Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности
Автор: Водопьянова Татьяна Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 1642 раза
Библиографическое описание:
Водопьянова, Т. М. Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности / Т. М. Водопьянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3684/ (дата обращения: 16.11.2024).
Нет ничего такого сложного, что невозможно было бы исследовать.
Эрнест Хайне
В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Поэтому обучающихся надо готовить к тому, что полученные знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Важную роль в развитии и реализации творческих способностей играет научно — исследовательская деятельность.
В БОУ г. Омска «СОШ № 142» более 20 лет ведется работа по данному направлению. Целью научно–исследовательской работы с учащимися является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Для реализации цели поставлены следующие задачи: формировать интересы, склонности учащихся к научно–исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований; развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений; развивать умения самостоятельно, и творчески мыслить, использовать их на практике; способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Одним из условий успешной социализации личности является работа с одаренными детьми, осуществление этого возможно только с включением их в творческую деятельность. Благоприятные условия для одаренных детей создает предпрофильная подготовка обучающихся и профильное обучение старшеклассников. Но даже в профильных классах при организации научно-исследовательской деятельности учитель сталкивается со следующими трудностями:
слабое владение обучающимися методологией научных исследований, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;
большая загруженность учащихся, отсутствие времени;
преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих в противоречия с исследовательскими методами.
Следовательно, формирование и развитие исследовательских умений напрямую зависит от того, насколько сформированы элементарные умения и навыки, составляющие операционный компонент исследовательского умения, а также от того насколько сформированы у учащихся исследовательские знания, используемые в умении оперировать исследовательскими терминами и понятиями. С целью преодоления указанных противоречий, начиная с 6 класса работаю над терминологией и понятиями используемыми при формировании исследовательского умения. В программе В. Пасечника в учебнике 6класса в качестве закрепления учебного материала приведено достаточно много различных примеров экспериментальных опытов. Используя описания приведенных опытов, даю задание обучающимся описать его по следующему плану:
Оборудование и материалы, используемые для проведения опыта
Условия необходимые для проведения опыта
Как протекает данный опыт (ход опыта)
Результат опыта
Вывод
Отработку исследовательского умения рассмотрим на примере темы «Дыхание растений» (Программа В. Пасечника). Класс делится на 3 варианта. Каждый вариант получает одинаковое задание: используя рисунок 122 (вариант 1 –рисунок 1, вариант 2 –рисунок 2, вариант3 –рисунок 3), опишите ход опыта в соответствии с таблицей:
Задания |
1 вариант |
1. Перечислите оборудования и материалы необходимые для проведения опыта |
1. Стеклянная бутылка бесцветная, прозрачная 2. 30–40 семян 3. Свеча 4. Проволока 5. Пробка 6. Известковая вода 7. Стакан 8. Спички |
2. Условия необходимые для опыта |
Семена должны быть проросшими, набухшими |
3. Ход опыта |
Зажженную свечу, прикрепленную к проволоке опустить в бутылку |
4. Результат |
Свеча гаснет. Известковая вода мутнеет |
5. Вывод |
В банке присутствует углекислый газ, кислорода нет. Следовательно, семена дышат кислородом, а выдыхают углекислый газ |
В качестве домашнего задания предлагаю выполнить опыт, о котором также говорится в данном параграфе, но полное описание его отсутствует:
Если вместо бутылок взять термос, хорошо сохраняющей тепло, то, опустив в него термометр, легко заметить повышение температуры. Эта часть энергии при дыхании выделилась в виде тепла.
Предлагаю детям проделать дома опыт с разными семенами, заполнить таблицу, более подробно описать полученный результат.
Постепенно осуществляю переход от заданий с точными предписаниями учителя, к постепенному увеличению доли самостоятельности при планировании и проведении эксперимента. Выполнение эксперимента в домашних условиях может оказаться более комфортным для учащихся, так как при этом они не связаны временными рамками, и это дает возможность каждому ребенку работать в своем темпе и на определенном уровне. Систематическая, последовательная работа в классе и дома создает предпосылки для формирования как обобщенных знаний и умений, так и непосредственно умения вести самостоятельное исследование в соответствии с логикой научного познания. Постепенно расширяя данные умения ввожу такие понятия как актуальность, проблема, гипотеза. Обучаю детей представлять полученные результаты исследования в различных знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул и др., а также учу логически выстраивать свое сообщение и предоставляю возможность отработать навык публичного выступления.
