Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.11.2021

Статья просмотрена: 640 раз

Библиографическое описание:

Кропотова, М. Ю. Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов / М. Ю. Кропотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85387/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор раскрывает необходимые мотивы выбора профессии как будущие механизмы, побуждающие к успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, мотивы выбора профессии, мотиватор.

Выбор профессии — сложный и долгий мотивационный процесс. Именно от правильного выбора профессии во многом зависит общая удовлетворенность человека своей будущей жизнью.

Профессиональная мотивация будущего педагога представляет собой систему внутренних осознанных и неосознанных мотивов индивида к учебной и профессиональной деятельности. Без внутреннего побуждения сложно изучать профессиональные дисциплины соответствующего профиля выбранной профессии.

Будущие мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно условно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Все три группы мотивов взаимосвязаны. Мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, они в свою очередь ведут к мотивам выбора места работы [3, с. 270].

Мотивы трудовой деятельности складываются из побуждений к труду. Все побуждения можно разделить на три группы. Первые побуждения человека носят общественный характер — это осознание человеком необходимости приносить пользу обществу, так как индивид является социальным существом и общественное одобрение ему необходимо. Также человеком движет побуждение в получении определенных материальных благ для себя. И третье побуждение — удовлетворение потребности в самоактуализации. Человек является не только потребителем, но и созидателем. Ему необходимо и общественное признание и уважение.

Трудовое воспитание школьников должно состоять из формирования и закрепления данных мотивов. Без помощи взрослого поколения, которое выступает образцом для подражания, сложно представить, как подросток сам их сформирует у себя.

Мотивы трудовой деятельности реализуются в выбранной профессии. Осознанный выбор профессии осуществляется из социальных ценностей. Это может быть престиж будущей профессии или просто интерес к ней. Иногда интерес к профессии подкрепляется родственниками, друзьями или образом профессии из фильма. К сожалению, такой интерес поверхностный и его недостаточно для полной картины. Многие, руководствуясь такими мотивами, могут разочароваться в будущем, когда столкнуться со сложной интеллектуальной нагрузкой, изучая основы выбранной специальности.

Многие студенты педагогических вузов именно такими мотивами выбора профессии и руководствовались. Дополнительно на этот выбор мог повлиять образ воспитателя детского сада или учителя в школе. Если педагогам из детства легко удавалось организовать класс, все понятно объяснить у многих подростков складывалось впечатление, что это легкая профессия. Многим сложно осознать и в зрелом возрасте, что профессия педагога одна из самых сложных, а образовательные стандарты педагогических специальностей одни из самых сложных в освоении. Не многие заканчивают педагогические вузы и потом идут работать по специальности. И здесь важно не «выживать» все 5 лет обучения, а «проживать» свой образовательный путь, получая важные профессиональные и жизненные уроки.

После завершения обучения следующим важным шагом в удовлетворении потребности своей будущей профессиональной жизни, является мотивы выбора места работы. Здесь речь должна идти о «внешних» и «внутренних» факторах (мотиваторах), которые рассматриваются человеком в процессе принятия решения — куда лучше пойти работать [3, с. 272]. Закрепление данных мотивов зависит от удовлетворенности стилем руководства, коллективом, а также заработной платой и организацией труда.

В исследованиях В. А. Ядова, и А. Г. Здравомыслова показаны изменения роли мотивационных факторов при увеличении стажа у рабочих. Для молодого рабочего (до 30 лет) самыми важными факторами, являются возможности продвижения по работе и разнообразие труда. У рабочих старше 30 лет эти мотиваторы меняются местами [2]. С возрастом повышается роль санитарно-гигиенических условий труда, человек становится более чувствительным к недостатку комфорта. Взаимоотношения с администрацией для рабочих старше 30 лет менее значимы, это объясняется повышением их престижа как профессионалов [4, с. 213].

В зависимости от того, что преследует мотиваторы, какие задачи они решают, можно выделить типы мотивирования. Вершловский С. Г. выделяет два типа: первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы.

Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами [1, c.41–47].

Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Потребности формируются под воздействием внутренних и внешних факторов. Первые представляют собой систему ценностей работника, в которую входят его идеалы, увлечения, склонности, мечты и другие компоненты, характеризующие внутренний душевный мир человека. Эти ценности в процессе жизни человека становятся относительно устойчивыми и определяющими в ситуациях сложного личностного или профессионального выбора.

Ценности представителей разных профессий отличаются определенной спецификой. Так, С. Г. Вершловский выделяет особую группу ценностей, обусловленных педагогическим трудом, к которым относит, например, возможность общаться с людьми, преподавать любимый предмет [1, с. 67].

Таким образом, мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов складывается из нескольких составляющих: профессионально-познавательный интерес, как источник мотивации; внутреннее профессиональное намерение, как направление и напутствие к учебе и деятельности; мотив достижения, ведущий личность к самоактуализации и самореализации.

Литература:

  1. Вершловский, С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. — М: 1987. — 184 с.
  2. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М: Политиздат, 1986. — 223 с.
  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — Спб: Питер, 2000. — 512 с.
  4. Ядов, В. А. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа: Социологическое исследование. — М: Мысль, 1967. — 392 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тип мотивирования, трудовая деятельность, мотив, мотив выбора места работы, мотив выбора профессии, выбранная профессия, закрепление данных мотивов, профессиональная деятельность, удовлетворение потребности.


Ключевые слова

мотивация, мотивы выбора профессии, мотиватор

Похожие статьи

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Исследование мотивационного потенциала сотрудников организации

Статья раскрывает актуальные вопросы, связанные с мотивационным потенциалом организации. Рассмотрены сущность и методы мотивационного потенциала, условия эффективного управления мотивацией.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Похожие статьи

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Исследование мотивационного потенциала сотрудников организации

Статья раскрывает актуальные вопросы, связанные с мотивационным потенциалом организации. Рассмотрены сущность и методы мотивационного потенциала, условия эффективного управления мотивацией.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Задать вопрос