Нынешняя психологическая профилактика в современной психологии основана на практических и научных теориях, которые включают совместно реализованные взаимосвязанные меры образовательных учреждений, семьи, средств массовой информации, общественных и правоохранительных организаций, молодежного общественного движения «Союз молодёжи».
В психологических исследованиях не совсем ясно, являются ли суицидальные попытки причиной или следствием девиантного поведения. Поэтому необходимо разработать комплекс педагогических и психологических коррекционных программ, имеющих отношение к группам риска суицидальной активности. Эти программы направлены на выявление педагогических и психологических методов и средств помощи подросткам в контроле их поведения, восстановлении и развитии отношений с альтернативной социальной средой.
В психопрофилактических мерах, принимаемых подростками, предоставляется психологическая, педагогическая и социальная поддержка для защиты подростков от негативного влияния окружающих людей, а именно:
а) семья, сообщество, образовательная группа, классная и педагогическая общие, средства массовой информации;
б) оптимизация образовательных и учебных условий, затрагивающих основные аспекты подросткового возраста.
Следовательно, основной целью психопрофилактики является выявление негативных социально-психологических, педагогических факторов, которые приводят к суицидальным попыткам у подростков и проведению коррекционных действий для их устранения.
Конкретная профилактика попыток самоубийства подростков включает:
– распространение слухов о проблемах подлинности;
– изучение социально-психологических ситуаций, которые вызывают суицидальную активность девочек;
– проводить коррекционную работу с подростками с высоким риском синдрома, устанавливать регулярные контакты с ними, совместно обсуждать вопросы.
Этнические традиции, обряды позволяют включать интересные развлекательные программы в психопрофилактическую деятельность с подростками с суицидальным поведением, в социальные отношения с окружающими людьми, и устранять социальные недостатки, которые могут привести к суицидальной активности.
Психопрофилактическая работа с подростками должна быть сосредоточена на поддержании антисуицидального состояния в сообществе, а также на ослаблении и ликвидации педагогико-психологических, социальных и социально-психологических условий, ведущих к формированию суицидального поведения. Подросток является активным участником групповой жизни и деятельности, учится жить в интересах сообщества и подчинять свои действия этому сообществу.
Эксперименты показали, что психопрофилактика зависит от ряда факторов, и нет определенного решения. Самая сложная задача — определить суицидальный риск для этих подростков. По мнению экспертов, индивидуально-психологические факторы риска самоубийства заключаются в следующем:
— условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве, отношения с матерью в семье, воспитание в семьях, где есть люди с психическими заболеваниями, чрезмерные ограничения в подростковом возрасте или отсутствие родительского влияния, сильная психологическая напряженность в детстве: умственный или физический травматизм, пренебрежение к другим, воспитание в семьях, где были случаи самоубийства родственникаов и т. д.);
Учебное заведение города Исфара пренебрегает воспитательными эффектами семьи;
– совершение нападений смертников;
– основные отклонения;
– потеря социального положения, отделение от социальной среды;
– интерес девушки — это «давление» на нее без учета ее потребностей (выбор друга, выбор послесреднего учреждения);
– совершение уголовного преступления;
– долгосрочные соматические заболевания;
– трудности с адаптацией и т. д.
Подростки поддерживают заявителя на критической, ответственной фазе предотвращения суицидального поведения. Психологическая практика показала, что есть три основных способа помочь девочке-подростку с суицидальным менталитетом:
– своевременная диагностика суицидального поведения подростков и их психологическая коррекция;
– активная эмоциональная поддержка во время подростковой депрессии;
– содействие позитивным тенденциям в целях смягчения условий окружающей среды.
