Научно-исследовательской деятельности студентов рассматривается как условие их профессионального становления; в качестве побудительной силы деятельности выступают мотивы и потребности личности будущего педагога. Приводятся данные анкетирования, на основе которого выявляются мотивационно-потребностные ориентации студентов в занятии научно-исследовательской деятельностью.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, мотивы, потребности, высшее педагогическое образование.
В процессе современного реформирования системы образования особенно пристальное внимание уделяется модернизации системы профессионально-педагогического образования. С переходом на компетентностную модель обучения изменяются требования к подготовке будущих педагогов. Показателем качества подготовки студентов сегодня является формирование целостной личности, обладающей субъектной позицией и способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и творческому подходу к профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим подготовка специалистов в системе высшего педагогического образования характеризуется усложнением и углублением профессионального развития студентов, определяющаяся тем, что с одной стороны, необходимо организовать освоение педагогической профессии в рамках стандартизированных образовательных программ (ФГОС ВПО), с другой — активное поэтапное включения студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность на современном этапе развития системы высшего образования приобретает все большее значение, так как позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности будущего педагога.
Исследовательская деятельность студентов является необходимым условием и средством их профессионального самоопределения и становления, выступает как часть целостного, длительного, динамического процесса вхождения в профессию и как результат выбора и проектирования ими предстоящей профессиональной деятельности [2, с.20].
Исследовательская деятельность направлена не на воспроизведение, а на получение новой информации, обогащающей общественный опыт. Действия приобретения опыта путем собственного исследования направлены сначала на добывание опыта, и только потом на усвоение этого опыта. Исследовательская деятельность строится в соответствии с сознательно формулируемыми правилами, определяющими алгоритм действий, ведущих к установлению истины [7, с.110].
В соответствии с положениями Стратегии государственной молодежной политики в РФ до 2016 г. научно-исследовательская работа студентов в вузе способствует:
- успешной адаптации современной молодежи в изменяющейся социально-экономической сфере страны;
- развитию инновационного мышления будущих специалистов;
- успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав;
- участию молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей [6].
Научно-исследовательская деятельность студентовпедагогического вуза понимается как процесс профессионально-творческого становления личности будущего педагога, состоящий в развитии способностей к научному и педагогическому творчеству; умений и навыков индивидуального и коллективного решения творческими методами профессиональных и социальных задач, связанных с модернизацией образования [1, с.51].
В качестве основной характеристики необходимо обозначить творческий аспект научно-исследовательской деятельности, стимулирующую функцию в развитии творческого потенциала личности, в ее творческом отношении к будущей профессиональной деятельности. Исследовательская деятельность дает импульс к развитию познавательных способностей образовательного субъекта, тем самым стимулирует личностное и профессиональное саморазвитие и способствует становлению потребности в непрерывном образовании в течении всей жизни.
Отметим, что для осуществления студентом научных исследований ему необходимо обладать определенными способностями, которые в совокупности определяют его готовность к осуществлению данного вида деятельности. Вслед за Н. К. Сергеевым, мы рассматриваем готовность, как непрерывное обогащение профессиональных возможностей и личностных качеств в соответствии с идеалами культуры, нравственности и профессионализма [5, с.17]. При этом в качестве одного из важнейших условий готовности студентов к научно-исследовательской деятельности выступает положительная мотивация.
Вместе с тем, исследователи отмечают недостаточную сформированность мотивационного компонента участия значительной части студенческого контингента педагогических вузов в научно-исследовательской деятельности на уровне осознания ее значимости для подготовки к будущей профессии [1, с.8].
В соответствии с теорией деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев) любая деятельность побуждается и направляется мотивом, а источником побудительной силы мотива выступают актуальные потребности [4]. В связи с этим задачей нашего исследования явилось выявление мотивационно-потребностных ориентаций студентов в занятии научно-исследовательской деятельностью.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению [3, с.89].
Мотивация является ведущим фактором активности личности, побуждения к осуществлению любого вида деятельности. В частности, эффективное взаимодействие субъектов в системе образования невозможно без учета особенностей их мотивации, т. к. в основе одинаковых действий могут лежать различные причины, побудительные источники действий могут быть разными, в зависимости от разнообразных внешних и внутренних факторов.
