В статье автор исследует значение социальных технологий в реализации социальной политики Российской Федерации, выявляет основания и пределы применения государством социальных технологий.
Ключевые слова: социальные технологии, социальная политика, прогнозирование, регулирование, корректировка.
Социальную политику можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле под социальной политикой принято понимать деятельность государства в области социального развития населения и социального обеспечения нуждающихся категорий граждан. В широком смысле данное понятие представляет собой систему мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями, с целью управления социальными группами, улучшения качества и уровня жизни населения и формирования общегосударственных ценностей и устремлений.
К сожалению, в настоящий момент, в Российской Федерации нет единого нормативного правового акта, устанавливающего основу социальной политики нашего государства. Отдельные государственные установки, регулирующие социальные правоотношения, расположены в обширном количестве законов и подзаконных актов. Среди основных можно выделить:
- Конституцию Российской Федерации, провозглашающую социальную направленность нашего государства, выражающуюся в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» конкретизируют основания возникновения права на пенсию по и порядок её назначения;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики в Российской Федерации;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодёжной политики;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года № 431-р «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» определяет направления цифровой и функциональной трансформации социальной сферы и разработана для оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Общеизвестно, что любая деятельность в области информационного обеспечения приводит человека к обмену информацией на различных уровнях, постоянному обновлению имеющихся сведений с тем, чтобы успешно выполнять свою конкретизированную социальную роль, эффективно управлять производствами, коллективами людей и т. д., в том числе и самим собой [1, с. 185].
В ходе реализации нормативных положений применяются специальные научные знания, способствующие претворению в жизнь государственного видения социальной политики. В частности, важное значение в данном вопросе имеют социальные технологии.
Под социальными технологиями автор понимает совокупность способов и средств организации социальных процессов, позволяющих прогнозировать, регулировать и корректировать взаимодействие между людьми. Для формирования представления о значении социальных технологий и их роли в реализации социальной политики Российской Федерации необходимо развёрнуто остановиться на каждом их элементе с точки зрения научной обоснованности и практического применения.
В социальных технологиях происходит переплетение общего и частного, смешение общего и индивидуального. Важным аспектом здесь является проектирование именно человеческой деятельности в человеко-машинных системах [2, с. 519].
Так, прогнозирование представляет собой социальную теорию познания будущего, исследующую проблемы близкого и далёкого будущего. Такая технология продуктивна тогда и только тогда, когда она основана на научных знаниях и достаточном жизненном опыте. Соблюдение этого условия позволяет предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер. Задача специалиста, занимающегося социальным прогнозированием, построить обоснованную модель будущего, включая возможное поведение отдельных социальных групп и индивидов. Наличие такой модели позволяет государству выявить проблемные моменты общественных отношений, определить зону их ближайшего развития и регулирования, создавая условия для достойной жизни и свободного развития каждого человека в обществе.
Прогнозирование позволяет субъектом законодательной власти знать цели и устремления отдельных социальных групп, нормативным путём предписывая им необходимость проявлять желательное поведение.
Регулирование предполагает деятельность государства (как на федеральном, так и на региональном уровне) и органов местного самоуправления по разработке и принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих формирования единой парадигмы регулирования общественных отношений. Регулирование, как элемент социальных технологий, занимает промежуточное место между прогнозированием и корректировкой.
Корректировка позволяет субъектам, действующим под контролем, управлением и в интересах государства правильно воздействовать на социальные группы и отдельных людей, ведущих себя нежелательно (или проявляющих признаки такого поведения). Данный элемент социальных технологий призван защитить общество от распада, сформировать приемлемые для государства цели и устремления, ограничить основания применения и виды санкций, назначаемых административными и судебными органами.
Аккуратное применение социальных технологий позволяет привить большинству людей в обществе стремление следовать нормам и исповедовать общие ценности. Такое общество сохраняет высокий уровень интересной государству социальной активности, а, значит, им проще управлять на государственном уровне.
Глобальное значение первооткрывателей таких социальных технологий состоит в том, что они откроют людям алгоритмы отношений и социальных взаимодействий, предназначенных для создания прибавочных живых сущностных качеств живого человека, а также для передачи багажа таких качеств из поколения в поколение [3, с. 418].
Последовательное и правильное применение государством социальных технологий — основа социального прогресса, залог создания благоприятных условий для воспроизводства жизни, реализации творческого потенциала каждой личности.
Литература:
- Мешков Е. П. Воздействие социальных регуляторов на развитие духовно-нравственной сферы личности // Социология. 2023. № 1. С. 184–192.
- Коровин А. Л. Гибридные социальные технологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 515–524.
- Щетинина О. В. Философские основания специфики социальных технологий в сфере социальной политики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. № 4. С. 415–419.