В статье описывается опыт приобщения учащихся к исследовательской деятельности на занятиях по физике. Автором перечисляются направления формирования исследовательской компетенции, этапы, условия эффективности и результативности, предпочтительные для данного возраста темы исследовательских работ, даются конкретные рекомендации, соответствующие развиваемой в статье концептуальной схеме.
Ключевые слова: приобщение, обучение физике, исследовательские умения, творчество учащихся, научная работа школьников.
The article describes the experience of students’initiation to researches in the physics classroom. Author deals with the directions of research competence forming, stages, conditions of efficiency and effectiveness, research topics which preferred for the appropriate age, provides specific recommendations that developed by the relevant conceptual scheme.
Key words: initiation, teaching physics, research skills, creativity of students, research work of students.
Современные перспективы развития образования предполагают динамичный процесс развития обучающегося, направленный на становление системы научных знаний и практических умений, ценностных ориентиров, которые позволяли бы учащемуся найти своё собственное место в обществе. Именно поэтому, основной целью является развитие творческих способностей детей, их планомерная подготовка адекватному поведению в окружающем мире, к самостоятельности и независимости: дать возможность сориентироваться в общественных отношениях, реализовать свой личностный потенциал, стать нужным соотечественникам [1].
Общеобразовательная школа всегда формировала интегративно-целостную универсальную систему знаний [2], предлагала обобщённый опыт самостоятельной деятельности и личной оценки детей, говоря по-современному, — ключевые компетенции, определяющие настоящее содержания образования. К числу компетенций, формируемых в системе общего образования, по мнению профессионалов должна относиться и исследовательская компетенция [3]. Значительный вклад в обсуждение этой проблемы вносят и преподаватели предметов гуманитарного цикла [4].
Решение задачи формирования исследовательской компетенции сегодня осуществляется в рамках двух (либо самостоятельных, либо взаимосвязанных) направлений:
- исследовательская деятельность в рамках учебной работы в школе;
- исследовательская деятельность во внеучебное время.
Мы воспитываем мыслящего, ориентированного на получение всё новых и новых знаний, образованного, гармонически развитого, творческого человека, способного добывать свои знания максимально самостоятельно.
В связи с этим появляются следующие задачи:
- нам необходимо ежедневно развивать творческие способности учащихся и вырабатывать у них исследовательские навыки;
- мы направляем процесс обучения на становление аналитического, критического, абстрактного естественнонаучного мышления учащихся при выполнении учебных исследований;
- предварительное выявление одарённых учащихся с последующей реализацией их творческого потенциала;
- последовательное развитие самостоятельности при поиске и проработке специальной литературы, при выполнении наблюдений, экспериментов;
- формирование умения отстаивать собственное мнение;
- регулярные выступления на конференциях;
- формирование ответственности за выполнение исследования;
- самостоятельная формулировка значимости выполненной работы;
- помощь в выборе жизненного пути. [5]
Заниматься учебной и научной деятельностью в современной школе далеко не просто. Имеется огромное количество помех этому благородному делу. Из опыта могу заявить, что исследовательская деятельность гораздо более эффективна во внеурочное время. Она позволяет свободно искать информацию, проводить систематические наблюдения, элементы экспериментальной работы (при наличии желания и соответствующего оборудования).
Приобщение учащихся 5–7 классов к исследовательской работе начинается с мотивации. Мотивацию и потребность в исследованиях надо искать в естественной любознательности и любопытстве подростков. Деятельность подростка, в особенности в начале, должна быть направлена на достижение простых и понятных целей.
В организации исследовательской работы для учащихся 5–7 классов большое значение имеет отбор рабочего материала, который должен строго соответствовать научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, связи теории с практикой.
Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, мы так организоваем овладение творчеством, чтобы, с одной стороны, не разочаровать учащегося непостижимыми задачами, а с другой стороны, не упростить до элементарности. Важно также, ориентируясь на уровень знаний, дать школьникам возможность использовать и развивать свои способности. Ребята постепенно приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, и у них имеется возможность опубликовать результаты в научных сборниках.
