Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Вовлеки меня — и я научусь.
Китайская пословица
В современном обществе способен выжить и приносить пользу лишь тот, кто умеет мыслить нестандартно и находить выход из сложившейся ситуации. Современный человек должен уметь видеть проблему, просчитывать способы ее решения, и порой чем нестандартнее будет решение, тем лучше будет результат. Ритм жизни таков, что тот, кто не умеет быстро ориентироваться в пространстве просто «выпадет» из общего потока и не сможет снова занять свое место. В связи с этим к школе предъявляются все более жесткие требования в отношении воспитания обучающихся. В концепции Федеральных Государственных Стандартов нового поколения подчеркивается мысль о том, что обучающиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения». Использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса». В итоге, выпускник — это всесторонне развитая личность, хорошо ориентирующая в современном мире информации, умеющая и готовая принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Очень важно при работе с детьми найти золотую середину, которая будет учитывать интересы, потребности, способности и возможности двух сторон. При этом взаимоотношения должны строится на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимовыгоде, учитель и обучающиеся должны прежде всего слышать друг друга и осознавать, что конкретно они хотят друг от друга.
И так, что же важно для учителя: видеть заинтересованный взгляд ребенка; понимать, что ребенок желает не только усвоить материал, но и применить знания; видеть стремление ребенка к самостоятельной работе; пробудить желание найти и узнать больше, чем есть в учебнике.
А чего же тогда желает обучающийся: отсутствие скучного урока длительностью 40/45 минут; отсутствие огромного материала, необходимого для зубрежки; свобода действий и самостоятельность при выполнении заданий; иногда очень сложные, а для кого-то порой и легкие задания; учитель — счастливый, добрый новатор, разрешающий проявить себя.
А школа стремится к: целостному и гармоничному развитию личности школьника; формированию общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка; формированию и развитию познавательного интереса к исследовательской и творческой деятельности; воспитанию социально-активной творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию; использованию личностно-ориентированных педтехнологий.
В принципе, эти желания являются предсказуемыми и логичными, однако на деле, все не так уж просто, так как мы склонны привыкать к окружающему пространству и порой интересные методы работы «приедаются», возникает необходимость снова искать новые пути обучения, а это требует времени, которого, к сожалению, порой не хватает. Следующая проблема, которая также является актуальной — поиск средств развития интеллектуальных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. А решить эти важные задачи может помочь проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, формирует новые пути решения проблем.
Проектная и исследовательская деятельность — это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей, а что может быть интереснее, чем получать знания не из книг, а из самой жизни, наблюдая, экспериментируя, пробуя. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской, а вместе они составляют симбиоз, который идеально подходит для применения в школьном процессе обучения.
Проектно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой деятельности, которая не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) и дальнейшего развития.
Особенностью проектно-исследовательской деятельности является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащиеся. Ребёнок открывает мир для себя, он сам выбирает, чем и как он будет заниматься. Здесь очень важно умело направить естественную активность ребёнка на развитие новых для него навыков.
Очень важно, что проектно-исследовательская деятельность может использоваться в самых разных обучающих моментах:
− если вы считаете, что класс является подготовленным, то метод проектно-исследовательской деятельности можно использовать как один из этапов урока. Очень важно не заострять внимание детей на важности данного этапа, а преподнести его как небольшую разминку или игровой момент. Однако в данном случае перед учителем стоит задача ненавязчиво пробудить в детях исследователей по конкретной тематике, предоставив им необходимую информацию, с возможностью изменения направления работы;
− очень удобно использовать данный метод во время контроля знаний и навыков, так как он позволит проверить сразу навыки чтения, говорения и письма, а если все это в итоге обыграть как «круглый стол» или конференцию, то и аудирование проверяется очень хорошо. Плюс ребенок получает возможность играя преодолеть еще и так называемый «языковой барьер», развить или раскрыть в себе способности к сценической или ораторской речи, кто-то может открыть в себе и другие таланты. Это связанно с тем, что информацию нужно не только подобрать, но и еще «вкусно» и понятно представить. Также важно отметить, что, работая в группах, даже слабые ученики получают возможность показать себя — помочь в оформлении презентации, плаката, наглядного пособия, могут помогать во время работы, осуществляя поиск необходимой терминологии в словарях;
− роль проектно-исследовательской деятельности не может быть не отмечена и во внеурочной деятельности, так как в данном случае занятие не может быть построено в форме урока, оно должно дополнять и приумножать знания детей, полученные во время учебного процесса, пробуждать в них интерес. В данном случае очень важно убедить детей, что они способны усвоить и применить в жизни те знания, которые у них уже есть. Важно дать детям самостоятельно выбрать тематику своей работы, не давить на них авторитетом, а наоборот показать, что в данном виде работы обучающийся является «боссом», а учитель — помощник или консультант. Работа должна быть оценена, в идеале следует провести анализ, разобрать, что удалось, а над чем стоит еще поработать. Предоставьте ребенку возможность выступить на уроке со своим проектом — не важно в 1 или 6 классе, он должен почувствовать значимость своей работы. Всегда существует возможность, что, выступая в каком-либо классе, обучающийся сможет «заразить» своим интересом к исследованию и других ребят;
− ни для кого не секрет, что есть дети (одаренные обучающиеся), которым часто бывает скучно на уроках, потому что они уже «выросли», их «жажда» знаний стремится вперед, а обычный урок лишь отбивает интерес и вызывает чувство скуки — отведите им роль «Зайки» на уроке. Предложите заинтересованному ребенку по мере его сил готовить что-то интересное на урок, предоставьте ему свободу действий, не ограничивайте его в манере подачи информации, однако поставьте всего лишь одно условие — это должна быть проектно-исследовательская деятельность. Со временем вы заметите, что все больше детей будут проявлять к этому интерес: один предложит тему, другой подберет материал, третий сделает презентацию, а кто-то вдруг неожиданно попросит выступить на уроке, так как выполняя домашнюю работу, нашел интересный материал и захотел им поделиться.
Необходимо помнить, что любая проектно-исследовательская деятельность должна иметь конечный продукт — очень важно, чтобы обучающийся понимал, что любое дело нужно доводить до конца! Когда обучающийся видит продукт своей деятельности, может поделиться приобретенным навыком или знаниями — это придает ему уверенности в себе, рождает желание работать дальше, появляется потребность в творческом самовыражении, самостоятельности суждений, ответственности за результаты своего труда, появляется желание быть полезным классу, школе, семье.
Как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно-исследовательской деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний; приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; формируются у учащихся навыки самостоятельной работы, навыки работы группе, учатся работать с различными источниками информации.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность — это наилучший способ «подтолкнуть» ребенка на раскрытие своих талантов, способ не загубить в ребенке его познавательный интерес и не потерять в его лице исследователя, способного принести пользу современному обществу.
В заключение хотелось бы вспомнить еще одно мудрое высказывание, которое способно раскрыть тайны успешной работы:
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — разучить думать самостоятельно» (А. Дистерверг)