития предприятия необходимо задействовать в комплексе, что позволит ей учесть все факторы, оказывающих влияние на формировании стратегии. Ресурсный подход способен дать оценку компании о ее располагаемых ресурсов для осуществления входов в бизнес-процесс, а теория заинтересованных сторон дает возможность компании оценить свои выходы в ходе своей деятельности для рынка или заинтересованных лиц. Объединение ресурсного подхода и теории заинтересованных сторон можно осуществить в таких направлениях как: задействование текущих и главных принципов для исполнения мероприятий в рамках корпоративной социальной ответственности, а также обнаружение единой основы формирования главных компетенций и возможность принимать во внимание интересы заинтересованных сторон.

При разработке стратегии развития компании необходимо учесть следующие этапы: имеющие возможности и угрозы, потенциал компании, эндогенные и экзогенные факторы, стратегию направления, основные цели и миссии компании.

Любая разработка стратегии компании начинается со стратегического анализа, которая включается в себя процесс изучения эндогенных и экзогенных факторов. Все что генерируется внешней средой относят к экзогенным факторам макро и микроуровней. Макросреда включает такие факторы влияния как: природно-географические, климатические, правовые, общеэкономические, социально-демографические, региональные и технологические. Данная группа факторов учитывается в том случае, когда компании необходимо провести PEST-анализ. К элементам микросреды относят: трудовые и материальные ресурсы, рынок сбыта продукции, поставщики ресурсов, конкуренты, потребители и капитал. Для того чтобы проанализировать микросреду можно воспользоваться моделью Портера М «Пять сил конкуренции» — существующие и новые конкуренты, наличие товаров-заменителей и возможные последствия от них, отношения компании с поставщиками, а также воздействие покупателей. Выделяют еще два типа анализа стратегических групп:

  1. ADL — метод оценки жизненного цикла отрасли с учетом конкурентной позиции компании.
  2. КФУ — определение ключевых факторов успеха.

К эндогенным фактором относят те факторы предприятия, которые сдерживают ее развитие. Это может быть: организационная культура, маркетинг, финансовые средства, производство и персонал компании. После того как фирма проанализировала свои эндогенные и экзогенные факторы, дающая ей возможность узнать зависимость внутренней и внешней среды, то ей необходимо свои результаты обобщить в SWOT-анализе.

При составлении SWOT-анализа компания должна учитывать объект анализа, проанализировать свои преимущества и недостатки с точки зрения поставленной цели, выявить возможные угрозы и имеющиеся возможности у нее, выделить критерии по запуске стратегии в той или иной ситуации, должна вносить изменения в формулировки стратегии по мере изменчивости ситуации, учитывать временные и финансовые рамки при запуске стратегии. Для того чтобы SWOT-анализ был наиболее точен, компании необходимо подкрепить его количественными показателями. Благодаря грамотно составленному SWOT-анализу, предприятие может рассчитывать на успешную стратегию, которая способна увеличить не только финансовые показатели, но и конкурентоспособность на рынке сбыта.

После того как компания провела SWOT-анализ, ей необходимо конкретизировать свои действия по стратегии развития, зафиксировать поставленные цели и в случае необходимости вносить изменения в них. Стратегия компании должна отражать основные направления по развитию предприятия. При осуществлении своей деятельности у компании вырабатывается своя манера поведения в борьбе с конкурентами, открывает для себя новые способы производства, принимает участие в ценовой и инвестиционной политике. Успешный план развития любой компании должен быть актуальным в течении длительного периода и должен уметь подстраиваться под гибкость современного рынка. Именно план дает понимание будущего развития предприятия, формирует последовательные шаги действия и при необходимости требует корректировок для достижения поставленных целей в условиях изменчивости рыночной среды. Так же у любой компании присутствует миссия, то есть через нее можно понять смысл и цель ее существования. Миссия компании выступает управляющим звеном стратегии, описывает ключевые характеристики ее работы, отражает задачи руководящего звена и характеризует ее основные направления, приоритеты и ценности.

Миссия выполняют свою роль только в том случае, когда предприятие имеет свои цели и задачи. Если же этого нет, то компания никак не развивается, а все ее стратегии не несут ключевой роли. Для определения целей и задач в менеджменте используют систему SMART (S — конкретность, M — измеримость, A — достижимость, R — уместность, T — ограниченность во времени). Благодаря этой системе компания определяет то что ей необходимо достичь, в чем будет измеряться результат ее действия, за счет чего она сможет достигнуть поставленной цели, сможет понять действительно ли ей необходимо выполнить ту или иную задачу для достижения цели, определяет промежуток времени при котором она сможет достичь поставленную цель.

Немаловажную роль на предприятии играет ее финансовая стратегия, которая направлена на улучшение финансового состояния компании при распределении ее денежных средств. За финансовую стратегию и ее реализацию отвечает HR-директор. Он же, в свою очередь, отвечает за подбор персонала компании, определяет работу подчиненных ему отделов. Подбор персонала несет важную значимость для деятельности компании, поскольку сотрудники компании является носителями умений, идей и знаний. При составлении маркетинговой стратегии компания ориентируется на изучение потребностей потребителя, изучает особенности рынка, выявляет способы по минимизации издержек и оптимизации использования имеющихся ресурсов, использует новые стандарты для улучшения качества выпускаемой продукции. Стратегия НИОКР занимается разработкой и внедрений новых технологий или инноваций в систему производства продукции для повышения уровня конкурентоспособности компании на рынке.

