История становления представлений о роли государственного регулирования в экономике
Автор: Грязева Наталья Николаевна
Рубрика: 2. История экономической мысли
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, июнь 2011)
Статья просмотрена: 9903 раза
Библиографическое описание:
Грязева, Н. Н. История становления представлений о роли государственного регулирования в экономике / Н. Н. Грязева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/10/830/ (дата обращения: 17.12.2024).
Историческое развитие общества, сопровождавшееся выделением социальных групп, развитием производственных сил, выделением новых видов труда и появлением собственности привело к возникновению регулирующего органа, которым стало государство. Первостепенной причиной возникновения государства считается экономическая дифференциация, которая вызвала расхождение интересов разных групп в обществе. Возникла необходимость в органах, реализующих управление обществом, которые в дальнейшем и образовали государство. Основным признаком государства является публичная власть. Функции государства отражаются в осуществлении внешней, экономической, культурной, военной, научной политики, которые вызваны потребностями общества.
Исторически возникло большое количество форм государственного устройства, под которым понимают форму правления, устройство основных институтов политической власти. Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Другие мыслители считали государство божественным, что оно, как некая мистическая сила, тяжелым грузом сдавливает волю подданных. Третьи видели в государстве источник всех благ. Термин «государство» был введен в литературный оборот Н. Макиавелли, который означал общее понятие государства независимо от форм государственного устройства. Учение Гегеля о государстве рассматривает, как осуществляется спекулятивно - политический строй и порядок в условиях конкретно- эмпирического. Г. Гегель сравнивал государство с живым организмом, который объединяет людей в единый народно- государственный организм, жизненное содержание которого определяется термином “Нравственность”, а жизненная форма – “Государство”. Основная сущность государства, в понимании Г. Гегеля, может быть определена как конкретное единство эмпирически дискретного множества людей [4].
Одной из проблем любого государства является государственное вмешательство в экономику. В ходе длительного периода развития рыночной экономики не существовало единого метода изучения механизма государственного регулирования.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Основатель кейнсианской теории Дж. М. Кейнс считал, что государство должно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, используя при этом нефинансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Дж. М. Кейнс предполагал, что государство будет брать на себя всё большую ответственность за прямую организацию инвестиций [7].
Концепция Дж. М. Кейнса подсказала правительству, что для стабилизации экономики можно поддерживать доходы граждан в периоды циклических колебаний. Для этого предлагались программы общественных работ и выплат безработным, расширение госсектора, использование гибких налоговых схем. Для расширения занятости использовались государственные предприятия. Задача состояла в формировании экономики, менее подверженной циклическим колебаниям. Предполагалось, что этого можно достичь при наличии мощного госсектора. Кейнсианский подход служил теоретическим фундаментом для расширения экономической роли государства [8].
А. Маршалл выдвинул новую идею для экономической науки его времени. Он считал, что капиталистической экономике свойственна внутренняя тенденция к равновесию, а механизмом установления этого равновесия выступает свободная конкуренция. Вмешательство государства возможно, но оно должно быть минимальным, так как в экономике могут возникнуть диспропорции. Роль государства - это роль арбитра на футбольном поле, где в качестве футболистов выступают предприниматели [1].
Главный теоретик монетаризма американский экономист М. Фридмен доказывал, что экономическая стабилизация требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения, так как государственные органы делают ошибки. Сторонники экономики предложения выступали за отказ от чрезмерного регулирования экономики. Значительный вклад в экономическую теорию сторонников экономики предложения состоит в разработке проблем налогообложения. По их мнению, государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. Они рассматривали вопрос о благотворности снижения налогов как средства стимулирования производства [2].
Адам Смит считал, что торговля и промышленность не могут процветать в государстве, где нет известной степени доверия правительству, где население не чувствует уверенности в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом. Государство должно поддерживать режим естественной свободы, должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. Однако этим и ограничиваются функции государства. Все остальные отношения регулируются "незримой рукой" рынка, конкуренцией [1].
Как мы видим вопросу о роли государства, значению государственного регулирования всегда уделялось большое внимание. В двадцатом веке произошло постепенное, но значительное повышение роли государства в экономике. Этому способствовали как политические, так и идеологические факторы. Эволюция концепций создала атмосферу, в которой были сформированы предпосылки усиления роли государственного регулирования.
К возникшим предпосылкам государственного регулирования экономики можно отнести следующее:
Необходимость совершенствования рынка и его структуры;
Необходимость совершенствования производства;
Социальные причины;
Экологические проблемы.
Любая современная экономическая система не может нормально функционировать без государственного регулирования. На протяжении всей истории своего существования и развития государство не только поддерживало порядок, национальную оборону, но и выполняло определенные функции в сфере экономики. В настоящее время государство учитывает интересы, как государственных предприятий, так и частных фирм, поддерживает нормальное функционирование рынка и обеспечивает правопорядок в экономике страны.
Таким образом, можно сказать, что государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государственной властью и направленных на обеспечение эффективного развития.
Новосельцева Г.Б. характеризует государство как коллективный феномен, сложную социальную систему, с первичными составляющими элементами, которыми являются территория, население и власть[5, с.13].
Согласно предложенной Г. Клейнером системной модели взаимодействия макромасштабных факторов социально-экономического развития, «…основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, является государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация….), общество (…как структурированная совокупность индивидов…) и экономика» [3, с.26].
Обобщение исторического опыта относительно место и роли государства, показало, что общепринятым положением является поддержка государственной законности, правопорядка, защита прав собственности и использование различных форм государственного регулирования экономики для выхода из кризиса и достижения экономической стабильности. Исследования указывают на необходимость государственного вмешательства в экономику с целью соблюдения единства ее территории, равномерного распределения средств, выравнивания экономического развития, но для этого необходимо определить, какие черты должны быть присуще государству, чтобы его вмешательство было эффективнее [6, с. 11].
Таким образом, среди существующих теорий государственного регулирования экономики выделяют три наиболее крупных: неоклассическая, кейнсианская и институциональная. Каждая их них значительно различается по рекомендуемым масштабам государственного вмешательства в экономическую среду государства. В них не было единого представление о сущности, содержании, функциях, методах, механизме государственного регулирования. Это объясняется расхождением во взглядах представителей различных школ на роль государственного регулирования и его необходимость в экономике. Проблема государственного вмешательства в экономику возникло в момент становления рыночных отношений и формирования капиталистического общества. Анализ взглядов представителей экономической мысли способствовал нынешнему переосмыслению роли государства в экономике. В настоящее время сформированы основные положения в определении места и роли государства, определены функции и задачи, на основании которых государство вмешивается в экономическую среду в момент поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.
- Литература:
Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебник / Гусейнов Р. М., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М.; под общ. ред. Ю.В.Горбачевой. - М.; Новосибирск: ИНФРА-М: Сибирское соглашение, 2000. - 252с.
История экономических учений/ под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 784с.
Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. – 2004. - № 4.- с. 25-41
Маньковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современность. М.: /Наука/, 1970. – 120с.
Новосельцева Г.Б. Трансформация государственного регулирования современной экономики. М.: Экономические науки, 2006. – 256с.
Панчук, Н.А. Инструментарии и моделирование процессов государственного регулирования социально-экономической сферы. [Текст] / Н.А. Панчук // Экономические науки. – 2009. - №6. – с.11-16.
Современные школы экономической мысли о роли государства в экономике.// Сажина М.А., Чибринов Г.Г. Основы экономической теории. – М., 1996. – с.294-313.
Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций. // МЭ и МО. – 1998. - №10.- с.51