Сущность экономического механизма функционирования логистических систем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 09.04.2015

Статья просмотрена: 736 раз

Библиографическое описание:

Суска, А. А. Сущность экономического механизма функционирования логистических систем / А. А. Суска, Г. Г. Зубрицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17198/ (дата обращения: 16.11.2024).

Сложность конкурентных условий рыночной экономики обуславливает необходимость формирования эффективных механизмов управления логистическими системами (ЛС) предприятий, проведение их оптимизации и совершенствования с учетом как реально стоящих задач, так и перспектив дальнейшего развития. При этом особо актуальным является информационное обеспечение, построение и функционирование данных механизмов.

Основными принципами формирования логистических систем предприятий являются: согласованность информационных, ресурсных и технических характеристик; взаимосвязь и взаимодействие элементов системы по достижению общей цели (системный подход); согласованность локальных целей функциональных элементов системы для достижения глобальной цели (общесистемная оптимизация); стабильность работы системы при возможных отклонениях параметров и факторов внешней и внутренней среды (устойчивость и адаптивность).

Качественное функционирование ЛС невозможно без определения механизма решения задач управления: формирования и контроля логистических потоков; своевременного корректирования логистических потоков, исходя из изменений обстановки. Такой механизм является признаком системы управления логистической деятельности предприятия.

Возрастание нестабильности внешней среды ЛС при значительной степени ее интегрированности формирует потребность предприятия в стратегическом управлении, которое можно рассматривать как управление результатами. При этом интегрированная ЛС должна быть адаптивной к изменениям внутренней и внешней среды. А стратегия, в свою очередь, описывать совокупность выбранных принципов действий для достижения поставленных целей.

Логистическая система может быть представлена обобщенной моделью действий необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия. Это позволяет определить стратегию управление логистикой как деятельность, связанную с постановкой целей и задач, установлением взаимоотношений между предприятием и внешней средой; обеспечивающую достижение целей с учетом внутренних возможностей и изменений факторов внешней среды.

Для понимания механизма управления ЛС предприятия рассмотрим определение «экономического механизма». Экономический механизм — это совокупность методов и способов воздействия для регулирования экономических процессов [1]. Экономический механизм разрабатывается и реализуется исходя из требований экономических законов, отражающих объективно постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и оборота (обмена) материальных благ и услуг [2, 3].

Структура экономического механизма может быть представлена функционально-целевой схемой совокупности функциональных подсистем, подсистем обеспечения и экономических факторов, взаимодействие которых обеспечивает достижения целей предприятия.

Анализ существующих научных подходов к рассмотрению понятия «экономический механизм предприятия» позволяет определить его как систему мероприятий, форм и методов, направленных на совершенствование системы управления, производственно-организационных отношений, обеспечения финансовой стабильности и прибыльности, сбалансирования интересов хозяйственных субъектов, общества и государства.

При рассмотрении ЛС предприятий под экономическим механизмом их функционирования следует понимать совокупность научных методов и способов воздействия на логистические процессы позволяющих решать задачи прогнозирования, планирования, мониторинга, анализа и корректирования логистических потоков с заданной эффективностью. Экономический механизм функционирования логистической системы (ЭМФЛС) должен иметь четкую структуру взаимодействия элементов всех уровней, обеспечивающую достижения поставленных целей. Элементами ЭМФЛС могут являться системы управления деятельностью предприятия; информационного обеспечения; управления запасами и обеспечения сырьем; распределения готовой продукции.

Основными функциями ЭМФЛС являются принятие управленческих решений на основе данных о реальном состоянии логистической системы предприятия; регулирование логистических потоков; контроль выполнения логистических операций; прогнозирования поведения логистической системы; оптимизация бизнес-процессов логистической системы; планирование логистической системы; оптимизация транспортной системы и организация складского хозяйства.

При построении эффективного механизма управления логистической системой решаются следующие задачи: разработка и внедрение новых организационно-экономических схем взаимодействия объектов системы, правил и принципов взаимодействия; построение единого интегрированного информационного пространства (системы информационного обеспечения); выбор методов построения моделей и алгоритмов оптимизации бизнес-процессов логистической системы.