Учитель определяет содержание исследовательских заданий, формируя их:
1) простыми по содержанию и доступными для понимания,
2) соответствующими возрасту учащихся;
3) разнообразными по содержанию;
4) интересными по замыслу занимательными;
5) разнообразными по форме;
6) раскрывающими научные основы явлений природы [6].
Исследовательский проект начинается с формулировки темы, и это не одномоментный процесс. Тема выбирается по рекомендации научного руководителя, совету родителей или самостоятельно. Часто темы, предлагаемые учениками, им не по силам, и в этом случае учителю необходимо помочь ученику почувствовать реальность его возможностей.
Далее вместе с юным исследователем составляется план исследования — цель, этапы, сроки, планируемые результаты, побочные эффекты.
Трудности вызывают:
- выявление главной проблемы исследования;
- формулировка целей и задач, объекта и предмета исследования;
- отбор материала и его структурирование;
- соответствие объёма работы реальности.
Занимаясь исследовательской работой, учащиеся готовятся экспериментально и теоретически: составляют доклад по проблеме, изучают методику экспериментальной деятельности, ведут журнал наблюдений, анализируют полученные результаты, готовят презентацию на школьную научную конференцию.
Невозможно научить ученика исследовательской работе рассказами о ней, пусть даже и занимательными. Результативность зависит от практической деятельности ученика. Учитель постоянно, но ненавязчиво наблюдает за учеником и ходом его работы. В ходе такого наблюдения учитель осуществляет текущий контроль. Однако, этот контроль не должен быть слишком очевидным, иначе интерес школьников к самостоятельному исследованию пропадет.
Нужно приучить ученика к самоконтролю — ведь научная работа требует умения контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Кроме того, необходимо выработать и навыки самостоятельно проанализировать свои действия, с непременным тщательным детальным разбором положительных и отрицательных действий.
В качестве примера приведу несколько тем исследовательских работ учащихся, представленных ими на научно-практических конференциях «Я — исследователь», «Интеллектуалы XXI века», «Шаг в будущее. Юниор» на школьном, региональном и Российском уровне:
- исследование производительности винта Архимеда на основе модели (6 класс);
- модель и принцип действия гидравлической турбины(5 класс);
- модель и условия плавания подводной лодки (6 класс);
- электромагнитная индукция и ее применение(2 класс);
- исследование зависимости скорости реактивного движения от вида топлива и диаметра сопла(6 класс);
- установка для демонстрации электрической проводимости пламени свечи (5 класс);
- исследование зависимости глубины погружения тела от его веса (5 класс);
- изучение статистических и динамических закономерностей идеального газа на примере компьютерной модели (7 класс).
Во всех предложенных темах учащиеся конструировали и изготавливали приборы, с помощью которых проводилось исследование. Написанные работы востребованы, приборы применяются при демонстрации физических явлений и процессов на уроках физики, что стимулирует появление различных видов устойчивых внутрипредметных связей [7].
Научно-исследовательская работа позволяет каждому выявить хотя бы некоторые из своих талантов [8]. Дело педагога — создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Имеется огромный и разнообразный практический опыт формирования исследовательских умений, накопленный практикующими учителями [9]. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т. е. не являются пассивными потребителями информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
Литература:
1. Алексеева Л. Н., Копылов Г. Г., Марача В. Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей //Исследовательская работа школьников. — 2003. № 4. — С. 25–28.
2. Яворук О. А. Дидактические перспективы универсального знания //Вестник Югорского государственного университета. 2012. № 2 (25). С. 103–106.
3. Рогова О. Б. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника /О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина; ПетрГУ. — Петрозаводск, 2001. 32 с.
4. Кучина Т. Г. Организация исследовательской деятельности школьников по литературе //Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. № 2. С. 334–336.
5. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании //Школьные технологии. — 2004. № 4. С. 82.
6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
7. Искандеров Н. Ф., Яворук О. А. Виды внутрипредметных связей в школьном курсе физики //Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 161–163.
8. Ялышева Л. В. Исследовательская деятельность — условие развития творческой личности //Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 5. С.24–32.
9. Андрющенко В. А., Яворук О. А. Специфика организации исследовательской работы учащихся по физике с экологической тематикой //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 8. С. 13–24.