Государственное регулирование экономики является необходимым атрибутом современной организации и функционирования экономики, не отрицает и не нарушает основ частной собственности, но влияет на рыночный механизм хозяйствования. В этом плане современные экономические модели являются вариантами смешанной экономики, не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения. Необходимый политический атрибут такой системы – развитое гражданское общество.
В мире существует две наиболее распространенных трактовки регулирования экономики:
- неоклассический, подразумевающий автоматизм регулирования рыночной системы, где преобладают суждения о том, что экономические кризисы либо вообще невозможны при капитализме (Дж. С. Милль, Д. Рикардо), либо они носят лишь случайный характер, и что система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать (Ж.-Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский);
- кейнсианский, исходящий из необходимости вмешательства государства в деятельность рынка, особенно в кризисные периоды. После Второй мировой войны развитые страны проводили, преимущественно, экономическую политику, отражающую идеи английского экономиста Дж. М. Кейнса [1].
Однако в 70-е годы ХХ века на Западе стали говорить о негативном влиянии подобного курса на производство и предложение. Поэтому вскоре был найден и некий компромиссный вариант: целью государства является не коррекция рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно и необходимо регулирующее вмешательство государства [4].
В настоящее время для воздействия на экономику в зарубежных странах используются различные правовые нормы: научно-технические и социальные программы, финансово-экономические рычаги (госзаказ, лимиты, квоты, инвестиции, налоги).
В зависимости от степени, уровня, роли и характера государственного регулирования экономики и масштабности решаемых при этом социальных задач, различают несколько моделей: американскую, японскую, немецкую, французскую и шведскую, характерные особенности которых приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Модели государственного регулирования экономики
Рассмотрим преимущества и недостатки моделей государственного регулирования развитых стран. Сегодня во многих странах экономисты спорят о целесообразности полного принятия американской модели экономического развития, в основе которой лежат развитая конкуренция, антимонополизм, гибкие рынки труда, относительно низкие налоги, акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальной прибыли.
Американская экономическая модель существенно повлияла и на рост жизненного уровня населения. Современный средний класс в настоящее время имеет больше материальных благ, чем ранее. Данная экономическая модель, по сравнению с европейской моделью, требует все больших усилий.
Несмотря на преимущества американской экономической модели, все чаще дают о себе знать ее недостатки, которые состоят, прежде всего:
- во все большом разрыве в доходах богатых и бедных. Самые богатые в США имеют доход, в среднем, в 37 раз больше, чем самые бедные (в Японии – в 4 раза, в Германии – в 6 раз) [3];
- в низком уровне начального и среднего образования;
- в отсутствии критерия социальной отдачи на вложенный капитал, в противовес европейской, считая единственным критерием для оценки эффективности работы предприятия доход во вложенный капитал;
- в дефиците годового внешнеторгового баланса (страна больше ввозит, чем экспортирует, причем, на несколько сот миллиардов долларов).
Когда американская экономика находилась на спаде, многие экономисты советовали США для повышения ее конкурентоспособности принять за основу японскую модель. Но времена убеждают, что в этой модели больше минусов, чем преимуществ.
В Японии, экономика которой традиционно основана на принципах патернализма и лояльности, экономическая модель подразумевает систему «работа на всю жизнь», преданность работника фирме, стимулирование и совершенствование его профессиональных навыков и высокий уровень образования, а также отличную работу сферы обслуживания, тесные взаимоотношения банков и фирм, высокий удельный вес долгосрочных инвестиций.
Однако эта модель начала давать сбои, потому что преимущества стали причинами нынешних проблем: фирмы, защищенные от превратностей свободного рынка, не имели достаточных стимулов для более эффективной инвестиции капитала.
Также не выдержала испытания временем и германская экономика, где набиравшее темпы экономическое процветание постепенно пришло в застой производства, повысился уровень безработицы.
В германской модели в списке приоритетов на первом месте стояло образование работников; далее называлась развитая социальная система, небольшая разница в доходах богатых и бедных слоев населения, поощрение инвестиций. В то же время, наличие сильных профсоюзов предопределило отсутствие гибкости на рынке труда.
Анализ показывает, применение единой модели экономики для всех стран мира принципиально неприемлемо, т.к. страны обладают различным набором исходных исторических, конфессиональных, географических, экономических и социальных параметров.
Тем более, у каждой страны имеется свой путь развития и свои модели, но при этом, у национальных моделей стран одного региона, безусловно, будет присутствовать ряд общих черт.
В рамках глобальных процессов вектор общественного прогресса каждой отдельной страны не задан одновременно.
Нельзя выбрать ту или иную модель (японскую, германскую, американскую) и применить ее к любой стране. Разные типы цивилизации, культур, менталитета, уровни экономического развития и ресурсные возможности ограничивают выбор путей общественного прогресса и определяют необходимость адаптированной, с учетом особенностей каждой страны, модернизации.
Требуются поиск и нахождение тех форм, методов и решений, которые соответствуют именно своеобразию переходных отношений, включают в себя как элементы будущего, так и прошлого, то есть максимально адаптированы к переходным отношениям, а не к конечному состоянию.
Главное различие существующих моделей экономического развития состоит в рекомендуемой степени государственного участия в управлении рыночной экономикой. Практически это может проявляться во множестве вариантов – от чрезмерной регулированности до крайней либерализации.
Концептуально все современные модели ориентированы на достижение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения и предполагают наличие адекватных ей механизмов реализации. Создание таких механизмов и обеспечение их эффективного функционирования предусматривают усиление роли государственного регулирования в системе [5].
Важно отметить, что речь идет не об усилении вмешательства государства в хозяйственные процессы, а об их конструктивном регулировании, исходя из общественных и государственных интересов, направленных на стабилизацию экономического развития, снижение экономических и социальных рисков, предотвращение нежелательных для общества последствий деятельности рынков.
Главное предназначение государственного регулирования в современной концепции развития рыночных отношений – определение социально-экономической политики государства, выработка и применение на практике организационно-правовых и экономических механизмов ее реализации; регламентация хозяйственной жизни страны в целом и субъектов рынка в частности; обеспечение гарантий устойчивого социального и экономического развития общества [2].
Речь идет о таком усилении государственного влияния, которое, не ущемляя самостоятельности субъектов рынка, призвано способствовать консолидации их деятельности в интересах всего общества.
Государство при этом должно обеспечить защиту достигнутых позитивных ценностей в экономике – многоукладности, хозяйственного равноправия субъектов рынка различных форм собственности, конкуренции, свободы предпринимательства, внешней открытости – и содействовать их развитию.
Проанализировав существующие модели государственного регулирования необходимо сказать, что в современных условиях необходимы для всех моделей такие качества, как мобильность, оперативность и четкая ориентированность на решение конкретных задач в соответствии с перманентно меняющимися условиями экономической среды.
-
- Литература:
- Агапова И.И. История экономики. - М.: Магистр, 2010.
- Кучуков Р. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов.- М.: Экономика, 2010.
- Федынски П США: разрыв в доходах богатых и бедных [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.voanews.com/russian/news/INCOME-GAP-2010-10-25-105732493.html
- Хикс Джон. Теория экономической истории. Пер. с англ. 2-е стереотип. изд. / Общ. ред. и вступ. ст. Р.М. Нуреева – М.: НП Журнал "Вопросы экономики", 2006.
- Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ, 2009.