Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

Прочее
25.06.2015
1427
Поделиться
Библиографическое описание
Гутарева, Н. Ю. Исследовательская культура будущих специалистов вуза / Н. Ю. Гутарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 1007-1009. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20648/.

Аннотация. Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации, технологизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу высшей школы и студентам. В связи с происходящими изменениями главной целью процесса образования сегодня стал переход од количественных показателей к качественным, обстоятельства требуют не просто высококвалифицированных педагогических кадров, но таких, которые могут самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, которые способны анализировать, синтезировать, обобщать и находить оптимальные решения, т. е. проводить исследовательскую деятельность в различных областях знаний.

Ключевые слова: исследовательская культура, мотивация, ценность, ценностные ориентации, рефлексия, деятельность.

 

Следует отметить, что особого внимания заслуживает формирование у будущего педагога именно исследовательских умений, что подтверждается требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Среди общих характеристик образованности специалиста выделяют навыки владения современными методами поиска, обработки и использования информации, умение ее интерпретировать и адаптировать в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность статьи обусловлена объективной необходимостью научного обоснования и создания системы подготовки к исследовательской работе и формирования умений и навыков исследовательской культуры будущих специалистов [10].

В рамках нашего исследования следует отметить тот факт, что феноменология культуры находится в плоскости извечных явлений. Общеизвестным является тот факт, что культура — это очень объемное и сложное понятие, которое встречается в различных областях науки, в частности философия, социология, культурология и др. Установлено, что педагогическая сущность данного феномена расположена в координатах общения, мышления и поведения личности. Подчеркнем, что именно педагог способен в значительной степени влиять на культурное развитие обучаемых, а поэтому особого внимания заслуживает процесс формирования и всестороннего развития культуры как личностно-профессионального качества будущих специалистов начиная с их подготовки в высшей школе [6].

Актуальность проблемы развития у будущих специалистов исследовательской культуры, прежде всего связана с тем, что объектом взаимодействия педагога выступает не предмет, а человек, как личность. Педагог является неотъемлемым звеном в процессе формирования, как общей культуры студента, так и исследовательской в частности, которая объединяет и студентов, и педагогов, и научных работников, а также социум в целом [5].

В связи с этим современное общество требует подготовки такого педагога, который активно развивал как свои личностные качества, профессионализм, так и общую и исследовательскую культуру. Именно поэтому педагог-филолог, как системообразующий фактор педагогического влияния на подрастающее поколение и представитель особого вида профессий — “человек-человек”, должен иметь системные знания, умения и навыки исследовательской культуры, т. к. она проявляется не только в работе с текстом, но и в непосредственном взаимодействии с людьми [4].

Актуальность данной проблемы так же подтверждается прогрессирующей динамикой культурной деградации в ценностно-смысловой сфере значительной части молодежи. Должны констатировать тот факт, что современная молодежь сегодня редко обращается к классическим произведениям и еще реже может правильно интерпретировать его, она не тяготеет к идеалам книжных героев, не увлекается классической музыкой, не стремится стать высокоморальной и культурной, а основным мотивом для индивидуального прогресса и развития является материальный стимул. Такие внутренние процессы как саморазвитие, самосовершенствование, творческая и профессиональная самореализация сегодня отошли на второй план. Именно поэтому мы хотим обратить особое внимание на важность развития мотивационно-ценностного компонента исследовательской культуры будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.

Целью нашей статьи является конкретизация основных компонентов исследовательской культуры будущих филологов, а так же более подробный анализ мотивационно-ценнностного компонента исследуемого феномена.

Исследовательская культура педагога — это сложное динамическое образование, которое проявляется в единстве внутренней, духовно-психологической, и внешней, практической, деятельности. Исходя из принципа единства человека, культуры и деятельности, по нашему мнению, следует выделить те компоненты личности, через развитие которых можно наиболее детально проследить становление и развитие исследовательской культуры, а именно: мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты [1].

Рассмотрим вышеупомянутые компоненты исследовательской культуры более детально. Так, мотивационно-ценностный компонент является базовым для формирования деятельностного и рефлексивного, что объясняется прямопропорциональной зависимостью положительного результата от наличия мотивов, ценностей и внутренних установок личности. Следует отметить, что деятельностный подразумевает овладение студентами конкретными операциями, которые обуславливают развитие и активизацию исследовательской культуры, которая развивается и совершенствуется в процессе научно-исследовательской работы. Рефлексивный компонент в свою очередь включает рефлексивную культуру и исследовательскую рефлексию, целью которых ― развитие умений самоанализа, самосовершенствования и объективной оценки собственной деятельности [2].

По нашему мнению, мотивация ― это главная движущая сила человека, она подталкивает его к активным действиям, стимулирует к движению вперед и к творческому развитию и совершенствованию. Она проявляется по средством импульсов, которые являются катализатором действий студента. Именно отсутствие мотивов либо не достаточная мотивация и есть главной, по нашему мнению, преградой на пути к формированию всесторонне развитой личности, на пути совершенствования собственных профессиональных и личностных качеств. В результате этого педагог утрачивает желание к систематической щепетильной работе над собой, к поиску альтернативных решений проблем, к использованию инновационных методов и средств обучения, к научно-исследовательской работе и т. д. Именно это и подтолкнуло нас к рассмотрению феномена «мотив», как движущей силы, которая стимулирует будущих педагогов-филологов развивать себя как исследователя, формировать исследовательские умения, навыки и культуру, которые в дальнейшей работе станут компетентными учеными-исследователями [3].

“Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а так же о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой” [10. С. 12–13]. Таким образом, в общем смысле суть феномена “мотив” ― это импульс, побуждение к действию. В психологии мотив понимают, как материальный или идеальный “предмет”, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, чтобы при помощи мотива удовлетворить конкретные потребности субъекта [7. С. 274].

 

Литература:

 

1.             Антоненко Т. Л. Психологические основы с точки зрения ценностно-смысловой сферы в процессе профессионального становлення личности студента. // Педагогика и психология. — 2009. № 4 (65). С. 26–36.

2.             Божович Л. И. Избранные психологические труды / ред. Д. И. Фельштейн. ― М.: 1995. — 356 с.

3.             Дичек Н. П. Ценностный выбор В. О. Сухомлинського: аксиологическая драма педагога// Педагогика и психология. 2010. № 1 (66). С. 14–25.

4.             Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород., 1993. ― 276 с.

5.             Клакхон K. Изменения в ценностных ориентациях. —М.:, 1961. 450 с.

6.             Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.:,1975. — 304 с.

7.             Большой психологический словарь. / Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. ― М.: Прайм-Еврознак, 2003. ― 637 с.

8.             Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП “Издательство магистр”, 1997. ― 224 с.

9.             Тугаринов В. П. Избранные философские труды. — Л.:, 1988. ― 344 c.

10.         Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. — М.:, 1973. ― 245 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
исследовательская культура
мотивация
ценность
ценностные ориентации
рефлексия
деятельность

Молодой учёный