Сущность организационной структуры управления предприятием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 9414 раз

Библиографическое описание:

Габисов, А. К. Сущность организационной структуры управления предприятием / А. К. Габисов, Г. Н. Дзуцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26297/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье были рассмотрены организация и структура предприятия, управление предприятием, основные правила создания организационной структуры, факторы влияющие на структуру управления.

Ключевые слова: структура, организация, управление, горизонтальные связи, экономические факторы, производственная структура.

Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура управления должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям.

Организационная структура управления предприятия — это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого [1]. Она формируется из двух взаимосвязанных составных частей:

1) структуры управления;

2) производственной структуры предприятия.

Сначала формируется производственная структура, а затем как производная от нее строится организационная структура управления предприятием.

Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи.

Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними [2].

Кабушкин Н. И. дает определение структуры управления как «упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого» [3].

Управлять структурой — значит оптимально распределить цели и задачи между работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи [4].

К звеньям управления относятся отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, т. е. звено управления — самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Ступень управления — это единство звеньев определенного уровня, в иерархии управления (управление предприятием, цехом, участком и т. д.).

В теории и практике управления важное место имеет так называемый диапазон контроля, т. е. предельное число объектов, которыми можно эффективно управлять [5] или, как его еще называют, норма управляемости — число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т. д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации [6].

Средняя величина диапазона контроля составляет 7–10. На высших этажах управления он равен 4–5, а на низших, при выполнении простых работ, может достигать 20–30 и даже значительно больше.

Узкий диапазон контроля ведет к тому, что руководитель имеет возможность поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, более качественно управлять ими; в то же время здесь есть опасность того, что он будет излишне вмешиваться в их дела и ограничивать свободу поведения. При широком диапазоне контроля руководитель может оказаться перегруженным координацией текущей работы подчиненных и потерять из виду стратегические задачи.

На конкретную структуру управления влияют несколько групп факторов:

 масштаб и структура самой организации. Первый определяет, будет ли управленческая структура «высокой» или «плоской», а вторая задает ее тип — функциональная, дивизиональная и т. п.;

 технологические факторы. В условиях всеобщей автоматизации, при которой не нужно постоянное присутствие человека, структура управления бывает гораздо более простой;

 экономические факторы. Например, сгруппировав сходные виды деятельности в единое подразделение, руководимое единым органом управления вместо нескольких прежних, можно значительно снизить соответствующие затраты;

 человеческий фактор связан с социальной структурой персонала и взаимоотношениями между людьми. Так, если в организации не достает лиц с соответствующим уровнем образования и квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд ли увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна;

 естественные факторы — географические или природно-клима-тические. Например, территориальная разбросанность подразделений, их оторванность от центрального руководства, экстремальный характер условий работы и пр.;

 структура управления частью организации во многом определяется местом, которое эта часть занимает и характером деятельности. Структура управления производственными подразделениями будет совсем не такой, как научными, а находящимися на верхних «этажах» иной, чем на нижних.

На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Структуры управления подразделяются на две большие группы — механистические и органические. Механистические (бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры. Децентрализованные структуры более гибкие, быстро меняющиеся. Они называются органическими, адаптивными.

Основными правилами создания организационной структуры управления являются: организационная структура должна быть предельно проста, чем она проще, тем легче персоналу её понять; схема организационной структуры должна быть обозрима; каждый работник должен иметь должностную инструкцию; информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения); линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения; координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на уровне заместителей руководителей организации; окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития; функции линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены.

Литература:

  1. Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 280 с.
  2. Десслер Г. Управление персоналом. — М.: БИНОМ, 2010. — 342 с.
  3. Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом. — М.: «Издательство ПРИОР», 2011. — 512 с.
  4. Егоршин А. П. Управление персоналом. — Н.Новгород: НИМБ, 2014. — 720 с.
  5. Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами в организации: персональный менеджмент. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2010. — 326 с.
  6. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — М.: Новое знание, 2012. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): структура управления, организационная структура управления, связь, звено управления, производственная структура, производственная структура предприятия, структура, управление предприятием, функция управления, часть.


Ключевые слова

управление, структура, организация, горизонтальные связи, экономические факторы, производственная структура., производственная структура

Похожие статьи

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Особенности информационного управления учебными заведениями

В статье рассматривается управление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управл...

Система управления устойчивым развитием градообразующих предприятий

Настоящая статья посвящена проблемам управления устойчивым развитием градообразующих предприятий. В ней рассмотрены элементы системы управления, представлен процесс управления устойчивым развитием предприятия.

Управленческий учет и отчетность на предприятии, отличие от бухгалтерского

В статье рассматриваются значение и место управленческого учета в системе управления предприятием, а также основные задачи и принципы его организации.

Организация системы управления затратами в сельскохозяйственных организациях

В статье рассматриваются основные системы управления затратами, большое внимание уделено модели эффективного управления затратами и формированием прибыли в сельскохозяйственной организации.

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.

Управление каналами сбыта на предприятии

В статье рассмотрены основы управления каналами сбыта предприятия. В качестве примера выбрано предприятие, производящее товары потребительского и промышленного назначения. Рассмотрены основные правила и ошибки управления сбытом, а также составлены мо...

Система управления денежными потоками предприятия

В статье рассматривается система управления денежными потоками предприятия, объект и субъекты управления денежными потоками, элементы системы управления денежными потоками. В исследовании дана классификация факторов, оказывающих влияние на объемы ден...

Влияние экологического фактора на функционирование предприятия

В статье исследованы особенности форм проявления и характера влияния экологического фактора на функционирование предприятия, показано поступления и отток денежных потоков в операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия с учетом в...

Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры

В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...

Похожие статьи

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Особенности информационного управления учебными заведениями

В статье рассматривается управление образованием как открытая социально-педагогическая система, процессы функционирования и развития системы образования, типы организационной структуры управления. Целью статьи является изучение информационного управл...

Система управления устойчивым развитием градообразующих предприятий

Настоящая статья посвящена проблемам управления устойчивым развитием градообразующих предприятий. В ней рассмотрены элементы системы управления, представлен процесс управления устойчивым развитием предприятия.

Управленческий учет и отчетность на предприятии, отличие от бухгалтерского

В статье рассматриваются значение и место управленческого учета в системе управления предприятием, а также основные задачи и принципы его организации.

Организация системы управления затратами в сельскохозяйственных организациях

В статье рассматриваются основные системы управления затратами, большое внимание уделено модели эффективного управления затратами и формированием прибыли в сельскохозяйственной организации.

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.

Управление каналами сбыта на предприятии

В статье рассмотрены основы управления каналами сбыта предприятия. В качестве примера выбрано предприятие, производящее товары потребительского и промышленного назначения. Рассмотрены основные правила и ошибки управления сбытом, а также составлены мо...

Система управления денежными потоками предприятия

В статье рассматривается система управления денежными потоками предприятия, объект и субъекты управления денежными потоками, элементы системы управления денежными потоками. В исследовании дана классификация факторов, оказывающих влияние на объемы ден...

Влияние экологического фактора на функционирование предприятия

В статье исследованы особенности форм проявления и характера влияния экологического фактора на функционирование предприятия, показано поступления и отток денежных потоков в операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия с учетом в...

Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры

В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...

Задать вопрос