В общем случае понятие логистика охватывает все процессы преодоления временных и пространственных барьеров как внутри систем, так и между ними, а также управления и регулирования соответствующими процессами. Опыт использования логистического подхода в деятельности предприятий свидетельствует о возможностях значительного сокращения запасов производимой продукции, снижения себестоимости производства, обеспечения требуемого качества продукции и услуг. Вместе с тем организация логистического процесса предъявляет особые требования к персоналу предприятий, который задействован в производстве (планировании, организации и управлении). Поэтому эффективнее использование человеческого фактора является одной из основных задач управления логистическими системами.

Разработка, внедрение и совершенствование ЛС обуславливает необходимость использования значительных объемов различных данных, сбор и обработка которых производятся непрерывно на всех этапах. Функционирование ЛС предприятия направлено на удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и выполнения их заказов. Заказ представляет собой единицу логистической операции (в общем случае бланк, который проходит все стадии процесса обслуживания потребителей). Заказ, как правило, объединяет все документы связанные отдельным договором, т. е. должен содержать сведения о количестве и качестве заказанных товаров и услуг, сроках и форме выполнения, размерах оплаты. Поэтому в механизмах управления ЛС особая роль отводится информационным системам, основным элементом которых является информационный поток или информация.

Информация является основным логистическим и производственным фактором. Выбор необходимой информации предусматривает оценку самого предмета (или уровня) управления материальными и денежными потоками, а также оценку сильных и слабых сторон организации, конкурентов, наличие тех или иных возможностей решения задач и оценки риска. Таким образом, важным свойством информации является ее качественная характеристика. Практика построения ЛС свидетельствует, что выбору такой информации должен предшествовать соответствующий анализ факторов определяющих ценность информации, сильных и слабых сторон организации процессов ее сбора и подготовки. Такой анализ должен проводиться компетентными специалистами, способными оценивать состояние дел и тем самым обеспечить структуризацию и упорядочивание информации, которая может иметь стратегический или тактический характер.

Перечислим основные данные, учитываемые при создании логистических систем и функционирования ЭМФЛС: информация о рынке; информация о производстве; информация о материальных потоках; данные об информационных потоках.

При формировании механизма управления ЛС, необходимо учитывать тот факт, что создаваемый механизм должен обладать способностью гибкого реагирования на изменения рыночных и производственных ситуаций. К таким изменениям внешней среды можно отнести изменения спроса на определенные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения процентных ставок кредитования. Поэтому управляющая ЛС предприятия обязательно является системой с обратной связью. Характер выполняемых логистических операций изменяется с течением функционирования системы в результате воздействия внешних условий.

Рассматриваемый механизм создается для управления логистической системой, в которой, во-первых, должна осуществляться интеграция звенев цепи поставок в единую систему, что обеспечит эффективное кризисное управление материальными, финансовыми, информационными и трудовыми потоками. Во-вторых, существует необходимость интеграции контроля движения и использования номенклатуры сырья, материалов и другой продукции, используемой при производстве, а также готовой продукции поставляемой потребителю. В-третьих, обязательным является обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования элементов логистической системы с действующими процессами и системами управления предприятием. Такая ЛС должна функционировать соответственно с принципом Парето, согласно которого на произвольном предприятии только небольшая часть ассортимента продукции обеспечивает наибольший объем продаж. Этот принцип определяет необходимость выделения наиболее важных задач и возможностей при создании систем поставок. Поэтому логистическая система должна включать те элементы, которые определяют решение действительно важных и приоритетных задачи и обладать резервом. Также необходимо уделять одинаковое внимание методам, объектам, субъектам и самому предмету исследований, соблюдению подчиненности и ясности, совместимости со стилем управления, принятым на производстве, направленности действий.

 

Литература:

 

1.                  Алькема В. Г. Функціональні складові економічної безпеки логістичних утворень / В. Г. Алькема // Вісник Східноукр. ун-ту ім. В.Даля/ Вид-во Східноукр. ун-ту ім. В. Даля. — Вип. 4 (146). — Ч. 2. — Луганськ, 2011. — С. 208–217.

2.                  Аникин Б. А. Логистика: учеб. пособие / Б. А. Аникин. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 327 с.

3.                  Аникин Б. А. Логистика: учебник для вузов / Б. А. Аникин, В. В. Дыбская, А. А. Колобов [и др.]; под ред. проф. Б. А. Аникина. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М: ИНФРА-М, 2002. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): логистическая система, внешняя среда, экономический механизм, информационное обеспечение, поток, система, готовая продукция, общий случай, самый предмет, эффективный механизм управления.


Задать вопрос