Управление организационной культурой современных компаний в Китае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 1985 раз

Библиографическое описание:

Ши, Сяовэй. Управление организационной культурой современных компаний в Китае / Сяовэй Ши. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 479-480. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41519/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание руководителя, огромная роль традиций в формировании внутренних культур национальных компаний.

Ключевые слова: организационная культура, Китай, китайские компании, конфуцианство

The article analyzes the specifics of the organizational culture of Chinese companies, factors, influencing organizational culture. Identifies typical features of the Chinese institutional culture: clan, the rejection of Western values, the worship leader, a great role of tradition in shaping the internal culture of national companies.

Key words: organizational culture, China, chinese companies, confucianism

Организационная культура как нечто существующее в организации, как некий корпоративный феномен, появилась с развитием первым компаний. А.Файоль называл этот феномен «корпоративным духом» — неким отличием одной компании от другой. Сам термин «организационная культура» появился в XIX веке благодаря фельдмаршалу Мольтке. Позже данный термин был введен в менеджмент и подразумевал правила, традиции, ценности, по которым живут и придерживаются которых сотрудники компании [1].

Исследователи организационной культуры Х. Шварц и С. Дэвис рассматривают данный термин следующим образом: «Культура организации представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, который разделяется членами организации. Данные убеждения и ожидания формируют нормы, в значительной степени определяющие поведение в компании отдельных личностей и групп». [2]

Нужно сказать, что внутренняя культура каждой компании уникальна, однако на саму культуру воздействует ряд факторов: сфера деятельности компании, место расположения компании (страна, регион мира и пр.), социокультурный, политический, экономический и прочие факторы. [3] К примеру, можно проследить сходства в организационных культурах торговых компаний или компаний промышленных, либо фирм, находящихся в одном и том же географическом регионе.

Так, типичными элементами организационной культуры китайских компаний являются: клановость культуры, высокая степень уважения и подчинения как к непосредственному руководителю, так и к руководителю всей компании, почитание вековых китайских традиций, недостаточность инициативы среди сотрудников, огромное значение символики в компании: обрядов, строгих внешних правил и норм поведения, высокое значение корпоративных мероприятий.

Можно отметить так же и тот факт, что организационная культура китайских компаний отличается и низкой степенью принятия зарубежных методов и традиций, а также управленческих технологий. Хотя в крупных городах страны, в компаниях с иностранным капиталом, где трудятся представители десятки различных культур, внутренняя культура таких компаний отличается от традиционных китайских фирм. Здесь культура более открыта, гибка, лояльна к изменениям. В таких компаниях поощряется инициативность, готовность идти на риск, а также принимаются новейшие зарубежные технологии.

Особое значение в китайских компаниях придается традиционному и религиозному (конфуцианство) факторам. Именно данные факторы влияют на узнаваемость культуры китайских компаний: уважение к национальным традициям и верованиям. Это и почитание старших, и негативное отношение к конфликтам, и терпеливость в ожиданиях, и безусловное уважение руководителя компании. Однако, стоит отметить, что в последние годы, особенно в крупных городах Китая, все чаще можно наблюдать в компаниях многонациональные коллективы, которые предполагают различие в религиях, несущих с собой иные ценности, традиции, порядки. Управлять сотрудниками разных верований — сложная задача для любого руководителя, однако внимательное отношение и лояльность к подчиненным иных религиозных течений среди современных бизнесменов уже стало признаком хорошего тона. [4]

Многонациональность вносит свой отпечаток в организационную культуру китайских компаний и делает ее все более неоднородной, зависящей от различных факторов: настроенности (прозападной или прокитайской) руководства компании, наличию в штате большого количества иностранных работников, задач компании, ориентации компании на молодые кадры, места размещения компании и т. д.. Повторим, что в крупнейших городах страны в компаниях преобладает более динамичная организационная культура, впитывающая зарубежные новшества, тогда как в фирмах из небольших китайских городков или отдаленных регионов страны внутренняя культура компаний остается все еще сугубо традиционной и плохо приспосабливаемой к новшествам.

Среди примеров с гибкой организационной культурой можно привести такие китайские компании, как: Asus, Lenovo, Huawei, Sinopec, Haier и пр. Внутренние культуры этих компаний являются примером сочетания традиционных китайских ценностей и новейших управленческих технологий, принятия самых лучших примеров из других мировых культур.

