В этом столетии сверхскорый рост есть важный фактор всех процессов менеджмента организации. Сегодня главным преимуществом благополучной компании является поиск нового потенциала для роста и быстрого ее развития с целью осуществлять как можно больше выгоды из минимального периода сохранения конкурентных преимуществ. Так как стратегическое преимущество быстротечно, и становится важным для компании применять как можно больше новых шансов и вовремя осуществлять соответствующие изменения. Для достижения высоких результатов внедрения существенных мероприятий и решения соответствующих задач методы, навыки и подходы должны значительно отличаться от традиционных, которые закрепились как успешные на протяжении последних 2 десятилетий.
Организация — это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в минимальный период времени и при минимальных затратах факторов производства.
Главные свойства организации:
- целостность;
- присутствие организационной культуры;
- регламент;
- самообучение и саморазвитие;
- способность выявлять и удовлетворять потребности.
Особенности организационной системы:
− направленность на определенные социальные потребности;
− единый центр управления;
− иерархичность структуры;
− интегрированный характер.
В рыночных условиях образуются новые формы объединений предприятий диверсифицированного типа. Создание данных структур обуславливается на данных принципах: концентрация ресурсов, мощностей, производств разного профиля для выпуска продукции массового спроса, возможность маневрирования средствами, сокращения затрат производства, создание предпосылок внедрения научно-технических новшеств.
− Каждую реформацию структуры управления следует оценивать, прежде всего, с результата обозначенных перед ней задач.
− В условиях не кризисной экономики изменения направленные во многих случаях на то, чтобы путем улучшения системы управления увеличить эффективность работы организации.
− Ключевым показателями улучшения преобладают: сокращение затрат, рост прибыли, улучшение качества обслуживания клиентов, более эластичный стиль управления, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений, восприятие оргструктуры людьми.
В экономике реорганизация в структурах управления нацелены на построение условий для того чтобы сохранить организацию за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Присутствует потребность в постановлении и достижении цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и возрастание производственно- хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. На практике это оказывает привлечение большего количества работников к процессу раскрытию и решению проблем организации. Оценка деятельности оргструктуры осуществляется по факторам, таким как скорость обработки и приобретения информации, ключевой для принятия решений, использование информационной технологии.
В табл. 1 показаны тенденции в области совершенствования организационных структур в современных условиях.
На практике принимают чаще всего смешанные типы организационных структур, формируемые исходя из объективных условий их деятельности.
Главные инструменты формирования организационных структур организаций:
− анализ и дифференциация управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие;
− группирование заданий в однородные группы, устойчивые на протяжении большого периода деятельности организации;
− образование специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;
− разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры.
Чаще при объединении организационной структуры предприятия задания группируются по признакам:
− вид деятельности;
− функция управления;
− вид продукции;
− стадии производственного процесса;
− иерархический уровень.
Таблица 1
Тенденции ихарактеристики совершенствования ворганизационных системах
Тенденция |
Характеристика |
Переход к неформальным органическим системам управления от формальных |
Автоматизированное производство; Устремленность сотрудника к реализации своих способностей |
Развитие экономической самостоятельности и ответственности организации |
Бизнес центры; Высокая степень удовлетворения потребностей рынка |
Кадровая политика |
Гарантированная занятость; Уважение личности; Единый статус всех сотрудников |
Ориентация на человека |
Высвобождение творческой энергии человека; Возможность показать инициативу, предприимчивость, самостоятельность; Индивидуализм; Удовлетворение потребностей |
Создание высокоэффективных внутрифирменных связей |
Становление информационных технологий; Модернизирование горизонтальных связей в предприятие |
Научно обоснованное формирование организационных структур управления — главная задача современного этапа приспособления хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.
В данных условиях рынка нужно широко применять принципы и методы проектирования организации управления на базе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления блокировано дальнейшее улучшение управления и возрастание эффективности производства, так как:
− В современных условиях во многом ряде ситуаций нельзя пользоваться прошлыми организационными формами, которые не соблюдают заявкам рыночных отношений, предоставляют опасность изменению самих задач управления;
− В структуру хозяйственности управления техническими системами. К улучшению организационного механизма совокупного подхода был заменен использованием автоматизированных систем управления деятельностью по проникновению. Проектирование структуры должно находить опору не только на навыки, подобие, привычные схемы и интуицию, а также и на научные методы организационного проектирования;
− Построение сложнейшего механизма — механизма управления — в дальнейшем будут специалисты председательствовать, знающих и оперирующих методологией формирования организационных систем.
В данном исследовании принципов и методики проектирование структуры как установленного набора органов, определяемой каждой специализированной функции управления. Изначально обязательно нужно активизировать систему целей и их распространение между различными формами. К ним можно отнести состав подразделений, которые являются в избранных связях и отношениях между собой.
Сопутствующими ячейками структуры управления находят место такие понятия как: коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура-это поведенческая система, в которой группы людей находящиеся в различных взаимоотношениях объединяются для решения общих задач.
Эта многосторонность организационного механизма несопоставима с применением каких-либо однозначных методов — или формальных, или неформальных. Поэтому обязательно сопоставление научных методов и принципов развития структур (системного подхода) с глубокой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта.
В основу всей методологии современных тенденций структур управления должно быть положено для начала — цели, и только уже потом — механизм их достижения.
До последнего времени методы построения управления, обозначались чрезмерно нормативным характером, неполным вариантами многообразия, что привило к механическому переносу использующихся в прошлом организационных форм в новые условия. Зачастую аппарат управления на разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения очень узкую трактовку получали сами исходные факторы построения структур:
− численность персонала вместо целей организаций;
− постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
Важнейшим недостатком использующихся методик получилась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Отсюда следует что цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают более максимальное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это более явно проявляется при решении проблем, связанных с формированием корпораций, акционерных обществ, финансово-промышленных групп, заказов и договоров запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.
Литература:
- Менеджмент: Учебное пособие / Е. Е. Вершигора. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.
- Управление персоналом организации: Учебное пособие / Суслов Г. В. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016.