Негативное педагогическое влияние социальной среды на личность подростка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кадырова, М. К. Негативное педагогическое влияние социальной среды на личность подростка / М. К. Кадырова, Б. У. Расулов, О. Э. Эшмуратов, Д. Р. Юнусов. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11510/ (дата обращения: 23.11.2024).



Так как само слово «самоубийство» бесконечное число раз употребляется в нашей речи, то, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним.

Ключевые слова: злоупотребления, сложная действительность, сознает свои ошибки, применяется наблюдение,состояние ума индивидов,индивидуальных потребностях,внешнее выражение

Because word «suicide» the endless number of one times is used in our speech, then, it would seem, it is possible to bargain that exact sense him clear to each and determination of him from our side will be quite superfluous

Key words:abuse, difficult reality, is conscious the errors and vibrations, to be used supervision, state of mind of individuals, individual necessities, external expression

Семья — это важная ячейка общества, которая имеет особое социально-психологическое значение в воспитании человека и его развитии. Женщины выполняют функции матери и домохозяйки, участвуют в материальном обеспечении семьи, в профессиональной деятельности. Это ведет к ограничению того времени, которое мать тратит на воспитание своих детей. В каждой семье встают такие вопросы, как: «Вы знаете, что интересует сегодня вашего ребенка и чем он был занят, вы интересовались его планами на завтрашний день? Какова его успеваемость в школе?».

В результате, в семье складываются негативные психологические отношения и многие другие конфликтные обстоятельства. В процессе беседы с разведенными родителями становится понятно, что они словно «не слышат» причин суицидальных попыток, предпринятых их детьми. Иногда они, жалуясь на свою судьбу, со слезами на глазах утверждают, что они с утра до вечера работают, не покладая рук, для своих детей, для обеспечения их всем необходимым. Эта ситуация свидетельствует о том, что самим родителям необходима психологическая помощь. Конечно, семейные конфликты нередко случаются даже в самых благополучных семьях. Однако разница между ними состоит в том, что в некоторых семьях взрослые, выражая свои недовольство «конструктивным» образом, пытаются понять друг друга, стараются примириться, в других взаимные оскорбления портят отношения, и в семье исчезает семейное спокойствие и устойчивость эмоциональных отношений. Иногда же они вовлекают своих детей в скандалы. В худшем случае, эти ситуации ведут к возникновению у подростков психических нарушений, нервным расстройствам, напряженности, взаимным обвинениям и даже к попыткам покушения на свою жизнь в качестве последнего выхода.

Факторы, вызывающие состояния социальной дезадаптации у подростков, следующие:

1. Дисфункциональная семья;

2. Свойства личности подростка (особенности характера, моральные склонности, темпераментность, психические расстройства).

3. Уровень адаптации в образовательном учреждении;

4. Негативное психологическое влияние неофициальной социальной среды на личность подростка;

5. Социально-демографические мотивы;

Когда сложность взаимоотношений в разведенных семьях вызывает необходимость привлечения к психокоррекционным мероприятиям близких родственников, следует обратить внимание членов семьи, родственников на факторы, представляющие опасность для жизни подростка и его здоровья. Серьезные беседы о ценности жизни и её значении, проводимые в процессе психокоррекционных мероприятий среди суицидальных подростков, ведут к положительным изменениям.

Показатели группы риска среди подростков:

Потери среди родственников, связанные с их смертью (члены семьи, друзья). Потеря чувства самодоверия, социального авторитета, низкая самооценка;

— Потеря интереса к деятельности, которая раньше была для него важна, к другу и любимому человеку;

— Изменение свойств характера, возбуждаемость, беспокойство, апатия, быстрая смена настроений, отчуждение;

— Нарушение сна, бессонница, ранее пробуждение ото сна, кошмарные сновидения;

— Душевные нарушения, потеря сосредоточенности на уроках, сочетающееся с постановкой перед собой непреодолимых задач;

— Нарушение режима питания, отсутствие аппетита или обильное питание;

— Отсутствие самоконтроля, опасение возможности нечаянного нанесения вреда;

— Беззащитность, появление чувства ненужности («всем будет лучше без меня»);

— Чувство вины и пренебрежения по отношению к себе;

— Отсутствие цели на будущее (никогда не будет лучше, чем сейчас, я буду постоянно чувствовать себя так плохо);

— Употребление алкогольных и наркотических веществ;

— Проявление внешних и внутренних признаков суицидальных действий, опосредованное или непосредственное объявление о самопокушении;

— Возбуждаемость, гиперактивность, невоздержанность могут быть признаками скрытой депрессии;

Характерные особенности суицидальных поступков:

  1. Повторные мысли о самопокушении (суицидальная идеализация).
  2. Потеря аппетита при многих обстоятельствах. Депрессивное настроение, связанное с нарушением режима сна.
  3. Сильная зависимость от алкогольных или наркотических веществ.
  4. Депрессия, возникшая вследствие чувства отчуждения и одиночества, развивающаяся при покидании семьи или лишении средств поддержки.
  5. Беззащитность. Безнадёжность во взглядах на будущее. Эти обстоятельства могут выступать как главный фактор в случае суицидальной попытки.
  6. Подавляющее воздействие суицидального чувства, которое может препятствовать установлению социальных взаимоотношений.
  7. Размышления о своей жизни, которая якобы «никогда» не улучшится.
  8. Частые фатальные обобщения в речи, как-то «Нельзя терпеть такую жизнь», «Всем безразлично».
  9. Появление туннельного воображения, то есть, неспособность видеть положительные, яркие стороны жизни. Убеждение в возможности единственного пути выхода из возникшей ситуации.
  10. Наличие амбивалентных чувств, то есть, одновременного сочетания желания покушения на свой жизнь и жить дальше, выйти из создавшейся ситуации.

Возрождение стремления к жизни является целью суицидальной интервенции, предпринимаемой по отношению к самоубийцам.

Повышенная опасность суицида появляется под влиянием следующих факторов: повторные суицидальные попытки, наличие у подростка серьезных размышлений о самоубийстве, разработка плана самоубийства, если имеются намерения самоубийства.

Для предотвращения суицидальных актов, прежде всего, необходимо в процессе работы тщательно изучить внутренние переживания подростков и самым серьезным образом отнестись к каждому из них:

— Если, по вашему мнению, существует возможность, что подросток совершит суицидальный акт;

— Если подросток хочет поделиться с вами своими проблемами, не будьте равнодушными, безразличными по отношению к его мнению. Помните, что подростки редко обращаются к специалистам по поводу своей склонности к суицидальным попыткам!

— Если вы заметили, что подросток склонен к суицидальным действиям, поверьте в свою профессиональную интуицию, заслужите его доверие, чтобы он считал вас своим спасителем. Будьте внимательны к признакам, свидетельствующим о возможности самоубийства.

— Не уверяйте подростка в вашей способности помочь ему в тех сферах, о которых вы сами хорошо не осведомлены. Давая ему пустые обещания, не делайте, ещё более бессмысленным завтрашний день для него. Наоборот, вдохновляйте его веру в завтрашний день и в светлое будущее, говоря: «Ваши близкие обязательно ещё помогут вам разрешить эту проблему», «Все это вы ещё забудете», «Не стоит тревожиться по поводу этих проблем».

— Скажите подростку, что вы готовы помочь ему найти выход из этого положения, что нет необходимости держать эту проблему в секрете. Это особенно важно, когда жизнь подростка остаётся в опасности.

— Что бы вы ни имели в виду, во время беседы не забывайте о необходимости вашего собственного самоконтроля.

— Не забудьте вести беседу с подростком в искренних тонах. Постарайтесь определить, насколько серьезна суицидальная опасность. Не допускайте мысли о том, что эмоциональная, доверительная, искренняя беседа с подростком о его суицидальных устремлениях может привести к укреплению идеи о его самоубийстве. На самом деле, откровенное обсуждение с подростком его проблем с кем-либо может принести для него облегчение.

— Постарайтесь узнать предварительно, имеет ли подросток определенный план, подвергающей его жизнь опасности или нет.

— Постарайтесь уверить подростка, что есть люди, которые могут помочь ему в решении его проблем.

— Не старайтесь успокаивать подростка такими заверениями, которые подходят ко всем ситуациям, как-то: «Если вы сейчас хорошо выспитесь, завтра будете себя чувствовать замечательно» и др.

— Если вы хотите разговаривать с подростком о чувствах, которые охватывают его, то скажите, что не критикуете их.

— Посоветуйте подростку стараться управлять обстоятельствами в кризисных ситуациях, несколько раз подтверждайте, что имеются и другие пути разрешении возникшей ситуации.

— Постарайтесь найти человека, который может помочь подростку снизить степень душевного надрыва.

— Дайте ему понять, что его чувство безнадежности непостоянно, преходяще.

— Насколько тщательно был разработан план суицидального акта со стороны подростка, настолько более высока опасность для его жизни и здоровья.

— Однако не следует допускать, подросток говорит о самоубийстве случайно, что возможность его осуществления низка, поскольку подросткам присуща импульсивность, то есть, склонность действовать без тщательной разработки плана его реализации.