Подводя итог, хочется отметить, что при разработке стратегии предприятия прибегают к стратегическому анализу, определяют последовательность действий и направления развития. Стратегия должна включать в себя такие элементы, как: достоинства предприятия по отношению к конкурентам, внутреннее развитие предприятия, проблемы и возможности развития на внешнем уровне, видение деятельности компании в будущем, цели и миссии компании, а также включать функциональные стратегии (производственная, маркетинговая, финансовая и стратегия НИОКР).

Литература:

  1. Баринов В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. — М.: КНОРУС, 2015. — 97 с.
  2. Болотов С. П. Разработка стратегии предприятия: Учеб. пособие. – СПб.: Нева, 2018. — 129 с.
  3. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2008. — 112 с.
  4. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2018. — 187 с.
  5. Захаров В. Я. Стратегические аспекты экономического развития. Концепции стратегического управления. — Н.Новгород.: Лик, 2018. — 75 с.
  6. Сухарев О. С. Стратегия эффективного развития фирмы: учебник для студ. Вузов. — М.: Экзамен, 2016. — 287с.
  7. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело 2017. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, внешняя среда, миссия компании, поставленная цель, стратегия, ADL, SMART, ресурсный подход, стратегический анализ, финансовая стратегия.


Ключевые слова

стратегия, стратегия развития компании, функциональные стратегии

Похожие статьи

Разработка стратегии развития организации

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Стратегия развития современного предприятия

В статье исследуется экономическая сущность стратегического развития предприятия. Определяется порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия, исследуются принципы, которым должен соответствовать план развития современного предприятия...

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Особенности разработки отдельных элементов стратегии развития организации, влияющих на ее конкурентоспособность

В статье рассматриваются особенности применения стратегического планирования в целях повышения конкурентоспособности организации, определяются основные этапы разработки стратегии, предлагаются новые элементы для разработки конкурентной стратегии.

Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании

Инвестиционная стратегия рассматривается как функциональная составляющая компании. Рассмотрены основные задачи разработки и моделирования инвестиционной стратегии. Выделены основные этапы процесса планирования и разработки инвестиционной стратегии ко...

Теоретические аспекты маркетинговой стратегии компании

В статье отражен теоретический анализ маркетинговой стратегии компании, ее цели, задачи, приведены основные виды маркетинговой стратегии и охарактеризованы процессные подходы к реализации маркетинговой стратегии.

Формирование маркетинговых стратегий промышленного предприятия

В данной статье подчеркивается важность формирования маркетинговых стратегий промышленного предприятия. Рассмотрено понятие «маркетинговая стратегия». Рассмотрен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Изучены основные...

Стратегическое управление инновационным развитием предприятий

Статья посвящена стратегическому управлению инновационным развитием предприятий в ней рассматриваются подходы к определению стратегического управления, процесс разработки инновационной стратегии предприятия.

Современные направления совершенствования кадровой работы в организации

В статье рассматриваются актуальные тенденции в организации кадровой политики организаций, проблемы и обоснования выбора соответствующей кадровой стратегии.

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Похожие статьи

Разработка стратегии развития организации

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Стратегия развития современного предприятия

В статье исследуется экономическая сущность стратегического развития предприятия. Определяется порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия, исследуются принципы, которым должен соответствовать план развития современного предприятия...

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Особенности разработки отдельных элементов стратегии развития организации, влияющих на ее конкурентоспособность

В статье рассматриваются особенности применения стратегического планирования в целях повышения конкурентоспособности организации, определяются основные этапы разработки стратегии, предлагаются новые элементы для разработки конкурентной стратегии.

Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании

Инвестиционная стратегия рассматривается как функциональная составляющая компании. Рассмотрены основные задачи разработки и моделирования инвестиционной стратегии. Выделены основные этапы процесса планирования и разработки инвестиционной стратегии ко...

Теоретические аспекты маркетинговой стратегии компании

В статье отражен теоретический анализ маркетинговой стратегии компании, ее цели, задачи, приведены основные виды маркетинговой стратегии и охарактеризованы процессные подходы к реализации маркетинговой стратегии.

Формирование маркетинговых стратегий промышленного предприятия

В данной статье подчеркивается важность формирования маркетинговых стратегий промышленного предприятия. Рассмотрено понятие «маркетинговая стратегия». Рассмотрен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Изучены основные...

Стратегическое управление инновационным развитием предприятий

Статья посвящена стратегическому управлению инновационным развитием предприятий в ней рассматриваются подходы к определению стратегического управления, процесс разработки инновационной стратегии предприятия.

Современные направления совершенствования кадровой работы в организации

В статье рассматриваются актуальные тенденции в организации кадровой политики организаций, проблемы и обоснования выбора соответствующей кадровой стратегии.

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Задать вопрос