Одной из важных составляющих функционирования личности в окружающей среде является ее психологическое благополучие. В случае нарушения указанной детерминанты, на ум людей приходят, порой, вполне неожиданные и радикальные меры избавления от угнетающего окружающего мира. Речь идет о совершении лицом самоубийства или суицида. В частности, подобный радикализм свойственен несовершеннолетним в пубертатный период. Дабы не допускать подобных печальных последствий, родители или законные представители, зачастую, обращаются к психологам, главным приоритетом которых становится переориентирование подростка — потенциального самоубийцу с мысли о суициде на что-то другое. Именно в этой связи консультирование подростков представляется как сложный и многогранный процесс, состоящий из нескольких этапов, которые и будут рассмотрены в данной статье.
Помимо прочего, в статье использованы описательные методики обеспечения психологического благополучия личности подростков.
Ключевые слова: несовершеннолетние подростки, психологическое благополучие личности, суицид, детерминанта поведения подростков, консультация подростков.
Abstract: An important aspect of the functioning of the individual in the environment is its psychological well-being. When disturbed, this is the determinant on the mind of people come, sometimes quite radical and unexpected action of deliverance from the unpleasant outside world. We are talking about committing suicide or suicide. In particular, such radicalism is peculiar to children of adolescence. In order to prevent such consequences, parents often turn to specialists, whose main priority is to convince teenagers. It is in this context that counselling for adolescents is presented as a complex and multifaceted process consisting of several stages, which will be considered in this article.
Among other things, the article uses descriptive methods to ensure the psychological well-being of adolescents.
Key words: underage adolescents, psychological well-being of the individual, suicide, determinants of adolescent behavior, counseling adolescents.
Для начала обрисуем детерминанту психологического благополучия личности. Н. Брэдберн в своих трудах говорил о том, что разница между позитивными и негативными аффектами — это основа психологического благополучия личности, и именно это разница отражает удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью [1]. Эту теорию развил Э. Динер, который в своих работах ввел новое понятие — «субъективное благополучие». По мнению Э. Динера субъективное благополучие складывается из трех основных компонентов [2]:
– удовлетворение, зависящее как от объективных, так и субъективных причин;
– приятные эмоции, возникающие у субъекта при удовлетворении тех или иных потребностей;
– неприятные эмоции, оказывающие негативное влияние на мироощущение субъекта [4].
Все эти три показателя в совокупности формируют субъективное благополучие. Сам автор подчеркивает, что речь идет о двух сторонах самопринятия. Во-первых, — это когнитивная сторона, т. е. интеллектуальная оценка субъектом степени удовлетворенности различными сферами жизни. Во-вторых, — это эмоциональная сторона, т. е. зависимость от настроения конкретной личности.
Э. Динер отмечает, что практически все люди, так или иначе, оценивают все происходящие события в терминах «хорошо» и «плохо», а такая оценка всегда подразумевает под собой эмоциональную реакцию на происходящее. Характерно, что во всех своих работах Э. Динер подчеркивает, что субъективное благополучие служит не просто эмоциональным индикатором для субъекта, но и подчеркивает, насколько один человек счастливее другого. Проще говоря, автор приравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья [2].
Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что в большинстве случаев можно говорить о высоком уровне субъективного благополучия тогда, когда субъект испытывает удовлетворение от своей жизни. Стоит отметить, что это не значит, что человек не испытывает негативных эмоций. Но в случае общей удовлетворенности жизнью положительные эмоции преобладают над негативными.
А. А. Кроник склоняется к тому, что существуют психологические способы обретения счастья с помощью саморегуляции. Автор выделяет две основные формы такой саморегуляции [4]:
– усиление человеком значимости мира, основывающейся на переоценке ценностей;
– усиление своих возможностей, основу которых составляет мобилизация дополнительных внутренних ресурсов человеком для достижения целей.
Исходя из данных форм саморегуляции, А. А. Кроник выделил четыре основных мотивирующих признака для человека [4]:
– максимизация полезности;
– минимизация потребностей;
– минимизация сложности;
– максимизация способностей.
Таким образом, прослеживается прямая связь между психологическим благополучием личности и склонностью к самоубийству.
В связи с возрастными психологическими особенностями поведения несовершеннолетних, демонстрирующих признаки суицидального поведения, необходимо использовать определенные правила общения с данной категорией лиц [3]:
- Родители, законные представители или иные взрослые обязаны иметь в виду, что мысли о суициде у подростков являются, в большинстве случаев, следствием отсутствия внимания к ним.
- Необходимо учитывать характер социальных факторов. Социальное окружение суицидальных подростков обычно отягощено. Проявляется оно в проживании в неблагополучной семье; в отсутствие опоры на взрослого человека; в одиночестве и заброшенности.
- Следует учитывать наличие у подростка психического заболевания.
- Необходимо реагировать на рассуждения подростка о суициде, его способах, резкие перепады настроения от мрачного, озлобленного до необычайно веселого, особенно на фоне таких факторов, как бессонница, анорексия, утомляемость, вегетативные нарушения.
- При высказывании подростком суицидальных намерений, мыслей, наличии действий в этом направлении, родители, законные представители или иные взрослые обязаны:
– обеспечить постоянное наблюдение за несовершеннолетним;
– по возможности организовать встречу такому подростку с психологом;
– отвлечь подростка какой-либо иной темой для рассуждения;
– организовать посещение врача — психиатра в психоневрологическом диспансере по месту жительства.
