История становления представлений о роли государственного регулирования в экономике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грязева, Н. Н. История становления представлений о роли государственного регулирования в экономике / Н. Н. Грязева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/10/830/ (дата обращения: 17.12.2024).

Историческое развитие общества, сопровождавшееся выделением социальных групп, развитием производственных сил, выделением новых видов труда и появлением собственности привело к возникновению регулирующего органа, которым стало государство. Первостепенной причиной возникновения государства считается экономическая дифференциация, которая вызвала расхождение интересов разных групп в обществе. Возникла необходимость в органах, реализующих управление обществом, которые в дальнейшем и образовали государство. Основным признаком государства является публичная власть. Функции государства отражаются в осуществлении внешней, экономической, культурной, военной, научной политики, которые вызваны потребностями общества.

Исторически возникло большое количество форм государственного устройства, под которым понимают форму правления, устройство основных институтов политической власти. Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Другие мыслители считали государство божественным, что оно, как некая мистическая сила, тяжелым грузом сдавливает волю подданных. Третьи видели в государстве источник всех благ. Термин «государство» был введен в литературный оборот Н. Макиавелли, который означал общее понятие государства независимо от форм государственного устройства. Учение Гегеля о государстве рассматривает, как осуществляется спекулятивно - политический строй и порядок в условиях конкретно- эмпирического. Г. Гегель сравнивал государство с живым организмом, который объединяет людей в единый народно- государственный организм, жизненное содержание которого определяется термином “Нравственность”, а жизненная форма – “Государство”. Основная сущность государства, в понимании Г. Гегеля, может быть определена как конкретное единство эмпирически дискретного множества людей [4].

Одной из проблем любого государства является государственное вмешательство в экономику. В ходе длительного периода развития рыночной экономики не существовало единого метода изучения механизма государственного регулирования.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Основатель кейнсианской теории Дж. М. Кейнс считал, что государство должно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, используя при этом нефинансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Дж. М. Кейнс предполагал, что государство будет брать на себя всё большую ответственность за прямую организацию инвестиций [7].

Концепция Дж. М. Кейнса подсказала правительству, что для стабилизации экономики можно поддерживать доходы граждан в периоды циклических колебаний. Для этого предлагались программы общественных работ и выплат безработным, расширение госсектора, использование гибких налоговых схем. Для расширения занятости использовались государственные предприятия. Задача состояла в формировании экономики, менее подверженной циклическим колебаниям. Предполагалось, что этого можно достичь при наличии мощного госсектора. Кейнсианский подход служил теоретическим фундаментом для расширения экономической роли государства [8].

А. Мар­шалл выдвинул новую идею для эко­но­ми­чес­кой на­уки его вре­ме­ни. Он считал, что ка­пи­та­лис­ти­чес­кой эко­но­ми­ке свой­с­т­вен­на внут­рен­няя тен­ден­ция к рав­но­ве­сию, а ме­ха­низ­мом ус­та­нов­ле­ния это­го рав­но­ве­сия выс­ту­па­ет сво­бод­ная кон­ку­рен­ция. Вме­ша­тель­с­т­во го­су­дар­с­т­ва воз­мож­но, но оно дол­ж­но быть ми­ни­маль­ным, так как в эко­но­ми­ке могут возникнуть дис­п­ро­пор­ции. Роль го­су­дар­с­т­ва - это роль ар­бит­ра на фут­боль­ном по­ле, где в ка­чес­т­ве фут­бо­лис­тов выс­ту­па­ют пред­п­ри­ни­ма­те­ли [1].

Главный теоретик монетаризма американский экономист М. Фридмен доказывал, что экономическая стабилизация требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения, так как государственные органы делают ошибки. Сторонники экономики предложения выступали за отказ от чрезмерного регулирования экономики. Значительный вклад в экономическую теорию сторонников экономики предложения состоит в разработке проблем налогообложения. По их мнению, государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. Они рассматривали вопрос о благотворности снижения налогов как средства стимулирования производства [2].

Адам Сми­т считал, что тор­гов­ля и про­мыш­лен­ность не мо­гут проц­ве­тать в го­су­дар­с­т­ве, где нет из­вес­т­ной сте­пе­ни до­ве­рия пра­ви­тель­с­т­ву, где на­се­ле­ние не чув­с­т­ву­ет уве­рен­нос­ти в об­ла­да­нии сво­ей соб­с­т­вен­нос­тью, где си­ла до­го­во­ров не под­дер­жи­ва­ет­ся за­ко­ном. Го­су­дар­с­т­во дол­ж­но под­дер­жи­вать ре­жим ес­тес­т­вен­ной сво­бо­ды, дол­ж­но ох­ра­нять жизнь, сво­бо­ду и соб­с­т­вен­ность граж­дан. Од­на­ко этим и ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся фун­к­ции го­су­дар­с­т­ва. Все ос­таль­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся "нез­ри­мой ру­кой" рын­ка, кон­ку­рен­ци­ей [1].

