В психологии и педагогике дошкольный возраст рассматривается как период активного речевого развития, в том числе продолжает формироваться связная речь, что дает право констатировать факт того, что в данном возрасте формируется фонетическая, лексико-грамматическая стороны речи, а также происходит развитие таких категорий связной речи, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность. Кроме того, данный период детства — это время пробуждения и интенсивного развития познавательных, творческих, эмоциональных способностей ребенка; развития умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять основное, приводить причинно-следственные связи (5).
Методика развития связной речи, в том числе и словаря, детей дошкольного возраста представлена в работах М. М. Алексеевой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой и др. Данными исследователями развитие словаря рассматривается как долгосрочный процесс овладения словарным запасом, накопленным человечеством в процессе его истории. Существует две стороны процесса расширения словаря дошкольника: количественная и качественная. Относительно объема словаря у дошкольника в соответствии с возрастом до сегодняшнего дня не существует достаточно аргументированных суждений. Словарный запас ребенка– объект, который тяжело измерить. Границы его постоянно меняются, фиксировать его практически невозможно. Так происходит из-за большой нечеткости расстояния между тем, что ребенок осознает, постигает и тем, что из этого он использует в своей речевой деятельности.
При формировании лексической стороны речи самым важным является семантический компонент, так как понимание дошкольником сущности какой- либо лексемы (в системе синонимических, антонимических, полисемических связей) может привести к рациональному выбору слов и словосочетаний, правильному их использованию в речи (1).
Раскроем содержание основных понятий нашего исследования: «образность», «образная речь», «развитие образной речи».
Большинство ученых (А. В. Потебня, А. М. Петровский, Л. И. Тимофеева, В. М. Мокиенко) рассматривают образность как «способность языковых единиц создавать наглядно-чувственные представления о предметах и явлениях действительности» (4, с.123).
В ряде отечественных исследований (Г. Л. Ветлужских, С. М. Мажура, В. В. Виноградов, М. М. Силакова и др.) образность рассматривается, как часть эстетической функции речи и характерная черта выразительного слова.
Формирование образности как немаловажного признака связной речи С. Л. Рубинштейн считал необходимым условием для обогащения языка новыми речевыми средствами.
Лингвист Е. А. Юрина образную речь рассматривает как «…национально и культурно исторически обусловленная система образов, метафорически реализованная в семантике единиц лексико-фразеологического уровня, регулярно воспроизводимая в актах коммуникации и формирующая языковую картину мира носителей языка» (6, с. 6) Лингвисты определяют образную речь и как познавательную систему, входящую в структуру знаний языковой личности, на которой основываются определенные языковые умения, используемые в речи (6).
Образность языка и речи определяется группой условий, таких как:
– тренировкой речевых навыков;
– ориентацией на осознание живых возможностей языка;
– развитием специальной речевой интенции;
– накоплением опыта применения средств языка;
– развитием познавательных аспектов семантики единиц языка (2).
Итак, в ходе теоретического анализа научной литературы нами было выявлено, что сущность таких понятий, как «образность», «образная речь», «развитие образной речи» имеет схожую семантику. Нами выявлено, что данные определения является синонимичными
Одними из важных источниками развития образной речи выступают тропы. В лингвистике тропы обозначают образы, которые базируются на использовании слова (словосочетания) в переносном значении и используются для усиления яркости речи. Существует два вида троп: «простейшие тропы — сравнение, эпитет и сложные — метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз» (1).
На основе анализа ряда исследований (Н. В. Гавриш, Н. А. Дмитриева, В. И. Малинина, Г. В. Пархоменко и др.) можно вычленить основные виды троп русской речи: сравнение, метафора, эпитет, фразеологический оборот.
Сравнение, как простейшая форма образной речи, выступает объектом исследования лингвистики, логики, психологии. Оно базируется на уподоблении или противопоставлении одного предмета (явления) другому, когда особенности объектов анализируются под новым, неожиданным углом зрения. В результате этого изображаемое как бы уточняется, становится очевидным и выразительным. Сравнение составляет центр лексических средств образности, так как на нем базируются остальные группы (2).
Сравнение полифункционально и выполняет несколько функций: номинативную (Что это, как снег? (о мороженном)), объяснительную (Они как бы ежики(о каштанах)), эмоционально-оценочную (Он ведет себя, как поросенок), конспирирующую (Ребята, как химики, начали раскладывать карты), игровую (Топор-топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор), ритуальную (Пусть дом твой будет полной чашей) (1,2).
Структура сравнения составляют три неразделимых части: предмет — того, что подвергается сравнению, образа — того, с чем сравнивается, признака — основания для сравнения одного с другим (3).
Метафора в переводе с греческого означает «перемещение». Ее сущность соответствует иностранному переводу: перенос признаков с одного явления на другое на основе сходства или контраста. В этом тропе можно рассмотреть скрытое сравнение. Данное образное средство языка может быть выражено двумя способами: как овеществление и как олицетворение.
Олицетворение — это литературный прием, состоящий в том, что неживым предметам придаются свойства и характерные черты одушевленных. В таких высказываниях неодушевленные предметы имеют возможность говорить, могут вступать в отношения, свойственные только человеку (1,2,).
Являясь подтипом метафоры, олицетворение употребляется в отдельном словосочетании, предложении или более широком фрагменте текста. Этот троп также выступает одним из сильных образных средств, языковым явлением, которое необходимо определять как основной познавательный процесс и важный элемент системы понимания (О. С. Ахманова, В. В. Виноградов, Е. А. Некрасова, Д.Э Розенталь, М. А. Теленкова) (1).
Следующим изучаемым нами тропом является эпитет. Сущность данного понятия рассматривается как образное определение, которое помогает, более выразительно и красочно описать предмет или явление, в котором подчеркивается один из признаков объекта или одно из впечатлений о нем (3).
Особой формой образных средств речи выступает фразеологический оборот, под которым понимается устойчивое сочетание двух или более слов, обладающее целостным значением, т. е. все выражение можно заменить одним словом (как об стенку горох-бесполезно) (1).
Фразеологические выражения «придают языку яркость черт национального характера» (3). В них представлены образы, относящиеся с духовной культуре народа, а также заложена возможность образного высказывания (В. Н. Телия, Л. И. Тимофеев, Б. В. Томашевский).
Критериями высокого уровня сформированности образной речи являются богатство, точность и выразительность. Богатство речи определяется как широкий лексический запас, понимание и рациональное использование в своей речи слов и словосочетаний, разнообразие употребляемых в речи языковых средств. Точность речи предполагает использование таких выражений, которые лучше всего отражают сущность высказывания. Выразительность речи определяется как использование языковых единиц, которые соответствуют задачам и условиям общения.
Таким образом, образная речь — сложное, многогранное понятие и является синонимичным определениям «образность» и «образность речи». Способность слова создавать наглядно-чувственные образы предметов и явлений называют образностью. Видами образной речи, исходя из анализа научной литературы, выступают сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и фразеологический оборот. Критериями успешного развития образной речи выступают ее богатство, точность и выразительность. Обучающиеся в дошкольном образовательном учреждении могут овладеть способны умением использовать в своей речи образные средства языка и выражения, разумно и рационально подбирать средства выразительности в связной речи.
Литература:
- Белобородова Е. В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи. Автореф. дисс….. к.п.н. — М., 2007.
- Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. Автореф. дисс. к.п.н. — М.: Просвещение, 1991.
- Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961.
- Мокиенко, В. М. Славянская фразеология: учеб. пособие / В. М. Мокиенко. — М Высш. школа, 1980. — 207 с.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5–6 лет: Учебно-методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 272 с.
- Юрина Е. А. Образный строй языка. — Томск: Изд-во Том. у-на, 2005. — 156 с.