Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии
Автор: Коноводова Юлия Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 2014 раз
Библиографическое описание:
Коноводова, Ю. А. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии / Ю. А. Коноводова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3414/ (дата обращения: 23.11.2024).
Сегодня особое значение должно придаваться биологическому образованию, поскольку оно может содействовать вхождению человека в мир природы и культуры, обеспечить преемственность культурных норм и общечеловеческих ценностей.
Школьная биология - важное звено в общей системе образования. Как учебный предмет биология входит в образовательную область "Естествознание" и призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на: овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира; формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека; формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия.
Понятие
«биологическая грамотность» отражает понимание сущности
жизни, системных закономерностей ее устройства на Земле. Освоение
естественных наук вносит в формирование общей культуры человека очень
важные составляющие:
умение четко сформулировать проблему,
различать доказательства и гипотезы, привлекать для доказательства
своей точки зрения экспериментальный подход и системный анализ.
Основные функции биологического образования – мировоззренческая, социальная, интеграционная, культурологическая.
Важнейшей из функций биологического образования на сегодняшний день является культурологическая функция.
Культурологическую функцию биологического образования можно связать с ценностью самой науки биологии, поскольку она представляет собой совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе научных поисков и изысканий.
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов [1].
Задача формирования самостоятельности учащихся как важнейшего элемента учебной деятельности, как одной из ведущих функций личности в современных условиях имеет большое значение при обучении биологии в общеобразовательной школе, что обусловлено спецификой самого предмета и требованиями современного общества. В качестве такой деятельности может быть рассмотрена самостоятельная учебно – исследовательская деятельность учащихся по биологии [3].
Недостаток времени на уроках зачастую не позволяет в полной мере развить у учащихся творческие способности, наблюдательность и самостоятельность, приобрести трудовые умения и навыки. Поэтому основной акцент в своей деятельности я делаю на внеклассную работу. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно – научное мировоззрение.
Школа действительно должна стать исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что это открытия не для человечества, а для данного человека. Он сможет сам для себя выработать результаты достижений человеческой мысли, а не усваивать их в готовом виде, отучаясь мыслить, думать, сопоставлять [2].
Вся эта интеллектуальная и практическая деятельность школьников может быть реализован при организации исследовательской деятельности в процессе обучения. При этом ученик обучается путям творческого исследовательского поиска, столь необходимого в настоящее время не только в области биологической науки.
Исследовательская деятельность учащихся содержит некоторые элементы научного исследования (выделение проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы), но в силу своей специфики не сводится к последней.
Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается, деятельность, для которой характерны:
Внутренняя мотивация,
Специальные структурные компоненты (этапы): выделение проблемы,
Организация и анализ данных, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы,
Формулирование выводов,
Недетерминированность (неполная детерминированность) действий,
Высокая степень самостоятельности учащихся при осуществлении отдельных ее этапов или всей деятельности в целом,
Получение объективно или субъективно нового результата, обогащающего систему знаний учащегося [3].
Функции учителя находятся в тесной связи с функциями учащихся. Учитель по существу программирует учение школьников и, кроме того, организует, наблюдает и анализирует самостоятельную работу учащихся. Ведущая роль учителя при выполнении учащимися самостоятельной учебно-исследовательской работы не только сохраняется, но и расширяется, усложняется.
Я уже 7 лет являюсь научным руководителем исследовательских работ учеников гимназии по биологии и экологии. Ученики под моим руководством выполняют исследовательские проекты, защищая их на районных и городских конкурсах, конференциях и олимпиадах. Известно, что ни одна олимпиада по биологии и экологии не проходит без выполнения учащимися исследовательской работы. Мои ученики ежегодно выполняют по 6-7 исследовательских работ. Такое количество работ позволяет гимназии, где я работаю, находиться в тройке лидеров в командном зачете районной олимпиады по биологии. Учащиеся, подготовившие исследовательские работы становятся победителями и призерами районных и городских олимпиад, призерами и победителями различных районных, городских и международных конференций.
Хочу отметить, что в 2010 году мы с учащимися 7 класса приняли участие в международном экологическом русско-финском проекте «Вода. Россия. Финляндия. Взгляд молодежи». Этот проект длился два года, в ходе него моим ученикам необходимо было посетить ряд музеев Санкт-Петербурга, связанных с водой, поучаствовать в различных мастер классах: по созданию экологического плаката, художественной мастерской, школе эко-лидеров. Принять участие в различных соревнованиях между школами, а также создать свой собственный экологический проект о воде. Мы решили изучать экологическую обстановку вокруг гимназии по осадкам. Для этого мы собрали образцы снега с различных участков возле гимназии. Принеся снег в класс и растопив его, мы провели ряд исследований: изучили осадки на цвет, запах, мутность, наличие различных загрязнителей. Выяснилось, что самая экологически неблагоприятная территория за гимназией, с одной стороны это нас мало удивило, так как там проходит железная дорога и автомобильная дорога с виадуком, но ученики часто проводят свое свободное от занятий время именно на этой территории – что насторожило учащихся гимназии. Школьники задумались, что же в их силах, чтобы изменить экологическую обстановку вокруг любимой гимназии. Приятно отметить, что за два года, что длился проект, мой учащиеся были дважды награждены поездкой в летний лагерь от ГУП Водоканала, а по результатам двух лет команда гимназии заняла почетное второе место в этом международном проекте.
По итогам 2012 года ученики гимназии, выполнившие исследовательские работы по биологии на тему: «Исследование микробного загрязнения воздуха» и по экологии на тему: «Исследование почв вокруг гимназии» и занявших с этими работами призовые места сразу на нескольких районных и городских конференциях, и олимпиадах, были удостоены высшей награды от организаторов мероприятий – поездки в Литву на летних каникулах.
Отметим актуальность вопроса организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся:
Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность обладает развивающем потенциалом и может выступать средством самореализации, самообразования, развития учащихся.
Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности предполагает создание условий для освоения учащимися не только фактологических знаний, но и способов познавательной деятельности, которые могут быть перенесены в будущую учебную и профессиональную деятельность.
Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность предполагает раскрытие и учет индивидуальных возможностей и особенностей учащегося, использование учебного и жизненного опыта ребенка.
Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность оказывает определенное влияние на интеллектуальную и на эмоционально – волевую сферу личности ребенка. Это проявляется в установлении психологически комфортных отношений между учителем и учеником, заинтересованности предметом., ценностном отношении к познанию, формировании личностных качеств – ответственности, трудолюбия и самостоятельности.
- Литература:
Гришаненкова А.А. Развитие познавательной активности учащихся при условии организации самостоятельной деятельности в разделе «Человек и его здоровье» / Сборник материалов VIII международного методологического семинара Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании СПБ: Тесса, 2008 г.
Коротяев Б.И., Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.6 Знание, 1985. – 80с
Никишина Е.В. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в разделе «Человек и его здоровье» / Сборник материалов VII международного методологического семинара Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании СПБ: Тесса, 2007 г.