Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 949 раз

Библиографическое описание:

Савенко, И. А. Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы) / И. А. Савенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48582/ (дата обращения: 19.11.2024).



Современная школа — это место, где дети и подростки проводят большую часть своего времени. От того, как организованно это время, зачастую зависит будущее наших детей. Именно в школе закладывается первоначальные знания, умения и навыки или согласно ФГОС универсальные учебные действия. Главной задачей школы на современном этапе является формирование всесторонне развитой, конкурентоспособной личности с основами креативного мышления, свободно ориентирующейся в современном мире и способной принимать самостоятельные решения. Школа — это второй дом, мы часто употребляем такое сравнение. И хорошо, когда в этом доме есть занятие для каждого, по его способностям и интересам. Перед учителем стоит задача не просто научить, а научить «добывать» знания самостоятельно, научить применять эти знания в жизни. Научить отбирать нужную информацию, овладеть основами анализа и синтеза знаний. Научить выстраивать логические цепочки и строить умозаключения. А самое важное, научить пониманию, зачем нужно учиться! То есть мотивация должна стать основой обучения, профессионально сориентировать современного школьника. Согласно требованиям ФГОС обучающиеся с начальной ступени овладевают основами проектной деятельности, проводят несложные исследования под руководством учителя и родителя. Именно в этот период выявляются приоритеты детей, сфера деятельности, в которой они себя наибольшим и наилучшим образом проявляют. Эвристический метод работы на данном этапе развития школьника, является одним из самых удачных на мой взгляд. Осознание себя в «статусе» первооткрывателя придаёт ученику уверенности, стимулирует его дальнейшие действия. И не важно, что тот или иной объект уже исследовали и описали, главное, что ОН — УЧЕНИК, это сделал впервые!

Проект и исследование могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые проекты позволяют развивать коммуникативные компетенции, индивидуальные проекты и исследования развивают личностные и профориентационные компетенции. В средней и старшей ступени обучения происходит самоопределение личности, работа с учеником становится более целенаправленной. Подросток сам выбирает тему, объект, способы и методы исследования, ставит цели и задачи, выдвигает и доказывает гипотезу. Но к этому «самостоятельному» его подводит учитель — наставник, консультант, единомышленник.

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования. Предлагаю план исследования и критерии оценки исследовательских работ обучающихся из собственного опыта работы.

  1. Как планировать исследовательскую деятельность собучающимися.

Тема исследования: «Оценка экологического состояния реки Рыбная в станице Балковской с помощью биоиндикаторов». Исследование осуществляется на стыке трёх предметных областей: географии, биологии, экологии. Данная работа способствует формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций у ученика. Исследование долгосрочное (сроки: июнь-декабрь). В итоге необходимо дать оценку экологического состояния реки Рыбная, на основе проведённых исследований. Конечная цель — выступление и защита работы на муниципальном этапе конкурса «Эврика — Юниор», при удачной защите выход на краевой конкурс исследовательских работ. Исследование необходимо будет продолжить, так как нельзя получить достоверные результаты по одному году и одному способу исследования.

Подготовка и проведение исследовательской работы будет проходить по следующему плану:

п/п

Этап работы

Описание

Сроки

1

Выбор темы

Осуществляется по взаимной договорённости ученика и руководителя. Возможна формулировка темы после постановки целей и задач, обсуждения предполагаемого результата исследования

1-я неделя июня

2

Постановка целей и задач. Формулировка гипотезы.

Цели и задачи формулируются с помощью руководителя, с учётом мнения ученика. Обучение умению формулировать гипотезу

2-я неделя июня

Могут корректироваться в течение исследования и с получением результатов

3

Выбор методики исследования

Методология определяется в зависимости от целей и задач исследования.

Методы:

– обзор и анализ литературы

– математический

– анализ

– сравнение

– исследовательский

– эксперимент

– обобщение

(индуктивное обобщение)

3–4 неделя июля

4

  1. Обзор литературы по теме.

Подбор и изучение первоисточников по водной экологии, Ознакомление с методологией по биоиндикации.

1–2 неделя июля

5

  1. Выбор участков для проведения биоиндикации.

Определяем 3 пункта для проведения исследования

3-я неделя июля.

6

  1. Сбор препаратов для проведения биоиндикации.

На каждом пункте отлавливаем по 10 лягушек

(препараты замораживаем)

3–4 неделя июля.

7

  1. Проведение биоиндикации.

Подсчитываем количество пятен на левой и правой стороне тела лягушки, вычисляем коэффициент по В. М. Захарову.

1- я неделя августа

8

  1. Обработка результатов.

Результаты подсчёта оформляем в таблице

2- я неделя августа

9

  1. Разработка путей решения проблемы.

Планируем, что мы можем предпринять, где и как использовать информации., полученную в ходе исследования

3-я неделя августа

10

Вывод.

Формулировка выводов к работе, анализ полученных результатов, самооценка: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в начале исследования. Корректировка вводной части работы.

4-я неделя августа

11

Изучение требований к написанию исследовательской работы, ГОСТов по оформлению использованной литературы и интернет-источников.

Работаем с документами, учимся правильно делать ссылки на литературу, оформлять приложения, таблицы и фотографии.

1-я неделя сентября

12

Набор текста работы

Печатаем материал из черновика, анализируем и корректируем

3–4 неделя сентября, 1-я неделя октября

13

Выбор способа представления работы

Работа будет представлена для защиты в школе на Неделе наук естественного цикла. Подготовка буклетов «Защитим нашу реку!» и размещение результатов исследования на «Информационном» стенде школы. Возможно использовать материал работы при проведении акции «Чистые берега»

2–3 неделя октября

14

Подготовка презентации работы.

Написание аннотации.

Знакомимся с правилами выполнения презентационной работы (объём, цвет и размер шрифта и. т.д.)

4-я неделя октября, 2-я неделя ноября)

15

Разработка защитной речи, выступление в школе на Неделе естественных наук

Учимся соблюдать регламент,

3–4-я неделя ноября

16

Защита работы на муниципальном этапе. Доклад с презентацией

1–2 неделя декабря.

17

Подведение итогов, самооценка

Самостоятельно оцениваем, что удалось в работе и на защите, а над чем надо работать. Рекомендации руководителя исследовательской работы

3-неделя декабря

Критерии оценки работы.

  1. Соблюдение требований к написанию работы.
  2. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы
  3. Значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики
  4. Детальная характеристика применявшихся методов
  5. Новизна в представляемой работе
  6. Заключение, подводящее итоги исследования, планируется ли работа по данному исследованию в дальнейшем
  7. Выводы и предложения.
  8. Умение держаться с аудиторией слушателей.
  9. Умение кратко излагать материал (соблюдение регламента).
  10. Оценка презентации.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, неделя июля, проведение биоиндикации, задача, защита работы, мой взгляд, неделя августа, постановка целей, проектная деятельность, работа, экологическое состояние реки.


Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Задать вопрос