Организационная культура — один из ключевых факторов успеха современных организаций. С элементами корпоративной культуры сотрудники сталкиваются постоянно. Ее проявления можно встретить в философии, стратегии и миссии организации, в применяемых механизмах мотивации персонала и адаптации новых сотрудников, в поведении уже имеющих опыт работы в организации работников. Тем самым организационная культура влияет на все аспекты деятельности.
Руководство — ключевой аспект эффективной организационной культуры. Организационная культура — результат совместной деятельности трудового коллектива, который во многом определяется поведением руководителя. От руководителя организации, его авторитета в коллективе, культуры управления и общения с персоналом зависит, какая организационная культура сформируется в организации.
Под организационной культурой понимается система разделяемых ценностей, отличающих одну организацию от другой [1].
Собственная культура свойственна любой организации от маленькой фирмы, где работают всего 5–10 человек, до крупной транснациональной корпорации [3].
Организационная культура — многотиповое понятие. В разных организациях могут быть сформированы разные типы организационных культур (таблица 1).
Таблица 1
Типы организационной культуры
Вид |
Основа |
Органическая |
одна общая идея, задаваемая руководством |
Предпринимательская |
свободная инициатива работников, которые выполняют работу так, как считают нужным |
Бюрократическая |
сильное и активное руководство, которое определяет лидеров и направления организационной культуры |
Партиципативная |
групповое взаимодействие, сотрудничество, всесторонние обсуждения, но при этом повседневную работу постоянно перепроверяют |
В каждой организации организационная культура осуществляется на нескольких уровнях (рисунок 1).
Рис. 1. Уровни организационной культуры
На первом уровне организационная культура проявляется как свободное время сотрудника. Второй уровень — действующие в организации общие правила поведения: приветствие, субординация, общение с посетителями и др. На третьем уровне действуют общие ценности и ритуалы, формирующие комфортную психологическую обстановку в коллективе. Четвертый уровень реализуется за пределами организации в виде взаимодействия с обществом: достоверная реклама, благотворительные проекты и др.
Носителями организационной культуры всегда являются люди. В структуру корпоративной культуры входит ряд составляющих, которые также можно рассматривать в качестве факторов формирования организационной культуры (рисунок 2).
Рис. 2. Структура и факторы формирования организационной культуры
История развития, сфера деятельности, предназначение и конкурентоспособность влияют на формирования миссии, стратегии и определение принципов работы организации. На этой основе определяются корпоративные ценности и нормы, ритуалы и традиции, поведенческие стандарты, собственный фирменный стиль, система коммуникации, условия работы персонала. Названные факторы, в свою очередь, формируют ценности и реальное поведение сотрудников, которое проявляется во взаимоотношениях работников друг с другом и потребителями.
Для организаций с высоко развитой организационной культуры свойственная хорошие условия работы персонала, развитая система мотивации, обучения и развития персонала, эффективная система коммуникации, ритуалов и традиций, приоритет охраны труда и социальной составляющей.
Существенными недостатками организационной культуры является отсутствие единого лидера, объединяющего интересы рабочих групп при наличии низкого статуса формального лидера, коллектив представлен подгруппами разной сплоченности, отсутствие кодекса корпоративной этики и фирменного стиля. Все это демонстрирует неэффективность низкий уровень корпоративной культуры и снижает эффективность работы коллектива.
Совершенствование культуры должно осуществляться по ряду направлений:
– создание системы контроля реального поведения работников по вертикали и горизонтали;
– разработка и создание системы поощрения за соблюдение Кодекса этики;
– совершенствование системы ритуалов и традиций.
Развитие организационной культуры может осуществляться на основе инструментов внутреннего PR: внутрикорпоративный сайт, доска объявлений, мероприятия для сотрудников, доска почета, письма и поздравления, фирменный стиль, кодекс корпоративного поведения. Большое значение для совершенствования организационной культуры имеет формирование в организации корпоративного социального пакета.
Таким образом, организация решает вопросы формирования организационной культуры — развиваются ценностные представления сотрудников и руководства компании, приходит осознание основанной миссии и целей деятельности, формируется положительный имидж организации на ее внешнем и внутреннем рынке. Являясь центром системы управления организации, организационная культура, при целенаправленном и системном формировании и внимании к развитию, выступает в качестве основного конкурентного преимущества организации данной сферы деятельности.
Литература:
- Менеджмент / под общ. ред. А. Л. Гапоненко. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — С. 45.
- Менеджмент: учебник и практикум для вузов / под общ. ред. И. Н. Шапкина. — М.: Издательство Юрайт, 2023.
- Соломанидина Т. О. Организационная культура компании: учеб. пособие / Т. О. Соломанидина. — М.: Инфра-М, 2019. — С.34.