В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования «физической культуры» и культуры здоровья обучающихся в школе через самоотношение. Описывается сравнительный анализ реализации программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса». Сделан вывод о том, что для формирования «физической культуры» и культуры здоровья важную роль играет личностная самооценка. Выявлена закономерность: чем выше личностная самооценка обучающихся, тем выше уровень физической культуры и культуры здоровья.
Ключевые слова: культура здоровья, физическая культура, самооценка, самоотношение.
Актуальность. В современном обществе обращается внимание на развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Согласно концепции развития образования в области физической культуры учебный предмет «Физическая культура» является один основным видом культуры человека и общества, в основании которого лежит двигательная деятельность. Физическая культура в школе — это деятельность, направленная на развитие и совершенствование духовных, физических и интеллектуальных качеств обучающихся и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности. Несомненно, что самоотношение играет первостепенную роль в формировании культуры здоровья через занятия физической культурой и спортом.
Основными целями физкультурного образования обучающихся образовательных организаций принято считать:
– формирование знаний о культуре здоровья;
– формирование знаний о роли физической культуры в интеллектуальном развитии;
– ориентация школьников на саморазвитие, саморегулирование и самоконтроль в области физкультурной деятельности;
– непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор формирования культуры здоровья.
В связи с этим, поиск и разработка новых методик формирования физической культуры и культуры здоровья обучающихся, основанных на личностной самооценке, является актуальным вопросом теории и методики физического воспитания.
Обзор литературы. Согласно определению ведущих ученых в области физического воспитания (В. И. Ильинич, 2007; М. Я. Виленский, 1996), физическая культура предполагает свободное, сознательное самоопределение личности.
Формированию культуры здоровья уделяли внимание следующие ученые: Е. М. Беспаленко, Н. И. Лапин, М. Ю. Николаев, А. Г. Щедрина, А. С. Фетисов и др.
Таким образом, анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования: совершенствование педагогических основ формирования физической культуры и культуры здоровья обучающихся общеобразовательной организации на основе личностной самооценки.
Объект исследования: процесс физического воспитания в образовательной организации, ориентированный на формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся.
Предмет исследования: формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся на основе их личностной самооценки.
Научная новизна исследования в разработке программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса», направленных на формирование физической культуры и культуры здоровья.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся 1–9 классовМБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области. В седьмых, восьмых и девятых классах в эксперименте участвовали девочки, занимающиеся баскетболом как дополнительным видом спорта; юноши 6–10 классов, также занимающиеся баскетболом и мальчики, и девочки четвертых и седьмых классов, занимающиеся настольным теннисом. Исследование проходило в 2018–2019 году, программы продолжают реализовываться, и данные для описания исследования взяты из мониторингового среза.
В качестве метода исследования послужили авторские программы «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса».
Предполагалось, что использование самонаблюдения и самооценки, как компонентов самосознания, в процессе реализации данных программ позволит эффективно формировать у обучающихся физическую культуру и культуру здоровья.
В программы входили не только спортивные конкурсы, соревнования, тренировки, спортивные праздники, но и психологические упражнения (Николай Цзен, Юрий Пахомов «Психотехнические игры в спорте»). Книга посвящена использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции при занятиях физической культурой. Были выбраны упражнения, которые помогли школьникам научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и мышление, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми.
Результаты и их обсуждение
В результате реализации программ «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе» и «Влияние физической культуры на жизнь и здоровье учащихся 8 класса» было выявлено, что эффективное формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся будет обеспечено, если:
- Процесс формирования физической культуры и культуры здоровья у обучающихся выступает как часть целостного процесса физического воспитания общеобразовательной организации;
- Эффективность формирования физической культуры и культуры здоровья здорового является конечной целью процесса реализации программ и физического воспитания школьников;
- Суть методик, описанных в программах, заключается в использовании самооценки и самонаблюдения в процессе учебных занятий.
Выводы: формирование физической культуры и культуры здоровья обучающихся образовательных организаций зависит от мотивационно-потребностной сферы. Физическая деятельность возникает лишь в связи с наличием соответствующей мотивации. Мотив физической деятельности возникает не как внутренняя потребность субъекта, а как определенная потребность, как объект, побуждающий к действию. Т. е., для реализации программ очень важно учитывать мотивы, потребности и личностную самооценку. При высокой самооценке школьника возрастает значимость мотивации в продуктивности педагогического процесса. При низкой самооценке достижения результатов культуры здоровья будет проблематичным. Потребность как состояние диспозиции мотива связана с наличием чувства неудовлетворенности и активизирует организм, стимулирует его поведение на занятие физической культурой.
В педагогическом процессе преподавателем формируются убеждения разъяснение сути физического развития, причинно-следственных связей с культурой здоровья.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Спорт и физическая культура как профилактика авитальной активности учащихся. Сборник научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни» /под редакцией Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой/. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. — с. 314–316
- Ильин, И. А. Актуальные вопросы подготовки общественных физкультурных кадров для села / И. А. Ильин, Н. А. Соловьев // Актуальные проблемы развития физической культур и спорта: сборник Республиканской научно-практической конференции. 25 марта 2003 г. — Ижевск, 2003.– С. 22–24.
- Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С. Д. Неверковича. –М.: Физическая культура, 2006. — 528 с.
- Селевко, Г. К. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 144 с. (Энциклопедия образовательных технологий).
- Физическая культура студента: Учебник / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др.; Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2000— 385. — Рек. М-вом образования РФ для студентов вузов. — ISBN 5–8297–0010–7.
- Щедрина, А. Г. Здоровый образ жизни [Текст] / Л. Г. Щедрина. — Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.