В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиянию на создание здорового образа жизни студентов во внеакадемические часы. В современном обществе жизнь и здоровье человека определяются как высокие человеческие ценности. Они являются показателем цивилизованности и характеризуют общий уровень развития общества, что согласуется с концепцией здорового образа жизни. Данный феномен не возможен без его повсеместной пропаганды, тем более в студенческой среде как в образовательном процессе, так и вне времени академических занятий.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, спорт, физическое воспитание, профилактика.
Введение. Актуальность проблемы сохранения и развития духовного и физического здоровья обучающейся молодежи постоянно растет. Обусловлено это такими факторами, как радикальная социально-политическая трансформация общества, политические и экономические проблемы страны, глобальный экологический кризис, рост уровня заболеваемости граждан, снижение их работоспособности [3]. Особенно выраженное ухудшение физического, психического, умственного развития и работоспособности среди студенческой молодежи [2]. Следовательно, в процессе популяризации культуры здоровья и создания условий воспитания потребности у учащихся учреждений образования в здоровом образе ведения жизнедеятельности имеются существенные недостатки, одним из которых выступает несовершенство учебно-воспитательного деятельности и соответствующих пропагандивных и популяризаторских мероприятий в системе образования [1; 6].
Решающее значение в этом процессе играет сочетание работы по формированию у студенческой молодежи знаниевого компонента основ теории и методики физического воспитания и ведения здорового образа жизни с практическими занятиями физическими упражнениями [4]. С этой целью с ними следует проводить целенаправленную работу относительно формирования представления о важности физических упражнений как составляющей деятельности, направленной на здоровьесбережение.
Цель исследования. Осуществить теоретический анализ системообразующих компонентов педагогического руководства здоровым образом жизни учащихся в разных образовательных учреждений во внеаудиторное время.
Материалы и методы. Теоретические методы педагогического исследования.
Результаты и обсуждение. Эффективное достижение вышеуказанной цели образования по сохранению и развитию здорового образа жизни в студенческой среде, обеспечение безопасности их личности, возможно лишь при условии согласованных действий всех звеньев государственно-общественного управления [5]. Работа, направленная на обеспечение приобретения студентами потребности в здоровом образе жизни во внеаудиторное время, должна объединять две взаимосвязанные составляющие:
1) принятия ими положений здорового образа жизни (пропагандивная составляющая);
2) получение ими знаний, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного выполнения его требований (содержательно-информативная и практическая составляющие).
В качестве действенной стратегии приобщения студентов к регулярной дозированной двигательной активности выступает адресная подача программного материала, который учитывает предпочтения относительно мероприятий, которые направлены на реализацию процесса сбережения здоровья и повышение физического потенциала организма. Для популяризации данных мероприятий подходящим средством выступает представление жизнеутверждающих позиций известных личностей в области спорта и здорового образа, а также примеры на уровне личных контактов (знакомых, и друзей). Вследствие этого у студента возможно сочетанное формирование теоретических знаний на конкретизированных примерах, что представляет собой действенную мотивационную установку.
В качестве наиболее оптимальных средств, которыми может оперировать преподаватель по физическому воспитанию выступают физические упражнения во внеаудиторное время. Для этого преподавателю необходимо разрабатывать гибкий образовательных контент разнообразной направленности (упражнения, соревновательная и игровая деятельность), который, в условиях доступности, обеспечения безопасности и овладения основами техники, позволит студентам реализовывать свои двигательные потребности в доступное для него время.
Мотивационными установками при обеспечении здоровьесберегающей направленности досуговой деятельности учащихся образовательных учреждений выступают: направленность на физическое самосовершенствование; повышение самоэффективности (уверенности в своих силах); целенаправленное развитие в избранной спортивной деятельности; телесно ориентированные практики; этическое и эстетическое удовольствие от двигательной деятельности; активная досуговая деятельность; формирование воли при преодолении значительных нагрузок; профессионально-прикладное значение физической культуры и спорта.
Заключение. Главная идея исследования заключается в том, что эффективность созидательной работы по привлечению студентов к здоровому образу жизни зависит от слаженности работы преподавателей и формирования образовательного пространства здоровьесберегающей направленности как во время академических занятий, так и в перерывах между ними. Это обуславливает выбор преподавателями направлений для обеспечения усвоения студентами знаний о важности ведения здорового образа жизни во внеаудиторное время. И поэтому, чем оптимальнее будут подобраны организационно-методические основы, тем соответственно выше и эффективнее будет конечный результат для оздоровления студенческой молодежи. Для достижения этого необходимо сформировать у студенческой молодежи понимание необходимости соблюдения личностного здорового образа жизни, знания наиболее продуктивных путей и методов оздоровления, и овладение умениями и навыками по выявлению, отбору и применению здоровьесберегающей информации в жизни.
Литература:
- Бугайова Л. П., Стегней В. П. Педагогические аспекты формирования здорового образа жизни студентов нефизкультурных специальностей // Физическая культура в подготовке к профессиональной деятельности: материалы междунар. студенческой конференции. 2021. С. 233–237.
- Бутько А. В. Особенности формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями во внеаудиторной деятельности студентов учреждений высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 116–121.
- Кораблева Е. Н. Формирование потребности к самостоятельным занятиям физической культурой у студентов вуза // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2017. С. 41–43.
- Минигалиева А. З. Особенности и основные направления процесса формирования потребностей в здоровом образе жизни у современных студентов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 145–149.
- Михеева Т. М., Купцова В. Г. Формирования интереса студенческой молодежи к самостоятельным занятиям физическими упражнениями // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2018. С. 4046–4050.
- Стрижкова И. И., Светлова О. Е. Формирование у студентов потребности к здоровому образу жизни с помощью занятий различными видами физических упражнений // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2019. № 7(19). С. 16–22.