Литература:

  1. Иванычева Т. А. Ценности организации как элемент формирования организационной культуры // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 4 — С. 62
  2. Сотникова С. И. Управление карьерой: учебное пособие / С. И. Сотникова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — C.47
  3. Бурчакова М. А., Сардарян А. Р. Организационная культура: учеб.-метод. пособие: для студентов эконом. вузов. / М. А. Бурчакова, А. Р. Сардарян. Москва, 2003.
  4. Сардарян А. Управление среди религий. Управление персоналом. 2009. № 5. С.12–14.
  5. Петроченко А. А. Формирование системы мотивации труда в кросскультурной среде (на примере филиала Кока-Кола Эйчбиси Евразия). В сборнике: Социально-ориентированное управление в условиях глобализации. Материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2016. С.191–197
Основные термины (генерируются автоматически): компания, организационная культура, культура, внутренняя культура, традиция.


Похожие статьи

Особенности китайской модели менеджмента

Для определения особенностей китайской модели менеджмента в статье описаны традиционные китайские предприятия и особенности управления внутри них, рассмотрено понятие “менеджера”, присущее китайской культуре, описаны взаимоотношения между руководител...

Типология корпоративной культуры и применение ее в деятельности компании

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся типологии корпоративной культуры организации; освещается самый известный тип организационной культуры, помогающий определить достоинства и недостатки компании; выявлено значение типологии корпоративной кул...

Особенности управления персоналом в Китае

В статье определяется основное содержание понятия управления персоналом. Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае. Показываются четыре программы обучения специалистов в Китае. Рассматриваются основные ценности ...

Особенности национальных деловых культур разных стран в системе управления организацией

В статье рассматривается вопрос об особенностях стилей руководства, проводится сравнение стилей управления, а также, рассматриваются их основные отличия, выбирается наиболее эффективный вариант управления организацией.

Маркетинговые стратегии развития персонала через призму китайского опыта применения

В данной статье рассматривается процесс развития технологий управления человеческими ресурсами в Китае, выделены проблемы культурного, исторического и социального характера. Актуальность темы работы заключается в том, что такие преимущества, как бог...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы

Данная статья рассматривает историю высшего образования в Китае, стратегии и механизмы его развития и феномен интернационализации.

Достижения современной китайской системы музыкального образования

В статье рассматриваются достижения современной системы музыкального образования в Китае, а также факторы, оказавшие влияние на её становление и развитие.

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Китайские стратагемы в XXI веке

В статье рассматриваются стратагемы как явление китайской политической и управленческой мудрости, их сущность, компоненты и значение. Предпринята попытка обосновать их значение для реалий текущего столетия, в частности, предположить их теоретическую ...

Похожие статьи

Особенности китайской модели менеджмента

Для определения особенностей китайской модели менеджмента в статье описаны традиционные китайские предприятия и особенности управления внутри них, рассмотрено понятие “менеджера”, присущее китайской культуре, описаны взаимоотношения между руководител...

Типология корпоративной культуры и применение ее в деятельности компании

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся типологии корпоративной культуры организации; освещается самый известный тип организационной культуры, помогающий определить достоинства и недостатки компании; выявлено значение типологии корпоративной кул...

Особенности управления персоналом в Китае

В статье определяется основное содержание понятия управления персоналом. Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае. Показываются четыре программы обучения специалистов в Китае. Рассматриваются основные ценности ...

Особенности национальных деловых культур разных стран в системе управления организацией

В статье рассматривается вопрос об особенностях стилей руководства, проводится сравнение стилей управления, а также, рассматриваются их основные отличия, выбирается наиболее эффективный вариант управления организацией.

Маркетинговые стратегии развития персонала через призму китайского опыта применения

В данной статье рассматривается процесс развития технологий управления человеческими ресурсами в Китае, выделены проблемы культурного, исторического и социального характера. Актуальность темы работы заключается в том, что такие преимущества, как бог...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы

Данная статья рассматривает историю высшего образования в Китае, стратегии и механизмы его развития и феномен интернационализации.

Достижения современной китайской системы музыкального образования

В статье рассматриваются достижения современной системы музыкального образования в Китае, а также факторы, оказавшие влияние на её становление и развитие.

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Китайские стратагемы в XXI веке

В статье рассматриваются стратагемы как явление китайской политической и управленческой мудрости, их сущность, компоненты и значение. Предпринята попытка обосновать их значение для реалий текущего столетия, в частности, предположить их теоретическую ...

Задать вопрос