В ситуациях, когда нет образовательного вмешательства или отсутствия необходимых диагностических средств для коррекционных процедур, индивид фокусируется на поиске путей преодоления сложной ситуации и преодоления кризиса. Он имеет специальные функции:
– Иногда невозможно пригласить подростка к разговору через третью сторону, и приглашение должно быть сделано лично (лучше встретиться с ним, с оправданием собрания или простого вопроса или задания);
– Самое главное при выборе места — сосредоточить внимание на отсутствии других людей (независимо от того, как долго длится разговор, никто не должен присутствовать);
– Необходимо запланировать как можно больше времени после работы и учебы;
Стоит отметить, что в интервью нет записей, не наблюдайте за часами, не делайте что-то «на ходу», не делайте вид, что вы не имеете никакого отношения к этому разговору.
Профилактическое интервью обычно включает в себя четыре этапа:
- Первоначальная стадия — установление эмоциональной связи с собеседником. На этом этапе разговора рекомендуется использовать психологические методы, такие как «взаимная забота», «эмпатическое слушание». Допустимо выслушивать жалобы пациента терпеливо, сочувственно и доброжелательно, даже если вы не согласны с ним (то есть, пусть он закончит свою речь). В результате вас будут рассматривать как надежного, чувствительного человека.
- Второй этап является основным:
– определить последовательность событий, которые привели к кризису;
– Устранение эмоциональных расстройств.
Для этого желательно использовать следующие методы:
– преодолеть преобладание насилия;
– Истории успеха.
- Совместное планирование преодоления кризисной ситуации. Рекомендуются следующие методы:
– «планирование» — то есть поощрять устное представление о будущем суициде;
– тишина с целью создания возможности инициировать «взлом» деятельности.
- Заключительный этап — конечная цель главной задачи плана действий, эффективная психологическая поддержка риска.
Если подросток активно выражает суицидальные мысли во время разговора, может быть целесообразно убедить его в том, что сложная эмоциональная ситуация, испытываемая им, — временное явление.
Человек нуждается в родственниках, друзьях, а потеря их в подростковом возрасте — серьезный удар для них, но он имеет право контролировать свою жизнь по своему усмотрению, но, в крайнем случае, принять решение оставить его на какое-то время и спокойно подумать. Некоторые родители и учителя считают, что разговоры о самоубийстве могут спровоцировать подростков на самоубийство.
Такая взаимная эмоциональная близость и профилактические беседы часто создают ощущение нечувствительности к анализу суицидальных мыслей о нем, его мыслям о попытках самоубийства его друзей и близких.
В профилактической области важно отметить, что период начала попытки самоубийства (известный от нескольких дней до нескольких месяцев) представляет собой сочетание негативных эмоций, снижения оптимизма и поиска путей разрешения конфликтов.
Психопрофилактическая деятельность направлена прежде всего на улучшение социально-психологической среды подростков, повышение психологической осведомлённости родителей и педагогов по проблемам подростков и коррекцию семейных отношений, помощь им в решении вопросов, связанных с личными, профессиональными проблемами и психоэмоциональными стрессами, а также многосторонней частной помощи.
Проведение групповых тренингов, направленных на устранение проблем в отношениях подростков со взрослыми, понижения самооценки и повышения агрессии; преодоление дистресс-синдрома, обеспечивает эффективность психопрофилактической работы. Проводимые психопрофилактические мероприятия помогут программам индивидуальной и групповой аутотренировки, аутогенным упражнениям, пропагандистским программам, направленным на коррекцию негативных социальных навыков и профилактику суицидального поведения.
Из психологической практики генезис поведенческих расстройств тесно связан с ухудшением социальных отношений подростков, изоляцией, отчуждением и, следовательно, является одной из основных задач психолого-педагогической поддержки. Это может привести к ликвидации отчуждения, вовлечению подростка в социальные отношения и успешному приобретению нового положительного опыта.
Литература:
- Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. — М., 1980. -105 с.
- Веселкова Е. А. Века Л. М. Психологические аспекти подросткого суицида: методическое пособие. –Барнаул, 2006–73 с.
- Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. — М., 1989. -114с.
- Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. 1994.
- Ефремов В. С. Основы суицидологии. –СПб., 2004.-479 с.
- Бешчева С. А. «Сложный мир подростка». Свердловск, 1984.