В статье автор исследует: регион как объект стратегического управления и механизм стратегического управления социально-экономическим развитием региона.
Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие региона, стратегическое управление.
Интересы региона, прежде всего, выражаются в стабилизации воспроизводства, а также сохранении и преумножении накопленного потенциала. Регион будет считаться депрессивным при нарушении стабилизации воспроизводства [1, с. 220]. Процесс восстановления подорванного потенциала региона требует больших временных и финансовых затрат. В то время как при устойчивом развитии региональные интересы реализуются в наибольшей степени. Поэтому на современном этапе перед региональными органами встала задача поддержания определенных параметров устойчивости за счет внутрирегиональных ресурсов.
Содержание понятия «регион» характеризуется в современных условиях на основе совокупности географических, экономических, социальных, культурных, политических, институциональных и других факторов.
Добрынин А. И. в качестве критерия для определения региона использовал исключительно экономический признак — единство и целостность воспроизводственного процесса. Он предложил понимать под регионом территориально специализированную часть народного хозяйства страны, которая характеризуется единством воспроизводственного процесса [2]. Лексин В. Н. и Швецов А. Н. предложили под регионом понимать субъект Российской Федерации [3]. В таком случае, речь идет об административном, а не об экономическом районировании.
Таким образом, наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «регион» являются:
– географические (расположение, величина территории и количество населения);
– производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
– градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
– социологические (нормы общения, поведения).
Для государства очень важно, чтобы регион как субъект государства развивался самостоятельно и эффективно. Для того чтобы регион развился эффективно, необходимы следующие условия: человеческий капитал, инвестиционная привлекательность, развитая и конкурентоспособная промышленность, развитая наука, географическое положение, природные ресурсы.
Но самым важным аспектом является эффективное использование всех вышесказанных условий, а эта роль целиком лежит на руководстве региона и управленческом аппарате.
Экономисты Плотникова Т. Н., Осипова Е. В., Дулесов А. Н. в своей статье описывают свой взгляд на тему: регион как объект стратегического управления. По их мнению, трансформация экономики Российской Федерации, обусловленная действием рыночных законов, связана с изменениями во всех отраслях и сферах экономической деятельности регионов, как структурных субъектов национальной экономики [4].
Стратегическое управление — это постоянный процесс управления регионом, направленный на разработку и внедрение стратегии.
Основные элементы системы стратегического управления:
- Анализ внутренней и внешней ситуации в регионе, стране и мире.
- Формулирование миссии и целей.
- Разработка стратегического плана.
- Создание организационной структуры.
- Выбор системы управления.
- Определение политики руководства региона во всех сферах его деятельности.
- Реализация стратегии.
- Сбор обратной связи и контроль результатов.
- Доработка стратегии в свете приобретённого опыта, изменившихся условий и новых возможностей [5].
Процесс разработки и внедрения стратегии цикличен, предусматривает постоянную обратную связь и корректировку целей.
В первую очередь, чтобы осуществить данную схему необходимо провести анализ социально-экономического состояния региона. Анализ проводят с помощью разных методов оценки.
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 годы и до 2015 года)» была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ [6].
По мнению Скотаренко О.В, базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике являются [7]:
1) валовой региональный продукт на душу населения;
2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
3) объем внешнеторгового оборота на душу населения;
4) финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
5) доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях;
6) уровень зарегистрированной безработицы;
7) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
8) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
9) суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
10) основные фонды отраслей экономики на душу населения;
11) коэффициент плотности автомобильных дорог;
12) сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:
a) обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;
b) выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями;
c) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями;
d) обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.
Кроме этого есть и другие методы оценки социально-экономическим развития регионом. Например, Белякова Е. В., Веретнова Н. В. в своей статье приводят метод оценки уровня социально-экономического развития региона основанный на динамическом методе [8]. Такая оценка является оценкой более высокого порядка, так как отслеживание процессов, происходящих в экономике региона за выбранный период времени.
Представленный метод оценки уровня социально-экономического развития региона состоит из четырех этапов.
На первом этапе проводится сбор необходимой информации, характеризующей социально-экономическое развитие региона, рассмотрение основных черт, профильности, специализации, особенностей социальной политики и уровня жизни населения региона.
Второй этап заключается в проведении анализа регионального рынка, определении регионального спроса и регионального предложения, при обнаружении диспропорций между ними выявить причины возникновения такой диспропорции. Для этого необходимо более детально остановиться на анализе регионального рынка.
Третий этап разработанной методики заключается в определении уровня социально-экономического развития региона по выбранной системе показателей, проведения анализа его динамики, что позволяет выявить те составляющие, которые оказывают наибольшее влияние на уровень развития региона. Уровень социально-экономического развития региона складывается из двух групп: показатели уровня качества жизни населения и показатели инвестиционной привлекательности.
На четвертом этапе при оценке влияния отдельной отрасли экономики региона на уровень его социально-экономического развития предполагается обоснованный выбор отрасли экономики региона, ее анализ, на основе которого предлагается составление комплекса мероприятий дальнейшего ее развития.
Таким образом используя механизм стратегического управления социально-экономическим развитием региона можно добиться успехов в экономике, экологической и финансовой сфере, повысить благосостояние населения региона, обеспечить необходимые социальные и экономические потребности населения, привлечь инвестиции, создать и внедрить инновационные технологии, выходить на новые рынки сбыта, повысить производительность труда и таким образом достойно представлять регион в Российской Федерации.
Литература:
- О журнале — Вестник МГТУ. Новые методы оценки уровня социально-экономического развития регионов России. [Электронный ресурс] — URL: https://vestnik.mstu.edu.ru/v15_1_n47/articles/220_229_skotar.pdf (дата обращения: 13.07.2024).
- Добрынин А. И. Региональные пропорции воспроизводства/ А. И. Добрынин. Л., 2005.
- Лексин В. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов, М.: УРСС, 2007
- Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Регион как объект стратегического управления. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/region-kak-obekt-strategicheskogo-upravleniya-1 (дата обращения: 21.09.2024).
- Финансовая академия Актив — № 1 в дистанционном обучении. Система стратегического менеджмента: что это такое и зачем нужно компаниям. [Электронный ресурс] — URL: https://finacademy.net/materials/article/sistema-strategicheskogo-menedzhmenta (дата обращения: 22.09.2024).
- ГАРАНТ: База документов информационно-правовой системы. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717. [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/183843/ (дата обращения: 23.07.2024).
- Фундаментальные исследования — научный журнал ISSN 1812–7339. Российский опыт оценки уровня социально-экономического развития региона. [Электронный ресурс] — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31036 (дата обращения: 21.09.2024).
- Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Инструменты и методы оценки уровня социально-экономического развития региона. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-i-metody-otsenki-urovnya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 21.09.2024).