Как мы видим вопросу о роли государства, значению государственного регулирования всегда уделялось большое внимание. В двадцатом веке произошло постепенное, но значительное повышение роли государства в экономике. Этому способствовали как политические, так и идеологические факторы. Эволюция концепций создала атмосферу, в которой были сформированы предпосылки усиления роли государственного регулирования.

К возникшим предпосылкам государственного регулирования экономики можно отнести следующее:

  1. Необходимость совершенствования рынка и его структуры;

  2. Необходимость совершенствования производства;

  3. Социальные причины;

  4. Экологические проблемы.

Любая современная экономическая система не может нормально функционировать без государственного регулирования. На протяжении всей истории своего существования и развития государство не только поддерживало порядок, национальную оборону, но и выполняло определенные функции в сфере экономики. В настоящее время государство учитывает интересы, как государственных предприятий, так и частных фирм, поддерживает нормальное функционирование рынка и обеспечивает правопорядок в экономике страны.

Таким образом, можно сказать, что государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государственной властью и направленных на обеспечение эффективного развития.

Новосельцева Г.Б. характеризует государство как коллективный феномен, сложную социальную систему, с первичными составляющими элементами, которыми являются территория, население и власть[5, с.13].

Согласно предложенной Г. Клейнером системной модели взаимодействия макромасштабных факторов социально-экономического развития, «…основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, является государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация….), общество (…как структурированная совокупность индивидов…) и экономика» [3, с.26].

Обобщение исторического опыта относительно место и роли государства, показало, что общепринятым положением является поддержка государственной законности, правопорядка, защита прав собственности и использование различных форм государственного регулирования экономики для выхода из кризиса и достижения экономической стабильности. Исследования указывают на необходимость государственного вмешательства в экономику с целью соблюдения единства ее территории, равномерного распределения средств, выравнивания экономического развития, но для этого необходимо определить, какие черты должны быть присуще государству, чтобы его вмешательство было эффективнее [6, с. 11].

Таким образом, среди существующих теорий государственного регулирования экономики выделяют три наиболее крупных: неоклассическая, кейнсианская и институциональная. Каждая их них значительно различается по рекомендуемым масштабам государственного вмешательства в экономическую среду государства. В них не было единого представление о сущности, содержании, функциях, методах, механизме государственного регулирования. Это объясняется расхождением во взглядах представителей различных школ на роль государственного регулирования и его необходимость в экономике. Проблема государственного вмешательства в экономику возникло в момент становления рыночных отношений и формирования капиталистического общества. Анализ взглядов представителей экономической мысли способствовал нынешнему переосмыслению роли государства в экономике. В настоящее время сформированы основные положения в определении места и роли государства, определены функции и задачи, на основании которых государство вмешивается в экономическую среду в момент поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.


Литература:
  1. Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебник / Гусейнов Р. М., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М.; под общ. ред. Ю.В.Горбачевой. - М.; Новосибирск: ИНФРА-М: Сибирское соглашение, 2000. - 252с.

  2. История экономических учений/ под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 784с.

  3. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. – 2004. - № 4.- с. 25-41

  4. Маньковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современность. М.: /Наука/, 1970. – 120с.

  5. Новосельцева Г.Б. Трансформация государственного регулирования современной экономики. М.: Экономические науки, 2006. – 256с.

  6. Панчук, Н.А. Инструментарии и моделирование процессов государственного регулирования социально-экономической сферы. [Текст] / Н.А. Панчук // Экономические науки. – 2009. - №6. – с.11-16.

  7. Современные школы экономической мысли о роли государства в экономике.// Сажина М.А., Чибринов Г.Г. Основы экономической теории. – М., 1996. – с.294-313.

  8. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций. // МЭ и МО. – 1998. - №10.- с.51

Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, государство, государственное вмешательство, государственное регулирование экономики, роль государства, экономика, государственное устройство.

Похожие статьи

История возникновения науки о международной экономической безопасности государства

Понятие и сущность конституционного судопроизводства в правовой системе России

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Правовое регулирование и правовое воздействие в развитии экономической системы

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Особенности и этапы процессов управления социализацией в общественных организациях

Структурные особенности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Похожие статьи

История возникновения науки о международной экономической безопасности государства

Понятие и сущность конституционного судопроизводства в правовой системе России

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Правовое регулирование и правовое воздействие в развитии экономической системы

Исторические аспекты становления и развития правового регулирования земельных участков в России

Особенности и этапы процессов управления социализацией в общественных организациях

Структурные особенности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации