Некоторые факторы преодоления суицидальных действий среди подростков
Авторы: Каршибаева Гулноза Абдукадыровна, Тулаганова Нурхан Инамбай кизи
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)
Дата публикации: 02.03.2016
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Каршибаева, Г. А. Некоторые факторы преодоления суицидальных действий среди подростков / Г. А. Каршибаева, Н. И. Тулаганова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9909/ (дата обращения: 23.12.2024).
Так как само слово «самоубийство» бесконечное число раз употребляется в нашей речи, то, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним.
Ключевые слова: злоупотребления, сложной действительности, сознает свои ошибки, применяться наблюдение,состояние ума индивидов,индивидуальных потребностях,внешнее выражение.
Because word «suicide» the endless number of one times is used in our speech, then, it would seem, it is possible to bargain that exact sense him clear to each and determination of him from our side will be quite superfluous
Key words:abuse, difficult reality, is conscious the errors and vibrations, to be used supervision, state of mind of individuals, individual necessities, external expression
Семья — это важная ячейка общества, которая имеет особое социально- психологическое значение в воспитании человека и его развитии. Женщины большей частью выполняют функции матери и домохозяйки, участвуют в материальном обеспечении семьи, в профессиональной деятельности. А это ведет к ограничению того времени, когда мать воспитывает своих детей. Такие вопросы, как: «Вы знаете, что интересует сегодня вашего ребенка и чем он был занят, вы интересовались его планами на завтрашний день? Какова его успеваемость в школе?» встают в каждой семье.
В результате негативных факторов в семье складываются неблагоприятные психологические отношения и много других конфликтных ситуаций. В процессе беседы с разведенными родителями выяснилось, что они словно «не слышат» причин суицидальных попыток, предпринятых их детьми. Иногда они, жалуясь на свою судьбу, со слезами на глазах утверждают, что они с утра до вечера работают, не покладая рук для своих детей, для обеспечения их всем необходимым. Эта ситуация свидетельствует о том, что самим родителям необходима психологическая помощь. Конечно, семейные конфликты нередко случаются даже в самых благоприятных семьях. Однако разница между ними состоит в том, что в некоторых семьях взрослые, выражая свои недовольство «конструктивным» образом, пытаются понять друг друга, стараются примириться, в других – взаимные оскорбления портят отношении между собой и в семье исчезает спокойствие и устойчивость эмоциональных отношений. Иногда же родители вовлекают своих детей в свои скандалы. В худшем случае эти ситуации ведут к возникновению психических нарушений у подростков, к нервным расстройствам, напряженности, взаимным обвинениям и даже к попыткам покушения на свою жизнь в качестве последнего выхода.
Факторы, вызывающие состояние социальной дезадаптации у подростков следующие:
- Дисфункциональная семья;
- Свойства личности подростка (особенности характера, моральная устойчивость, темпераментность, психические расстройства).
- Адаптация в образовательном учреждении;
- Негативное психологическое влияние неофициальной социальной среды на личность подростка;
- Социально-демографические мотивы;
Когда сложность взаимоотношений в разведенных семьях вызывает необходимость привлечения близких родственников к психокоррекционным мероприятиям, следует обратить внимание членов семьи и родственников на факторы, представляющие опасность для жизни подростка и его здоровья. Серьезные беседы о ценности жизни и её значении, проводимые в процессе психокоррекционных мероприятий среди суицидальных подростков ведут к положительным изменениям.
Показатели группы риска среди подростков:
Потери среди родственников, связанные с их смертью (члены семьи, друзья). Потеря чувства самодоверия, социального авторитета, низкая самооценка;
Потеря интереса к деятельности, которая раньше была для него важна, к другу и любимому человеку;
Изменение свойств характера: возбудимость, беспокойство, апатия, быстрая смена настроений, отчуждение;
Нарушение сна, бессонница, ранее пробуждение ото сна, кошмарные сновидения;
Душевные нарушения, понимание сосредоточенности внимания на уроках, сочетающиеся с постановкой перед собой непреодолимых задач;
Нарушение режима питания, отсутствие аппетита или обильное питание;
Отсутствие самоконтроля, опасение от возможности нечаянного нанесения вреда;
Беззащитность, появление чувства ненадобности другим («всем будет лучше без меня»);
Чувство вины и пренебрежения по отношению к себе;
Отсутствие цели на будущее (никогда не будет лучше, чем сейчас, я буду постоянно чувствовать себя так плохо);
Употребление алкогольных и наркотических веществ;
Проявление внешних и внутренних признаков суицидальных действий опосредованное или непосредственное объявление о самопокушении;
Возбуждаемость, гиперактивность, невоздержанность могут быть признаками скрытой депрессии;
Характерные особенности суицидальных поступков:
- Повторные мысли о самопокушении (суицидальная идеализация).
- Потеря аппетита при многих обстоятельствах. Депрессивное настроение, связанное с нарушением режима сна.
- Сильная зависимость от алкогольных или наркотических веществ.
- Депрессия, возникшая вследствие чувства отчуждения и одиночества, развивающаяся при покидании семьи или лишении средств поддержки.
- Беззащитность. Безнадёжность во взглядах на будущее. Эти обстоятельства могут выступать как главным ведущим и основным фактором в случае суицидальной попытки.
- Подавляющее воздействие суицидального чувства, которое может препятствовать установлению социальных взаимоотношений.
- Размышление о своей жизни, которая якобы «никогда» не улучшится.
- Частые фатальные обобщения в речи, как-то «Нельзя терпеть такую жизнь», «Всем безразлично».
- Появление туннельного воображения, то есть неспособность видеть положительные, яркие стороны жизни. Убеждение в возможности единственного пути выхода из возникшей ситуации.
- Наличие амбивалентных чувств, то есть одновременного сочетания желания покушения на свою жизнь и желания жить дальше, выйти из создавшейся ситуации.
Возрождение стремления к жизни является целью суицидальной интервенции, предпринимаемой по отношению к самоубийцам.
Повышенная опасность суицида происходит под влиянием следующих факторов: повторные суицидальные попытки, наличие у подростка серьезных размышлений о самоубийстве, разработка плана самоубийства, если имеется намерение самоубийства.
Для предотвращения суицидальных актов необходимо, прежде всего, в процессе работы с ними тщательно изучить внутренние переживания подростков и самым серьезным образом отнестись каждому из них:
Если, по вашему мнению, существует возможность, что подросток совершит суицидальный акт;
Если подросток хочет поделиться с вами своими проблемами, не будьте равнодушными, безразличными по отношению к его мнению. Помните, что подростки редко обращаются к специалистам по поводу своей склонности к суицидальным попыткам.
Если вы заметили, что подросток склонен к суицидальным действиям, поверьте в свою профессиональную интуицию, заслужите его доверие, чтобы он считал вас своим спасителем. Будьте внимательным к признакам, свидетельствующим о возможности самоубийства.
— Не уверяйте подростка в ваши способности помочь ему в тех сферах, о которых вы сами хорошо не осведомлены. Давая ему пустые обещания, не делайте ещё более бессмысленным завтрашний день для него. Наоборот, вдохновляйте его веру в завтрашний день и в светлое будущее, говоря: «Ваши близкие обязательно ещё помогут вам разрешить эту проблему», «Все это вы ещё забудете», «Не стоит тревожиться по поводу этих проблем».
Скажите подростку, что вы готовы помочь ему найти выход из этого положения, что нет необходимости держать эту проблему в секрете. Это особенно важно, когда жизнь подростка остаётся в опасности.
Какой бы смысл не имела беседа, во время нее помните о необходимости вашего собственного самоконтроля.
Не забывайте, что вести беседу с подростком нужно в искренних тонах. Постарайтесь определить, насколько серьезна суицидальная опасность. Не допускайте мысли о том, что эмоциональная, доверительная, искренняя беседа с подростком о его суицидальных устремлениях может привести к укреплению идеи о его самоубийстве. На самом деле, откровенное обсуждение с подростком его проблем с кем-либо может принести для него облегчение.
Постарайтесь узнать предварительно, имеет ли подросток определенный план, подвергающий его жизнь опасности.
Постарайтесь уверить подростка, что есть люди, которые могут помочь ему в решении его проблем.
Не старайтесь успокаивать подростка такими заверениями, которые подходят ко всем ситуациям, как-то: «Если вы сейчас хорошо выспитесь, завтра будете себя чувствовать замечательно» и др.
Если вы хотите разговаривать с подростком о чувствах, которые охватывают его, то скажите, что не критикуете их.
Посоветуйте подростку стараться управлять обстоятельствами в кризисных ситуациях, несколько раз подтверждайте, что имеются и другие пути разрешения возникшей ситуации.
Постарайтесь найти человека, который может помочь подростку снизить степень душевного надрыва.
Дайте ему понять, что его чувство безнадежности непостоянно, преходяще.
Насколько более тщательно был разработан план суицидального акта со стороны подростка, настолько более высока опасность для его жизни и здоровья.
Однако не следует допускать, что о самоубийстве говорится подростком случайно, что возможность его осуществления низка, поскольку подросткам присуща склонность к импульсивности, то есть действия без тщательных разработок плана и его реализации.
Следующие вопросы направлены на определение эмоционального состояния подростка, то есть того, что чувствует подросток на данный момент:
Вы имеете планы на будущее?
Что планируете на следующую неделю?
А на следующий месяц?
Какие идеи вы имеете на будущее?
Что надо предпринимать, чтобы выйти из этого положения?
Что вы думаете по поводу того, кто вам может помочь? Вы обращались к терапевту или к какому-либо другому специалисту?
Помогли ли вам эти встречи?
Были ли разговоры в вашей семье о самоубийстве или попытке к самоубийству?
Говорили ли ваши друзья о самоубийстве? Пытались ли они совершить самоубийство?
