В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого была установлена взаимосвязь между индивидуальными психологическими особенностями подростков и склонностью к аутодеструктивному поведению.
Ключевые слова: подростковый возраст, аутодеструкция, саморазрушающее поведение, личностные характеристики.
The article deals with the phenomenon of “self-destruction” and presents the main theoretical approaches of study this subject. The personal characteristics of adolescents demonstrating self-destructive behavior and adolescents without this tendency were determined.
The results of the empirical research present the correlation between the individual psychological characteristics of adolescents and the tendency to self-destructive behavior.
Keywords: adolescence, self-destruction, self-destructive behavior, personal characteristics.
Аутодеструктивное поведение — сложный, многокомпонентный по детерминации и генезису феномен, под которым понимаются любые разрушительные привычки или действия человека, которые прямо или косвенно представляют угрозу психическому и/или физическому здоровью и, в конечном счете, приводят к разрушению личностной структуры человека.
Примерами аутодеструктивных проявлений подростков являются: употребление алкоголя/наркотиков, самоповреждения, бродяжничество, киберзависимость, безрассудное поведение, суицидальные попытки. Аутодеструктивные проявления могут протекать в открытой или скрытой форме, последствия могут быть незамедлительными или отсроченными во времени [5].
Подростковый возраст выделяют как отдельный фактор риска формирования аутодеструктивного поведения ввиду его сложного протекания, вызванного значительными изменениями в структуре личности на всех уровнях ее развития. Определенные характерологические и возрастные особенности подросткового возраста могут создавать предпосылки к возникновению аутодеструктивного поведения [7].
Анализ существующих теоретических подходов показывает, что на формирование аутодеструктивного поведения оказывает влияние множество факторов: психологические, биологические и социальные [5]. С точки зрения биогенетического подхода (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон, К. Лоренц, Ч. Дарвин) феномены человеческого поведения, в том числе, аутодеструктивного, обусловлены наследственностью. Социогенетическое направление (Э. Дюркгейм, О. Конт, А. Кетле, Р. Мертон, Э. Фромм и др.) делает акцент на воздействиях внешней среды и социальной ситуации развития. Аутодеструктивное поведение выступает как результат нарушения социализации. В психодинамическом подходе (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон) большое внимание уделяется внутриличностным факторам и механизмам, побуждающим к тем и иным поведенческим реакциям, в основе которых лежит конфликт в структуре личности (А. Фрейд) и дисгармония соотношения бессознательного и сознательного (К. Юнг). В когнитивно-поведенческом направлении (А. Бек, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура) на первый план выходят внешние факторы и предметом исследования становится само поведение человека. Поведение рассматривается как процесс взаимодействия личности со средой. При аутодеструктивном поведении у человека отсутствуют конструктивные стратегии поведения, он прибегает к малоадаптивным поведенческим стратегиям [9].
Анализ литературных источников свидетельствует о большом разнообразии видов и форм аутодеструктивных проявлений, поэтому до сих пор нет единой их типологии или классификации. Многие ученые к аутодеструктивному поведению относят только самоповреждения и суициды. Другие же, наоборот, включают огромный спектр нарушений поведения: начиная от прогулов в школе, различных видов зависимостей, пищевых нарушений до экстремальных видов деятельности и трудоголизма [6]. Несмотря на существование различных типологий, есть несколько характерных признаков, по которым поведение можно отнести к аутодеструктивному: действия совершаются неоднократно, направлены против самого себя и. выходят за пределы понятия «нормы».
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что совокупность определенных черт личности, отражающих ее социально-психологическую незрелость, может приводить к развитию аутодеструктивного поведения. Целью исследования стало выявление личностных характеристик аутодеструктивных подростков и установление взаимосвязи определенных черт личности с аутодеструктивным поведением.
Исследование проводилось на выборке подростков в возрасте 13–14 лет.
В ходе исследования были использованы 2 методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП А. Н. Орёл) и факторный личностный опросник Кеттелла 14PF/HSPQ (адаптированный вариант для подростков 12–16 лет).
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению показали, что больше половины испытуемых имеют склонность хотя бы по одной из шести шкал, представленных в методике, что доказывает актуальность данной проблемы. У большей части испытуемых отмечаются склонности сразу по нескольким шкалам, что обусловлено взаимосвязанностью форм девиантного поведения. В результате было выделено 2 группы: группа № 1 — подростки, со склонностью к аутодеструктивному поведению и группа № 2 — подростки без склонности.
Для того, чтобы установить психологические особенности подростков с аутодеструктивным поведением был проведен сравнительный анализ выраженности факторов личностного опросника Р. Кэттелла между двумя группами. Выявленные различия отражены в таблице 1. В таблице представлены только те факторы, по которым различия между группами были статистически подтверждены.
