Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абаева, Н. Н. Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность / Н. Н. Абаева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11747/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность.

Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее.

Л. Н. Богоявленская

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т. е. создавать что-то новое. Творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Творческая деятельность не может быть принудительной, она может возникать только на основе интереса воспитанника, добровольности, положительных эмоций. Развитие творческой самостоятельности лучше всего происходит, когда воспитанники вовлечены в поисково-исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний. Проект — это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого — либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление двигаться к намеченной цели. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими- либо внешними установками. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Таким образом, обучение воспитанников навыкам исследовательской и проектной деятельности позволяет им соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие способности. Наблюдая за детьми во время такой работы, становится понятно, что воспитанники выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов — все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.

Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством воспитателя и самостоятельно) дает возможность решать задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность. В результате вовлечения воспитанника в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки: познавательные, практические и организационные. Это задача личностно — ориентированной педагогики, одним из методов которой является метод проектов. Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От воспитанника требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, воспитаннику приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

План работы над проектом воспитателем.

  1. Определить тему проекта.
  2. Продумать организацию работы воспитанников.
  3. Продумать ключевые понятия темы.
  4. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  5. Представить возможные итоговые работы.
  6. Разработать критерии оценки итоговой работы.

Первый этап (проектировочный).

  1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается воспитанникам назвать основные вопросы по этой теме.
  2. Воспитанникам предлагается индивидуальная работа или объединение в творческие группы.
  3. Знакомство с этапами проекта.
  4. Если создаётся реальная модель, как она может быть представлена (фильм, презентация, рисунок, макет)
  5. Объединение по творческим группам, поиск нужной информации. Обсуждение итоговых работ.

Второй этап (практический).

  1. Воспитатель работает вместе с детьми последовательно, советует.
  2. Воспитанники работают по плану, необходимо оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.

Заключительный этап.

Готовясь к защите проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

При правильной организации исследовательской и проектной деятельности дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации. Воспитанники видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. На представлении презентации, фильма смонтированного своими руками воспитанники учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется наглядный материал и конечный результат проекта. При поддержке воспитателя происходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценка вклада участников проекта, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. Такая работа активизирует исследовательскую деятельность воспитанника, и приводят к выявлению детей, желающих заниматься исследовательской работой по самостоятельно выбранной теме. Исследования, выполненные воспитанниками, имеют высокую познавательную и воспитательную ценность, активизируют умения пользоваться источниками информации, а в конечном итоге учат самостоятельно добывать знания. Ведь важна не только та сумма знаний, которую получат воспитанники, но и то отношение к школе, которое будет оказывать сильное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Воспитанники включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]: Методическое пособие / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
  3. Ляхов И. И. Проектная деятельность. — М., 1996.
  4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников. — М., 2000.
  5. Моляко В. А. Психология решения школьниками творческих задач. — Киев, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, воспитанник, творческая деятельность, проектирование, работа, бескорыстный поиск истины, знание, исследовательская деятельность, метод проектов, четкий план.

Похожие статьи

Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Формирование познавательной активности студентов во внеаудиторной работе

В статье рассматриваются познавательная активность студентов как необходимое сущностное свойство личности, пути формирования их готовности к непрерывному образованию и сознательной реализации приобретённых во внеаудиторной работе знаний.

Включение старшеклассника в социально-проектную деятельность

В статье раскрываются педагогические возможности социально-проектной деятельности в воспитании патриотически-ориентированной личности, методика работы над социальным проектом.

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Развитие у дошкольников навыков и умений экспериментально-исследовательской деятельности

В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной сред...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когни...

Похожие статьи

Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений

В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной работы в школе

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей школьников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы ...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Формирование познавательной активности студентов во внеаудиторной работе

В статье рассматриваются познавательная активность студентов как необходимое сущностное свойство личности, пути формирования их готовности к непрерывному образованию и сознательной реализации приобретённых во внеаудиторной работе знаний.

Включение старшеклассника в социально-проектную деятельность

В статье раскрываются педагогические возможности социально-проектной деятельности в воспитании патриотически-ориентированной личности, методика работы над социальным проектом.

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Развитие у дошкольников навыков и умений экспериментально-исследовательской деятельности

В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной сред...

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когни...