Суицидальная опасность еще более повышается, если в близком окружении подростка имели место самоубийства как средство избавления от душевных переживаний.
При проведении опроса для достижения естественности целесообразно предварительно провести практические занятия с коллегами. Вести беседу с подростком-самоубийцей – нелегкий процесс, к нему необходимо быть готовым.
В некоторых случаях склонность к негативным эмоциям сохраняется у подростка для того, чтобы он мог скрыть свое настроение. Организация индивидуальных психологически-коррекционных мероприятий с такими подростками и привлечение к ним его родителей и родственников рассматривается как основной психологический механизм формирования его личности. Подросток начинает понимать, какой путь ему надо избрать в результате осмысления, осознания всего того, что он видит и слышит вокруг себя. Этот процесс реализуется при помощи механизма личностного совершенствования и самосознания. Известно, что нововведение осуществляется на практике лишь преодолевая трудности и помехи в сознании людей.
Литература:
- Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. — М., 1980. -105 с.
- Амбрумова А. Г. Роль личности в проблеме суицида. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. — М., 1981. -89 с.
- Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. — М., 1989. -114с.
- Ефремов В. С. Основы суицидологии. –СПб., 2004.-479 с.
- Конангук Н. В. О психологическом смысле суицидов// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 5.
- Ласый Е. В. Определение и критерии термина «парасуицид»// Вестник Белорусской психиатрической ассоциации. — 1997. — № 3.
- Трегубое Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. — Пермь: Капик, 1993. -166 с.
- Шнейдман Э. Душа самоубийцы. — М.: Смысл, 2001. -190 с.
Ключевые слова
злоупотребления, сложной действительности, сознает свои ошибки, применяться наблюдение, состояние ума индивидов, индивидуальных потребностях, внешнее выражение., внешнее выражениеПохожие статьи
Негативное педагогическое влияние социальной среды на личность подростка
Так как самое слово «самоубийство» бесконечное число раз употребляется в нашей речи, то, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним.
Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...
Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста
Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...
Ловушка либерализма. К чему приводит излишняя свобода
В статье рассматривается содержание понятия «свобода», какое выступает основным для либерализма. Раскрывается соотношение свободы и ответственности человека. Проведенное исследование предоставило возможность обнаружить представление относительно соци...
Способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение
Конфликты часто сопровождают нас на протяжении жизни. Они возникают в процессе общения людей, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает «столкновение». Как мы знаем, в основе л...
Применение арт-терапии в старших группах детского сада
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...
Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия
Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...
Обучение стилистическому использованию форм степеней сравнения прилагательных (учащихся с неродным русским языком)
Особенностью естественного языка является то, что, помимо предметно-логической информации, каждое языковое высказывание с разной степенью выраженности содержит сведения о том, кто говорит, кому говорит и в какой остановке (сфере) происходит общение. ...
Роль улыбки в коммуникативном поведении русского человека
Статья посвящена изучению влияния улыбки в коммуникативном поведении чело-века, её особенности. Кроме того, в статье отражено классическое коммуникативное поведение русского человека, сложившееся в ходе формирования русского философского бытия. Стать...
Отношение студентов младших курсов спортивного вуза к своему телу
В статье рассматриваются представления поколения Z о теле, его функциях и практиках преобразования. На материалах анкетного опроса со студенческой молодежью (n = 293), проведенного в апреле 2023 года в г. Санкт-Петербург, определено эмоционально-чувс...
Похожие статьи
Негативное педагогическое влияние социальной среды на личность подростка
Так как самое слово «самоубийство» бесконечное число раз употребляется в нашей речи, то, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним.
Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...
Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста
Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...
Ловушка либерализма. К чему приводит излишняя свобода
В статье рассматривается содержание понятия «свобода», какое выступает основным для либерализма. Раскрывается соотношение свободы и ответственности человека. Проведенное исследование предоставило возможность обнаружить представление относительно соци...
Способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение
Конфликты часто сопровождают нас на протяжении жизни. Они возникают в процессе общения людей, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает «столкновение». Как мы знаем, в основе л...
Применение арт-терапии в старших группах детского сада
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...
Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия
Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...
Обучение стилистическому использованию форм степеней сравнения прилагательных (учащихся с неродным русским языком)
Особенностью естественного языка является то, что, помимо предметно-логической информации, каждое языковое высказывание с разной степенью выраженности содержит сведения о том, кто говорит, кому говорит и в какой остановке (сфере) происходит общение. ...
Роль улыбки в коммуникативном поведении русского человека
Статья посвящена изучению влияния улыбки в коммуникативном поведении чело-века, её особенности. Кроме того, в статье отражено классическое коммуникативное поведение русского человека, сложившееся в ходе формирования русского философского бытия. Стать...
Отношение студентов младших курсов спортивного вуза к своему телу
В статье рассматриваются представления поколения Z о теле, его функциях и практиках преобразования. На материалах анкетного опроса со студенческой молодежью (n = 293), проведенного в апреле 2023 года в г. Санкт-Петербург, определено эмоционально-чувс...