Актуальность темы исследования определяется необходимостью стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, с целью повышения эффективность муниципального управления. Автор исследования раскрывает сущность понятия «стратегическое планирование». В статье определены институты и субъекты стратегического планирования на муниципальном уровне. Так же исследованы основные проблемы в стратегическом планировании муниципального образования.
Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципалитет, муниципальные программы, социально-экономическое развитие.
The relevance of the research topic is determined by the need for strategic planning of integrated socio-economic development of municipalities, in order to improve the efficiency of municipal management. The author of the study reveals the essence of the concept of «strategic planning». The article defines the institutions and subjects of strategic planning at the municipal level. The main problems in the strategic planning of the municipality are also investigated.
Keywords: strategic planning, municipality, municipal programs, socio-economic development.
Определение целей и задач развития, обеспечение взаимосвязи между обществом, бизнесом и властью, привлечение к принятию решений и их реализации части городского сообщества — являются основными направлениями стратегического планирования на муниципальном уровне [3, С.19].
Стратегический план — это документ, включающий в себя цели и задачи планирования, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие территории, разработанную стратегию, а также методику ее реализации [1, С. 26].
Стратегия развития муниципального образования — поэтапный план действий с целевой ориентацией в долгосрочной перспективе. Стратегия разрабатывается с учетом ценностей населения, конкурентных, ресурсных и экономических возможностей. Целью стратегии является демонстрация перспективы обществу, инвесторам, власти, бизнесу.
Стратегия развития муниципального образования представляет собой определение направлений развития и включает:
определение целей и задач развития муниципального образования в долгосрочной перспективе;
выявление направлений, способных достичь поставленных целей и решить поставленные задачи;
выбор оптимальных программ, соответствующих имеющимся ресурсам.
Стратегическое планирование позволяет определить направления повышения эффективности управления, устойчивого развития территорией в будущем [2, С. 148].
Субъекты и институты стратегического планирования муниципального образования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Субъекты и институты стратегического планирования муниципального образования
Можно отметить, что субъекты и институты стратегического планирования муниципального образования многообразны, и всем им важно, в каком направлении будет проходить развитие территории, какие отрасли будут приоритетными. Различные субъекты имеют различные потребности [4, С. 71]. В таблице 1 раскрыты интересы и потребности субъектов развития муниципального образования.
Таблица 1
Интересы и потребности субъектов развития муниципального образования
Население |
Коммерсанты |
Муниципальные органы |
Социальные интересы |
Политические интересы |
|
Обеспечение социальной защиты населения |
Взаимодействие с местными органами власти |
Повышение имиджа территории |
Экология (охрана окружающей среды) |
Обеспечение социальной стабильности |
Сохранение местных обычаев и традиций |
Материальные интересы |
||
Повышение качества жизни, увеличение услуг |
Инвестиции, расширение ресурсной базы |
Бюджетные поступление, инвестиции, участие в развитии |
Все интересы имеют единую цель — обеспечение устойчивого развития территории. Таким образом, стратегический план включает в себя интересы всех субъектов.
Положительные результаты стратегического планирования развития муниципального образования зависят от слаженной деятельности всех субъектов.
Необходимо отметить главные проблемы, возникающие при стратегическом планировании развития муниципального образования.
Первая проблема — это недостаточное финансовое обеспечение. Муниципальная власть должна иметь достаточные финансы, которыми смогут свободно распоряжаться, согласно своим полномочиям.
Вторая проблема — слабые взаимоотношения между населением, коммерсантами и органами муниципального управления.
Прозрачности расходов способствует координация и взаимный контроль коммерсантов и муниципальной власти, в основе которых стоит стратегический подход к развитию муниципального образования.
Также отметим, что современные муниципальные образования нуждаются в эффективных управленцах, способных к решению сложных задач, так как у каждого муниципального образования есть свои особенности.
Литература:
- Бухвальд, Е. М. Стратегическое планирование и новые ориентиры политики регионального развития в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд, О. Н. Валентик // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2015. — № 3–4. — С. 21–41.
- Дашиева, А. Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 147–150.
- Ведяева, Е. С. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. — Саратов: Вузов. образование, 2019. — 166 c.
- Казанская, А. Ю. Комплексный подход к оценке социально-экономического состояния муниципальных образований: учеб. пособие / А. Ю. Казанская, В. С. Компаниец. — 2-е изд. — Саратов: Вузов. образование, 2019. — 225 с.