Таким образом, отрабатываются и на уроке и в домашних условиях три составные части любого исследовательского умения:
умение работать с научной и научно популярной литературой;
умение проведения наблюдения;
умение постановки экспериментах.
Постепенно терминологический и понятийный аппарат учащихся расширяется и к 7–8 классу они вполне могут проводить научно–исследовательские работы, выходящие за рамки учебника в соответствии своему возрасту.
В 9 классе формируется группа ребят, которые с удовольствием занимаются научно–исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность в школе осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Процесс реализации научно–исследовательской работы в профильных классах представляет собой отработанную в течение нескольких лет технологическую цепочку.
Этап |
Сроки выполнения |
Содержание |
1 этап |
Апрель-май |
В процессе индивидуальной работы с обучающимися производится выбор темы предполагаемого исследования, определяется круг проблем требующих решения, проводится подбор необходимой литературы. Делая выбор темы будущего исследования, учитываем заинтересованность самого ребенка, уровень знаний ребенка, наличие необходимого оборудования для проведения экспериментальной части. |
2 этап |
Июнь-август |
В течение летнего периода проводится сбор материала, полевые эксперименты, изучается литература по будущей работе. Обучающиеся самостоятельно и осознанно приобретают новые знания из различных источников — собственного опыта, учебника, дополнительной литературы, Интернета. |
3 этап |
Сентябрь |
Под руководством учителя проходит корректировка научного исследования. Уточняются появившиеся затруднения. Учитель проводит индивидуальные консультации |
4 этап |
Октябрь-ноябрь |
Проводятся лабораторные эксперименты к данной работе. Анализируются и обрабатываются полученные данные. |
5 этап |
Декабрь |
Идет оформление результатов работы. Готовые работы заслушиваются на уроках, семинарских занятиях, на кружковой работе. Проводится экспертиза работы. В процессе её выявляются «слабые» и «сильные» стороны данной работы, оказывается помощь в решении возникающих вопросов. Лучшие работы рекомендуются к участию в научно-практической конференции школы. |
6 этап |
Январь |
В январе в школе проходит ежегодная конференция учащихся по всем учебным предметам. Членами жюри являются учителя, родители, ученые, именно они дают окончательную оценку выполненной работе, а так же рекомендации к её дальнейшему использованию. При подведении итогов все дети получают грамоты, сертификаты. |
7 этап |
Февраль-март |
Обучающиеся представляют свои работы на самых разнообразных научно — практических конференциях. Это — «Шаги в науку», «Белая Береза», Международный день птиц, «Здоровые дети — здоровая планета». |
Занимаясь научно-исследовательской деятельностью учащиеся профильных классов работают с различными справочниками, научной литературой, Интернет–ресурсами; выступая перед большой аудиторией, учатся аргументировать свою точку зрения. Слова «исследование», «гипотеза», «актуальность» не вводят их в заблуждение. Наши выпускники легко адаптируются к студенческой жизни, им не стоит большого труда написать реферат, курсовую работу. Для многих наших обучающихся занятия научно-практической работой стали стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Огромное количество выпускников школы продолжают эту работу и в ВУЗах, среди выпускников профильных классов есть и кандидаты педагогических, медицинских, технических наук.
Литература:
Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. — 2005. № 6. — с.4–29.
Батан Л. Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991.
Веденеева Т. Е., Воинова М. И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся // Дидакт. — 2003. № 6 — с.53.
Границкая А. С. Научить думать и действовать. — М.: Просвещение, 1991.
Кушко А. В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся” // Практика административной работы в школе. — М: Сентябрь — 2002. № 1. — с. 38–42.
Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся // Исследовательская деятельность школьников. — 2003. — № 4.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.