Одной из составляющей поведения подростков склонных к суициду являются личностные особенности несовершеннолетнего. Для выбора оптимального подхода к подросткам с выраженными акцентуациями характера следует учитывать их специфику.
Например, несовершеннолетние, для которых характерно формирование шизоидной акцентуации, отличаются склонностью к четко регламентированным видам деятельности, имеющим типовые, формализованные подходы. Именно в формальной (деловой) сфере отношений они получают максимум удовлетворения от выполняемой работы или поручений. В то же время они отличаются склонностью к фантазиям, могут реализовать их, будучи предоставленными самим себе, действуя в одиночку, уходя в себя.
Оптимальную воспитательную роль играет дисциплина, четкий распорядок, активно внедренные в повседневную жизнь подростка; жестко установленная внутри коллектива субординация. Этому требованию в значительной степени отвечают кадетские корпуса и Мариинские гимназии. Однако следует иметь в виду, что любое отступление от заведенного стереотипа может вызвать у эпилептоидной личности вспышку неконтролируемой агрессии или ярости. При этом, чем раньше началась систематическая работа по коррекции эмоционально — поведенческих реакций у подростка с возбудимым типом личности, тем больше надежды на положительный результат во взрослом состоянии личности.
Консультативная коррекция особенностей психастенического типа, согласно классификации К. Леонгарда, связана с демонстрацией и реализацией своего доброжелательного отношения к ним [5]. Приобретенный опыт, навыки при этом, имеют большое значение. Хорошим подспорьем на этом пути может быть аутотренинг или другие виды психокоррекции.
Подростки-истерики могут успешно реализовывать свои внутренние тенденции в творчестве (танцевальный кружок, школьный театр и др.), где им предоставляется легальная возможность быть на виду [5].
Возможен альтернативный тип коррекции акцентуированных подростков — выработка в процессе воспитания дополнительных положительных черт характера. Для такой личности необходимо придумать и подобрать очень мощный стимул, который обеспечит мобилизацию внутренних ресурсов на изменение своего характера. Кроме того, такого рода воспитательный процесс предполагает участие в нем весьма квалифицированного специалиста по консультации и психологии и, безусловно, содействие микросреды, окружающей подростка. Опасностью этого пути является возникновение гиперкомпенсации или псевдокомпенсации, когда новые черты личности препятствуют полноценной приспособляемости к окружающим условиям.
Консультант должен учитывать компоненты психологического благополучия личности, выделять из списка ключевые из них, а именно:
– самопринятие;
– позитивные отношения с окружающими;
– автономия;
– управление окружающей средой;
– цель в жизни;
– личностный рост.
Вышеперечисленные компоненты психологического благополучия, так или иначе соотносятся со структурными элементами функционирования личности и дают дальнейший стимул к продолжению жизни, поэтому важно найти у подростка искомую им детерминанту.
Специалисту-консультанту, который работает с подростками, у которых прослеживается склонность к совершению суицида, необходимо понимать, что он должен проявить понимание к проблеме подростка, а также отзывчивость и сострадание. В этой связи, некомпетентным будет следующие поведение специалиста-консультанта [3]:
– попытки отругать или пристыдить подростка за его суицидальные намерения;
– не придать значения или недооценить серьезность суицидальных намерений подростка;
– формально воспринимать беседы с данными подростками;
– неоправданно утешать таких подростков, предлагая банальные решения без учета индивидуальных особенностей личности подростка;
– осуществлять чрезмерный контроль, не предлагая при этом дружескую помощь и поддержку.
В итоге можно сделать вывод о том, что на практике психолог — консультант должен учитывать психологические особенности подростков, дабы в полной мере понять глубинные смыслы их суицидальных наклонностей. На практике специалист должен выделить несколько разновидностей психологического благополучия подростка, а именно:
– актуальное психологическое благополучие, основывающееся на реальном положении дел человека;
– идеальное психологическое благополучие, которое является своеобразной планкой, от которой следует отталкиваться при работе;
– объективное психологическое благополучие, основу которого составляют мнения окружающих;
– субъективное психологическое благополучие, т. е. ощущение психологического благополучия самими человеком, вне зависимости от мнения и оценок окружающих.
Таким образом, прослеживается вывод о том, что суицидальное поведение подростка, в силу его возрастных особенностей, имеет существенные отличия от взрослого. Предотвратить подростковый суицид проще, чем помочь подростку, решившемуся на самоубийство. Необходимо чтобы у подростка были доверенные взрослые, то есть те лица, с которыми он может говорить откровенно, рассчитывает на их поддержку и понимание. Подросток должен знать, что ему всегда есть к кому обратиться со своими проблемами.
Литература:
- Брэдберн Н. Психология // Проспект психолога. 2013. № 17. С. 21–31.
- Динер Э. Техника психологического благополучия подростков, 2-е изд., перераб. Учеб.пособ. — М.: Психология, 2012. — 112 с.
- Черкасов В. Е. Международная психология. Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2013. — 160 с.
- Кроник А. А., Практика применения модели благополучия личности // Наука — 2016. — № 4. — С.88–94.
- Леонгард К. Модель психологического развития подростков // Психология. -, 2015. — № 7. — С.91–96.