Следующее вопросы направлены на определение эмоционального состояния подростка, того, что чувствует подросток на данный момент:

— Вы имеете планы на будущее?

— Что вы планируете на следующую неделю?

— А на следующий месяц?

— Какие идеи вы имеете на будущее?

— Что надо предпринять, чтобы выйти из этого положения?

— Что вы думаете по поводу того, кто вам может помочь? Вы обращались к терапевту или ещё другому специалисту?

— Помогли ли вам эти встречи?

— Были ли в вашей семье разговоры о самоубийстве или попытки на самоубийства?

— Говорили ли ваши друзья о самоубийстве? Пытались ли они совершить самоубийство?

Задавая вопросы, для достижения естественности целесообразно предварительно провести практические занятия с коллегами. Вести беседу с подростком самоубийцей не легкий процесс, к нему необходимо быть готовым.

В некоторых случаях склонность к негативным эмоциям сохраняется у подростка для того, чтобы он мог скрыть свои настроения. Организация индивидуальных психологически-коррекционных мероприятий с такими подростками и привлечение к ним его родителей и родственников рассматривается как основной психологический механизм формирования его личности. Подросток начинает понимать, какой путь ему надо избрать в результате осмысления, осознания всего того, что он видит, и слышат вокруг себя. Этот процесс реализуется при помощи механизма личностного совершенствования и самосознания. Известно, что нововведения осуществляются на практике лишь преодолевая трудности и помехи в сознании людей.

Литература:

  1. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. — М., 1980. -105 с.
  2. Амбрумова А. Г. Роль личности в проблеме суицида. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. — М., 1981. -89 с.
  3. Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. — М., 1989. -114с.
  4. Ефремов В. С. Основы суицидологии. –СПб., 2004.-479 с.
  5. Конангук Н. В. О психологическом смысле суицидов// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 5.
  6. Ласый Е. В. Определение и критерии термина «парасуицид»// Вестник Белорусской психиатрической ассоциации. — 1997. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, семья, будущее, возникшая ситуация, жизнь, жизнь подростка, отношение, проблема, самоубийство, суицидальный акт.

Похожие статьи

Некоторые факторы преодоления суицидальных действий среди подростков

Так как самое слово «самоубийство» бесконечное число раз употребляется в нашей речи, то, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним.

Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы

В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое ...

Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса

Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...

Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Психологические особенности женщин с нарциссическими чертами личности

Проблема нарциссизма является крайне востребованной темой для изучения в современной жизни. С. Хотчкис пишет об этом явлении, как о болезни «Эта болезнь называется нарциссизмом, и она скрывается за многими социальными болезнями, поразившими Америку Х...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Адекватность репрезентации как фактор преодоления интерферирующего влияния родного языка

Руководствуясь идеей о том, что мысль репрезентируется в сознании в единстве, образного, эмоционального и знакового компонентов психики, в их специфическом соотношении, был разработан и проведен лабораторный эксперимент. Предъявление русскоязычных пр...

Особенности формирования личной идентичности в творческой образовательной среде

В работе представлены материалы исследования параметров идентичности в творческой образовательной среде, выполненного на базе Киношколы в городе Москве. Целью работы было изучение особенностей становления идентичности подростков в творческой образова...

Похожие статьи

Некоторые факторы преодоления суицидальных действий среди подростков

Так как самое слово «самоубийство» бесконечное число раз употребляется в нашей речи, то, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним.

Развитие толерантности у подростков в условиях средней образовательной школы

В статье раскрывается проблема толерантности в современном мире. Любой человек постоянно сталкивается с чем-то отличающимся от его картины мира, от его мировоззрения: то есть с другими нравами, привычками, определенными обычаями, поведением, которое ...

Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса

Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...

Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Психологические особенности женщин с нарциссическими чертами личности

Проблема нарциссизма является крайне востребованной темой для изучения в современной жизни. С. Хотчкис пишет об этом явлении, как о болезни «Эта болезнь называется нарциссизмом, и она скрывается за многими социальными болезнями, поразившими Америку Х...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Адекватность репрезентации как фактор преодоления интерферирующего влияния родного языка

Руководствуясь идеей о том, что мысль репрезентируется в сознании в единстве, образного, эмоционального и знакового компонентов психики, в их специфическом соотношении, был разработан и проведен лабораторный эксперимент. Предъявление русскоязычных пр...

Особенности формирования личной идентичности в творческой образовательной среде

В работе представлены материалы исследования параметров идентичности в творческой образовательной среде, выполненного на базе Киношколы в городе Москве. Целью работы было изучение особенностей становления идентичности подростков в творческой образова...