Таблица 1
Средние значения групп по личностному опроснику Р. Кэттелла и
значимость различий по критерию Манна-Уитни
Факторы |
Подростки с выраженной склонностью к аутодеструктивному поведению |
Подростки без склонности к аутодеструктивному поведению |
Фактор B (вербальный интеллект) |
2,78*** |
7,14 |
Фактор F (осторожность-легкомыслие) |
4,21* |
5,64 |
Фактор J (неврастения, фактор Гамлета) |
3,14** |
4,85 |
Фактор O (самоуверенность — склонность к чувству вины) |
6,92** |
5,42 |
Фактор Q4 (степень внутреннего напряжения) |
7,28** |
5,57 |
Примечание: * — уровень значимости при p ≤ 0,05; ** — уровень значимости при p≤0,01; *** — уровень значимости при p ≤ 0,001
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у подростков, склонных к аутодеструктивному поведению значительно ниже уровень вербального интеллекта, что выражается в низкой способности к систематизации и анализу информации, таким подросткам сложнее дается усвоение материала, овладевание логическими и математическими операциями, они невнимательны, быстро утомляются. Это может привести к неуспеваемости, снижению мотивации и, как результат, к дезадаптации, что может стать предпосылкой к развитию аутодеструктивного поведения. Высокие показатели вербального интеллекта указывают на высокие умственные способности, широкие интеллектуальные интересы.
Подростки с заниженными показателями фактора F отличаются повышенной озабоченностью, беспокойством. Они, как правило, скрытны, подозрительны, что может приводить к адаптационным затруднениям. У подростков без аутодеструктивных тенденций показатели по фактору F выше, что может говорить о жизнерадостности, общительности, энергичности, иногда некоторой беспечности. Подростки группы № 1 демонстрируют низкие показатели по фактору J, из чего можно сделать вывод о том, что они подвержены влиянию группы, проявляют высокий интерес к совместным действиям, принимают общегрупповые нормы, конформны и не критичны. Такие характеристики помогают им приспосабливаться к социуму, но при этом могут выступать фактором риска в случае приобщения к плохим компаниям. Подростки без склонности к аутодеструктивному поведению с фактором J+, наоборот, любят действовать индивидуально, реже ориентируются на коллектив.
По данным таблицам видно, что у аутодеструктивных подростков выше показатели по факторам O и Q4. Они хуже справляются с жизненными трудностями, у них чаще наблюдается подавленное настроение и депрессивные тенденции. Им свойственна озабоченность, тревожность, высокий уровень напряженности, эмоциональная неустойчивость. У них чаще, чем у других может возникать чувство неполноценности и одиночества. В поведении таких подростков преобладает нервное напряжение. Высокие показатели Q4 характеризует общий уровень напряжения в человеке, которая может выражаться в нетерпеливости, раздражительности, постоянном беспокойстве и суетливости. У подростков без склонности к аутодеструктивному поведению низкие значения по этим факторам, что свидетельствует об отсутствии напряжения и излишней тревожности.
В ходе проведения корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи: чем выше уровень вербального интеллекта у подростков — тем выше склонность к индивидуализму; чем менее подростки подвержены влиянию группы, тем ниже уровень тревоги и напряжения. С ростом уровня вербального интеллекта, склонность к саморазрушающему поведению уменьшается. Чем выше показатели жизнерадостности и общительности (фактор F) — тем ниже склонность к саморазрушающему поведению; чем выше тревожность и депрессивность — тем выше уровень склонности к саморазрушающему поведению.
В результате проделанной работы наличие взаимосвязи определенных индивидуально-психологических особенностей подростков с аутодеструктивным поведением подтвердилось. Это позволяет сделать вывод о том, что совокупность определенных черт личности может влиять на формирование аутодеструктивных форм поведения.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — СПб.: Издательство «Питер», 2008. — 398 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: ЭКСМО, 2003. — 508 с.
- Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: автореферат дис.... доктора психологических наук: 19.00.06. — СПб., 2006. — 49 с.
- Ипатов А. В. Личностные детерминанты аутодеструктивного поведения подростков: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.13. — СПб., 2011. — 21 с.
- Ипатов А. В. Психология аутодеструктивного поведения подростков: монография. — М.: РУСАЙНС, 2019. — 288 с.
- Морозова И. С., Белогая К. Н., Евсеенкова Е. В. К проблеме систематизации теоретических подходов к изучению аутодеструктивного поведения в традиционной и постнеклассической психологии // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 8(52). — С. 59–67.
- Польская Н. А., Власова Н. В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — № 4. — С. 176–190.
- Польская Н. А., Якубовская Д. К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27. — № 3. — С. 156–174. — DOI: 10.17759/cpp.2019270310.
- Рычкова Л. С., Кузнецова М. Н. Обзорная статья. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Челябинского государственного педагогичского университета. — 2018. — № 4. — С. 172–180. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.82..4..019.
- Тормосина Н. Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Ставрополь,2014. — С. 32–50.