В настоящее время всё меньше внимания уделяется организационной структуре компаний. Многие руководители, ссылаясь на кризисную ситуацию в стране, не видят необходимости обращать внимания на то, как построена его фирма. А ведь зачастую именно оптимизация организационной структуры позволяет компаниям пережить экономический кризис.
Тема статьи является актуальной ещё и потому, что Российская Федерация до сих пор так до конца и не перешла на рыночную экономику. И этот переходный период заставляет исследователей, руководителей компаний оценивать модели организаций других стран, делать выводы, и на основе национальных особенностей, особенностей развития своих фирм строить свои организационные структуры.
Само понятие «организационная структура», если его разложить, можно подразделить на понятия «организация» и «структура». Однако, зачастую эти термины отождествляют, подразумевая, что организация — это система, и наоборот. В словосочетании «организационная структура» слово «организационная» означает, в первую очередь, взаимодействующая. Отсюда следует, что организационная структура — это набор упорядоченных взаимосвязей.
Исследованию организационных структур уделялось достаточно большое место в теории организации. При этом различные организационные теории представляли модель организации по-разному (таблица 1).
Таблица 1
Модели организаций вразличных организационных теориях
Модель организации |
Создатели |
Характеристика |
Механическая |
Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер |
Организация- машина, работающая по строго установленному порядку. |
Естественная |
Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони |
Организация — объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает субъективное начало. |
Организация-община |
Э. Мэйо |
Главный регулятор функционирования -принятые в организации нормы поведения. |
Соционехническая |
А. Райе, Э. Триест |
Основана на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства. |
Интеракционистская |
Ч. Бернард |
Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности. |
Кибернетическая |
С. Винг, Д. Форрестер, С. Янг |
Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей. |
Институциональная |
Д. Норт |
Формы и поведение организации определяются обычаями, традициями, нормами. |
Конфликтная |
Р. Холл |
Организация имеет множество противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации или ее групп. |
Органическая |
Т. Берне, Д. Сталкер |
Общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы. |
Процессная |
А. Богданов |
Общество рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций) и разъединений (диссоциаций). Общество не имеет устойчивой структуры. |
Проблемная |
В. Франчук |
Проблемы организации рассматриваются не как препятствия или помехи в ее развитии, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализаций. |
Рассматривая таблицу 1, можно прийти к выводу, что различные научные деятели рассматривали организацию с разных точек зрения. Наиболее распространённой и значимой в настоящее время является кибернетическая модель, учитывающая обратные связи.
Л. Берталанфи рассматривал кибернетику как частный случай общей теории систем, как теорию управляющих механизмов в технике и природе, основанную на концепциях информации и обратной связи, представляющую собой лишь часть общей теории систем; кибернетические системы — это особый случай систем, обладающих саморегулированием.
Особую роль в организации, согласно кибернетической модели, играют обратные связи.
В самом общем виде обратная связь — это механизм, учитывающий и сводящий к минимуму разницу между целью действия и его результатом. Н. Винер выделял обратные связи с двумя разными полюсами: положительным и отрицательным.
Отрицательная обратная связь — это механизм, способствующий, путём перестройки внутренних процессов, нейтрализации возмущающего воздействия внешней среды.
Положительная обратная связь, наоборот, предполагает, что внутренние процессы будут меняться согласно тому, как меняется возмущающее воздействие внешней среды.
Для того чтобы более подробно раскрыть понятие организационной структуры необходимо понять её элементы. К элементам организационной структуры относятся: уровни, звенья и взаимосвязи.
Уровень организационной структуры — это группа звеньев, находящаяся на определённой иерархической ступени.
Организационное звено представляет собой обособленную ячейку, очерченную определёнными функциональными чертами управления.
Немаловажную роль в организационной структуре играют взаимосвязи, характеризующие отношение звеньев между собой, как на одном уровне, так и между звеньями разных уровней.
При этом выделяют следующие взаимосвязи, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Виды взаимосвязей в организационных структурах
Согласно рисунку 1, выделяют 4 вида связей в организационных структурах: горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные.
Построение организационной структуры в компании не требует значительных затрат, лишь тщательный анализ особенностей развития фирмы, её размеров, целей.
Размер организации достаточно сильно влияет на организационную структуру: чем компания больше, тем сложнее будет модель управления ею.
Если считать, что оптимальное число подчинённых одному руководителю 6 человек, а многие организации имеют численность персонала около 500 человек, то организационная структура таких предприятий будет состоять из 500/6 = 83 уровней.
При этом, надо учитывать, что по мере развития организации будет меняться и ей структура. А как раз об этом многие руководители забывают.
Прогнозирование параметров организационного развития бизнеса должно базироваться на анализе динамики потребления продукции, потребности целевых групп клиентов. При этом необходимо чтобы трансформации организационных изменений были не запаздывающими и (или) вынуждающими, а своевременными, обоснованными и осознанными.
В процессе развития систем происходит некоторая стандартизация, унификация преобразований структуры и её функций, то есть для развития характерен изоморфизм. Следовательно, основываясь на общности моделей развития можно использовать различные научные результаты, полученные в одной области, при анализе другой. Также, для развивающихся систем, по мнению большинства авторов, характерна, с одной стороны устойчивость, с другой — неустойчивость, разрушение одной и создание другой устойчивой структуры. В этом случае можно наблюдать применение закона «перехода количественных изменений в качественные».
Таким образом, грамотное понимание значения, элементов, взаимосвязей организационных структур, а главное своевременное их построение, позволяет компании достаточно динамично развиваться, вовремя выявлять и решать проблемы функционирования и наилучшим образом достигать поставленных целей. Понимание что организационная структура — это, прежде всего модель функционирования, позволяет чётко определять взаимосвязи между подразделениями, отделами организации, чётко разграничивать их функциональные значения.
Литература:
- Алябина, Е. В. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник/ Е. В. Алябина [и др.].- Электрон. текстовые данные.- [Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014].- 705 c.-URL: http://www.iprbookshop.ru/47701.- ЭБС «IPRbooks»
- Черных, А. В. Теория организации [Электронный ресурс]: учебник/ Черных А. В., Прудникова О. А.- Электрон. текстовые данные.- Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2013.- 201 c.-URL: http://www.iprbookshop.ru/59188.- ЭБС «IPRbooks»
- Печиборщ, Н. И. О методе проектирования организационных изменений в бизнес-структурах // Н. И. Печиборщ / Менеджмент и бизнес-администрирование, 2013. — № 3. — с.153–154