В статье представлен краткий теоретический анализ проблематики жизнестойкости подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дано определение понятиям «жизнестойкость», «трудная жизненная ситуация», описаны критерии нахождения подростка в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: жизнестойкость, подростки, трудная жизненная ситуация.
Современная кризисная политическая и экономическая ситуация отличается особой стрессогенностью, что не может не оказывать негативное воздействие на качество жизни молодого поколения россиян, которое сталкиваются с ранее неизвестными явлениями, кардинально трансформировавшими их обычный жизненный уклад.
В связи с изучением проблематики конструирования индивидуально-личностного ресурса совладания с труднейшими жизненными перипетиями, научный интерес для исследователей представляет жизнестойкость (Л. A. Александрова, Е. В. Соболева, С. Р. Мадди и др.) [1;9;12].
Впервые ввел понятие жизнестойкость в рамках его значимости рассмотрения как личностного феномена С. Мадди (S. Maddi): «hardiness» он видит посредством отображения психической стойкости и расширенной эффективности субъекта, обладающей тесной взаимосвязью с мотивацией к преодолению стресса [12]. Жизнестойкость им характеризуется в качестве принятия ответственности за происходящие события или перекладыванием ответственности на внешние обстоятельства.
Согласно C. B. Книжниковой, жизнестойкость не является целой системой убеждений, а скорее интегральной субъектной характеристикой, открывающей перспективные направления для получения ресурсов противостояния негативным средовым воздействиям, преобразовывая их в ресурсное личностное состояние и опыт [4, с.78]. Тогда как характер индивидуально-психологического реагирования на внешние стрессоры и фрустрирующие события имеют под собой детерминацию раскрытия шансов для саморазвития. Ведущие составляющие при этом жизнестойкости, по мысли C. B. Книжниковой, — это адекватная самооценка, волевые качества, социальная компетентность, коммуникабельность и связанные с нею навыки.
Е. В. Соболева считает, что жизнестойкость скорее относится к категории психологии, пополняющей разъяснительный потенциал феноменологического поля субъективной адаптации и стресс-совладеющего поведения [9, c. 106].
Особое значение жизнестойкость приобретает в момент возникновения в жизни субъекта трудностей, с которыми он не в силах справляться на основании только собственных личностных ресурсов.
Л. А. Коломеец понимает трудную жизненную ситуацию в качестве «ситуации, объективно нарушающей социальные связи индивида с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, субъективно воспринимаемая им как «трудная», вследствие чего возникает необходимость в поддержке и помощи социальных служб для разрешения трудностей» [5, с.13].
В структуру трудной жизненной ситуации включены участники, деятельность, в рамках которой осуществляются временные и пространственные аспекты; ее проживание субъектом жизненной трудности. Необходимо отметить, что участником трудной жизненной ситуации может стать любой человек.
Анализ литературы и мнений ряда ученых (Н. А. Дорожевец, Л. А. Коломеец, Н. Г. Осухова) по проблеме определения сути характеристик трудной жизненной ситуации позволяет выделить основные показатели: интенсивность (разрушительная сила воздействия на организм); продолжительность (острота стрессора и его длительность, временной промежуток); неподконтрольность ситуации влиянию со стороны субъекта; высокие требования к ресурсу адаптации [2;5;7].
Особенно трудно переживаются стрессовые ситуации в подростковом возрасте ввиду психо-физиологических особенностей периода. Подростковый возраст представляется наиболее кризисным и сложным для развития и формирования личности, в связи с чем, требует сформированности эффективных стратегий совладающего поведения [10].
В федеральном законеот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны четкие ориентиры для определения нахождения в трудной жизненной ситуации: подростки без попечения родителей; инвалиды; с ограниченными возможностями здоровья; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий; жертвы насилия; отбывающие наказание в воспитательных колониях; находящихся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях; в экстремальных обстоятельствах; подростки из семей малоимущих, беженцев и переселенцев; с отклонениями в поведении; а также подростки, которые не в состоянии справиться с травмирующими обстоятельствами самостоятельно или с помощью семьи [11].
Ведущими психологическими и социальными критериями, указывающими на попадание подростка в трудную жизненную ситуацию, по мнению А. И. Сальниковой, К. С. Шалагиновой, выступают: нарушение межличностных взаимоотношений, склонность к уединению, негативизм, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, агрессия, отклонения в поведении, пониженный эмоциональный фон, потеря интереса к обучению, депрессивные тенденции, систематические прогулы уроков, плохая успеваемость, суицидальные попытки, самоуничижение, нарушения сна, пищевого поведения продолжительный временной период, психосоматические жалобы (боли, усталость, сонливость), пренебрежительное отношение к собственной внешности. Также может иметь место увлеченность религиозными течениями, ранее не отмечавшимися, снижение когнитивных функций, отсутствие планов на будущее, раздражительность [8].
К характерным психологическим особенностям таких подростков Е. Ю. Кочетовой и К. С. Шалагиновой относятся: тревожность, агрессия, импульсивность, эмоциональная нестабильность, конфликтность [10].
Согласно данным Е. Ю. Кочетовой и К. С. Шалагиновой, большинство подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, применяют неэффективные стратегии преодоления, предпочитая тактику «избегание проблем» в 37 процентов случаев [6;10]. Поиск социальной поддержки и решения проблем, как адаптивные поведенческие стратегии (согласно интерпретации указанными авторами методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана ) , у 50 % респондентов выражены на низком уровне, что указывает на отсутствие у подростков стремления искать поддержку во внешнем мире и уход внутрь себя.
А. И. Сальникова и К. С. Шалагинова подчеркивают, что психическое и физическое самочувствие подростков детерминировано выбором конкретных копинг-стратегий на момент столкновения с психотравмирующей ситуацией [8]. В связи с этим должна организовываться социально-психологическая работа на уровне государства и социальных институтов с данной категорией с целью повышения качества жизни и социальной адаптации.
Выводы:
- Поддержание жизнестойкости как ресурсного состояния в неожиданно возникшей трудной ситуации представляет важнейший фактор, определяющий успешность выживания и жизнедеятельности индивида.
- Любого рода трудная ситуация ведет к нарушению деятельности, взаимоотношений, к негативным переживаниям, дискомфорту, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности, особенно в подростковом возрасте.
- Особую актуальность приобретает специализированная, целенаправленная деятельность по развитию у подростков компетенций, которые способствовали бы обеспечению конструктивного преодоления и эффективного совладания с трудными жизненными ситуациями. Формирования у них умений анализа ситуации, конструктивного решения, рефлексии, эмпатийности, толерантности, ответственности и пр.
Литература:
1. Александрова Е. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире /Л. А. Александрова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
2. Дорожевец Н. А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практикующего психолога. — 2013.
3. Дунаева Н. И., Серебровская Н. Е., Егорова П. А. Проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. — 2019.
4. Книжникова С. В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы: дис.канд. пед. наук. — Краснодар, 2005.
5. Коломеец Л. А. Особенности копинг поведения старшеклассников как стратегия преодоления жизненных трудностей // Теория и практика общественного развития. — 2013.
6. Кочетова Е. Ю., Шалагинова К. С. Модель формирования стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у современной молодежи: от обоснования к реализации и оценке эффективности // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019.
7. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. — М.: ИНФРА, 2012.
8. Сальникова А. И., Шалагинова К. С. Опыт работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации // Международный студенческий научный вестник. — 2018.
9. Соболева Е. В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. — 2014.
10. Шалагинова К. С. Опыт работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации // Международный студенческий научный вестник. — 2018.
11. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob/
12. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. — 1994.