Современная школа — это место, где дети и подростки проводят большую часть своего времени. От того, как организованно это время, зачастую зависит будущее наших детей. Именно в школе закладывается первоначальные знания, умения и навыки или согласно ФГОС универсальные учебные действия. Главной задачей школы на современном этапе является формирование всесторонне развитой, конкурентоспособной личности с основами креативного мышления, свободно ориентирующейся в современном мире и способной принимать самостоятельные решения. Школа — это второй дом, мы часто употребляем такое сравнение. И хорошо, когда в этом доме есть занятие для каждого, по его способностям и интересам. Перед учителем стоит задача не просто научить, а научить «добывать» знания самостоятельно, научить применять эти знания в жизни. Научить отбирать нужную информацию, овладеть основами анализа и синтеза знаний. Научить выстраивать логические цепочки и строить умозаключения. А самое важное, научить пониманию, зачем нужно учиться! То есть мотивация должна стать основой обучения, профессионально сориентировать современного школьника. Согласно требованиям ФГОС обучающиеся с начальной ступени овладевают основами проектной деятельности, проводят несложные исследования под руководством учителя и родителя. Именно в этот период выявляются приоритеты детей, сфера деятельности, в которой они себя наибольшим и наилучшим образом проявляют. Эвристический метод работы на данном этапе развития школьника, является одним из самых удачных на мой взгляд. Осознание себя в «статусе» первооткрывателя придаёт ученику уверенности, стимулирует его дальнейшие действия. И не важно, что тот или иной объект уже исследовали и описали, главное, что ОН — УЧЕНИК, это сделал впервые!
Проект и исследование могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые проекты позволяют развивать коммуникативные компетенции, индивидуальные проекты и исследования развивают личностные и профориентационные компетенции. В средней и старшей ступени обучения происходит самоопределение личности, работа с учеником становится более целенаправленной. Подросток сам выбирает тему, объект, способы и методы исследования, ставит цели и задачи, выдвигает и доказывает гипотезу. Но к этому «самостоятельному» его подводит учитель — наставник, консультант, единомышленник.
Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования. Предлагаю план исследования и критерии оценки исследовательских работ обучающихся из собственного опыта работы.
- Как планировать исследовательскую деятельность собучающимися.
Тема исследования: «Оценка экологического состояния реки Рыбная в станице Балковской с помощью биоиндикаторов». Исследование осуществляется на стыке трёх предметных областей: географии, биологии, экологии. Данная работа способствует формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций у ученика. Исследование долгосрочное (сроки: июнь-декабрь). В итоге необходимо дать оценку экологического состояния реки Рыбная, на основе проведённых исследований. Конечная цель — выступление и защита работы на муниципальном этапе конкурса «Эврика — Юниор», при удачной защите выход на краевой конкурс исследовательских работ. Исследование необходимо будет продолжить, так как нельзя получить достоверные результаты по одному году и одному способу исследования.
Подготовка и проведение исследовательской работы будет проходить по следующему плану:
№п/п |
Этап работы |
Описание |
Сроки |
1 |
Выбор темы |
Осуществляется по взаимной договорённости ученика и руководителя. Возможна формулировка темы после постановки целей и задач, обсуждения предполагаемого результата исследования |
1-я неделя июня |
2 |
Постановка целей и задач. Формулировка гипотезы. |
Цели и задачи формулируются с помощью руководителя, с учётом мнения ученика. Обучение умению формулировать гипотезу |
2-я неделя июня Могут корректироваться в течение исследования и с получением результатов |
3 |
Выбор методики исследования |
Методология определяется в зависимости от целей и задач исследования. Методы: – обзор и анализ литературы – математический – анализ – сравнение – исследовательский – эксперимент – обобщение (индуктивное обобщение) |
3–4 неделя июля |
4 |
|
Подбор и изучение первоисточников по водной экологии, Ознакомление с методологией по биоиндикации. |
1–2 неделя июля |
5 |
|
Определяем 3 пункта для проведения исследования |
3-я неделя июля. |
6 |
|
На каждом пункте отлавливаем по 10 лягушек (препараты замораживаем) |
3–4 неделя июля. |
7 |
|
Подсчитываем количество пятен на левой и правой стороне тела лягушки, вычисляем коэффициент по В. М. Захарову. |
1- я неделя августа |
8 |
|
Результаты подсчёта оформляем в таблице |
2- я неделя августа |
9 |
|
Планируем, что мы можем предпринять, где и как использовать информации., полученную в ходе исследования |
3-я неделя августа |
10 |
Вывод. |
Формулировка выводов к работе, анализ полученных результатов, самооценка: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в начале исследования. Корректировка вводной части работы. |
4-я неделя августа |
11 |
Изучение требований к написанию исследовательской работы, ГОСТов по оформлению использованной литературы и интернет-источников. |
Работаем с документами, учимся правильно делать ссылки на литературу, оформлять приложения, таблицы и фотографии. |
1-я неделя сентября |
12 |
Набор текста работы |
Печатаем материал из черновика, анализируем и корректируем |
3–4 неделя сентября, 1-я неделя октября |
13 |
Выбор способа представления работы |
Работа будет представлена для защиты в школе на Неделе наук естественного цикла. Подготовка буклетов «Защитим нашу реку!» и размещение результатов исследования на «Информационном» стенде школы. Возможно использовать материал работы при проведении акции «Чистые берега» |
2–3 неделя октября |
14 |
Подготовка презентации работы. Написание аннотации. |
Знакомимся с правилами выполнения презентационной работы (объём, цвет и размер шрифта и. т.д.) |
4-я неделя октября, 2-я неделя ноября) |
15 |
Разработка защитной речи, выступление в школе на Неделе естественных наук |
Учимся соблюдать регламент, |
3–4-я неделя ноября |
16 |
Защита работы на муниципальном этапе. Доклад с презентацией |
1–2 неделя декабря. |
|
17 |
Подведение итогов, самооценка |
Самостоятельно оцениваем, что удалось в работе и на защите, а над чем надо работать. Рекомендации руководителя исследовательской работы |
3-неделя декабря |
Критерии оценки работы.
- Соблюдение требований к написанию работы.
- Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы
- Значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики
- Детальная характеристика применявшихся методов
- Новизна в представляемой работе
- Заключение, подводящее итоги исследования, планируется ли работа по данному исследованию в дальнейшем
- Выводы и предложения.
- Умение держаться с аудиторией слушателей.
- Умение кратко излагать материал (соблюдение регламента).
- Оценка презентации.