С целью решения задачи исследования нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 94 студента Волгоградского государственного социально-педагогического университета, проявляющих себя в какой-либо форме научно-исследовательской работы: подготовка докладов, участие в студенческих научных мероприятиях, работа в студенческих научно-исследовательских объединениях и проблемных группах.
При помощи анкетирования определялись: основные стимулы, побуждающие к занятию исследовательской деятельностью; информированность студентов об организации системы НИРС в университете; осознание студентами потенциала научно-исследовательской деятельности в достижении качества профессионально-педагогической подготовки; субъективно осознаваемые трудности, препятствующие реализации научно-исследовательской деятельности.
Анализ анкет выявил наиболее типичные ответы на поставленные вопросы:
- Занимаются научно-исследовательской деятельностью с целью написания выпускной квалификационной работы 30 % опрошенных; 28 % студентов в качестве цели выделяют интерес к данному виду деятельности; 18 % видят цель в саморазвитии и повышении профессиональной квалификации;
- На вопрос о том, что побудило их заняться научно-исследовательской деятельностью 52 % респондентов назвали предложение научного руководителя; 30 % — потребность в познании и детальном изучении интересующей проблемы; 7 % — потребность в личностном росте;
- 64 % респондентов знают о разнообразных формах НИРС университета и постоянно интересуются изменениями в системе ее организации; 32 % знают о формах НИРС, в которых принимают(ли) участие, интересуются развитием данной системы нерегулярно;
- Научно-исследовательскую деятельность студенты определяют как: открытие чего-то нового; решение актуальных проблем науки и общества; детальное изучение определенной области науки; написание научной работы; деятельность человека, направленную на развитие компетенций, необходимых в определенной сфере науки;
- 95 % опрошенных считают, что научно-исследовательская деятельность очень важна в работе педагога, т. к. способствует саморазвитию и самосовершенствованию (35 %), углублению и расширению знаний (30 %), повышению уровня профессиональной квалификации (23 %);
- Среди условий, способствующих занятию научно-исследовательской деятельностью в педагогическом вузе студенты выделили компетентность научного руководителя (65 %), организацию конференций (65 %), наличие современной научно-технической базы и свободный доступ к ней (30 %), наличие научно-исследовательских объединений в вузе (15 %);
- Мешают в занятии научно-исследовательской деятельностью студентам следующие обстоятельства: недостаток времени для научно-исследовательской деятельности в связи с занятостью на работе (23 %) и учебной нагрузкой (15 %), недостаточно развитая материально-техническая база (15 %), слабое финансирование научно-исследовательской работы студентов и научного руководства преподавателей (15 %).
Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что в занятии научно-исследовательской деятельностью у студентов недостаточно развиты познавательные и профессионально-ценностные мотивы. Большая часть будущих педагогов не испытывает самостоятельной потребности заниматься исследовательской деятельностью, для этого требуется внешний стимул. Очень важной для них является поддержка извне, способствующая актуализации мотивов исследовательской деятельности. У студентов не сформировано четкое представление о научной деятельности и ее значимости в работе педагога, представления о ней достаточно общие и неполные.
В связи с этим важным направлением развития образовательной системы педагогического вуза является широкое вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность через формирование у них мотивационно-потребностной сферы и осознания данного вида деятельности, как неотъемлемой части профессионального становления. По нашему мнению, способствовать этому наилучшим образом может интеграция учебной и научно-исследовательской работы студентов, которая предоставит будущему педагогу возможность включаться в творческий поиск с учетом его потребностей и современных требований к подготовке квалифицированного специалиста.
Интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности является средством профессионально-личностного становления субъектов педагогического процесса через развитие мотивационной, интеллектуальной, ценностной сфер личности, а также через реализацию творческого потенциала. В результате интеграционных процессов формируются психические новообразования, а также развивается новая структура деятельности.
Литература:
1. Галиуллина Ф. Ш. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: дис.... канд. пед. наук. — Казань, 2003. — 212 с.
2. Гирфанова Е. Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы: автореф. дис.... канд. пед. наук. — Казань, 2005. — 23 с.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высших и средних пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
5. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: методол. семинар памяти проф. В. С. Ильина. — Волгоград, 1997. — Вып. 4. — С. 16–21.
6. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г. От 18.12.2006. № 1760-р.
7. Торгашина Т. И. Научно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческого потенциала: дис.... канд. пед. наук. — Волгоград, 1999. — 209 с.