Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.
За последние 20 лет больше, чем в 10 раз возрос общий уровень заболеваемости наркоманиями в России. Количество взятых под наблюдение подростков с первичным диагнозом «наркомания» увеличилось в 2 раза, а с диагнозом «токсикомания» — в 3 раза. Число детей, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя с 1995 года по 2016 год, увеличилось на 30 (на 100 тысяч человек). Число подростков с психическим расстройством непсихотического характера, состоящих на учете в ЛПУ на 100 тысяч в 1990 году было 680,8, в 2000 году — 484,8, а в 2016 году –601,0 [3].
Последние исследования в области здоровьесберегающих технологий в образовании показали, что проблемы здоровья и гендерной неадекватности прямо и тесно связанных [1]. «Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60–70 %. Основной причиной этих нарушений является школа, в которой ребенок проводит 70 % своего времени в течение 9–11 лет обучения [2].
Из приведенной статистики совершенно очевидно, что общество должно принимать срочные и эффективные меры по профилактике детского и подросткового суицида. Существующие меры по профилактике вообще девиантного и деликвентного поведения детей и подростков давно не соответствуют современным требованиям сохранения и поддержания демографического состава населения. В условиях экономической нестабильности родители часто вынуждены бороться за выживание, в то же время в соответствии с Законом об образовании школы стали не местом воспитания будущих граждан, а сферой предоставления образовательных услуг, СМИ переполнены сценами насилия, подрастающее поколение оказалось предоставлено самому себе. У них часто нет внутренней опоры, нет контакта и поддержки со стороны взрослых, поэтому для эффективной профилактики подросткового суицида требуется согласованная работа семьи и школы, которая должна быть регулярной и хорошо организованной, в ней не должно быть никакого формализма, иначе кроме вреда такого рода работа ничего не принесет.
Нестабильные социально-экономические условия привели к социально-экономическим трудностям семьи: неуверенности в завтрашнем дне, конфликтах на работе, усталости, эмоциональной неустойчивости. В совокупности с родительской некомпетентностью все эти трудности зачастую приводят к злоупотреблению алкоголем и снятию стрессов неконструктивными методами. Демографическое неблагополучие проявляется в уменьшении численности населения, наличия хронических заболеваний у большого количества детей, в сильном омоложении «женских» и «мужских» заболеваний.
Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы. Все вышеназванные проблемы прямо связаны с социализацией детей [1].
Снижение психологической культуры межгендерных отношений привело к снижению психологической культуры семьи и ее воспитательной функции. Следствием этого стало снижение статуса семьи, увеличение количества разводов, усиление явлений беспризорности, безнадзорности, социального сиротства и девиантных тенденций среди детей и молодежи, что также отражается на здоровье населения.
Исследования характеристик супружеских семей показали, что структурный дисбаланс в семье влияет на стиль межличностного взаимодействия, адаптивные возможности семьи, на стабильность брака и структуру семей последующих поколений.
Часто будущие супруги просто не могут создать счастливую семью и необходимые условия для полноценного воспитания детей. Они утратили адекватные представления о материнской и отцовской ролях и о сущности семьи в целом. Не имея собственных представлений о благополучной семье, молодые люди неосознанно строят семью по модели родительской.
В процессе гендерной социализации произошло усиление маскулинных тенденций у девочек и фемининных у мальчиков, что было отмечено в ряде психологических исследований. Оба эти явления в последние два десятка лет привели к распространению такого явления, как унисекс. Унисекс проявляется не только в том, что девушки и юноши носят одинаковую мужскую одежду, а также в зависимости от табака, алкоголя и наркотиков, которые получают все большее распространение не только среди юношей, но и среди девушек. Как отражение искаженных межгендерных отношений унисекс приводит к тому, что девушки, следуя традициям маскулинности, стараются казаться «своими парнями» и плохо информированы о последствиях сексуальных контактов.
Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям, абортам или раннему материнству. Обследование молодежи показывает низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что не только еще больше обостряет указанные проблемы, но и оказывает влияние на последующие поколения, т. к. нездоровые родители производят потомство нездоровое физически и психически. Неудачные любовные отношения в совокупности с ранней беременностью также могут вызвать суицидальное поведение.
В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на развитие гендерной компетентности и психологической коммуникативной культуры вообще и в межгендерных отношениях в частности. Проблемы гендерного воспитания не могут решаться вне проблем коммуникативной компетентности, которые зачастую возникают задолго до подросткового возраста.
В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.
В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и т. п.
В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.
Культурные составляющие пола могут меняться, но они требуют соотнесения их с биологическим полом, иначе они теряют свой природосообразный смысл и могут лежать в основе дисгармонии развития ребенка.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку [3].
В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000 г. № 619), одним из важнейших аспектов профилактики негативных явлений является внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, который является лучшим средством профилактики многих заболеваний [4].
При этом стратегическим приоритетом является система позитивной профилактики, которая ориентируется на освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка или подростка и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, в том числе и гендерного.
Таким образом, информируя ребенка и воспитывая в нем потребность в здоровом образе жизни, мы воспитываем самостоятельную личность, способную к реализации собственного потенциала.
В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными трудностями.
Многие проблемы развивающейся личности связаны с проблемами общения, в том числе и межгендерного.
Эти проблемы начинают формироваться задолго до подросткового возраста и начинаются с общих коммуникативных проблем. Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, вырастает сначала в подростка, а потом и взрослого, испытывающего чувство отчуждения от общества, которое может привести либо к глубокой изоляции, либо к девиантному поведению.
Литература:
- Базарный В. Школьный стресс и демографическая катастрофа России, — М.:, 2004
- Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М.:, 2004.
3. Обзор социальной политики в России. Начало 2000 — х г., М.:, 2007
4. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Саратов: Слово, 2001