Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования творческой и интеллектуальной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 13.07.2020

Статья просмотрена: 571 раз

Библиографическое описание:

Матренина, Е. И. Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования творческой и интеллектуальной личности / Е. И. Матренина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72585/ (дата обращения: 15.11.2024).



Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Вовлеки меня — и я научусь.

Китайская пословица

В современном обществе способен выжить и приносить пользу лишь тот, кто умеет мыслить нестандартно и находить выход из сложившейся ситуации. Современный человек должен уметь видеть проблему, просчитывать способы ее решения, и порой чем нестандартнее будет решение, тем лучше будет результат. Ритм жизни таков, что тот, кто не умеет быстро ориентироваться в пространстве просто «выпадет» из общего потока и не сможет снова занять свое место. В связи с этим к школе предъявляются все более жесткие требования в отношении воспитания обучающихся. В концепции Федеральных Государственных Стандартов нового поколения подчеркивается мысль о том, что обучающиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения». Использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса». В итоге, выпускник — это всесторонне развитая личность, хорошо ориентирующая в современном мире информации, умеющая и готовая принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Очень важно при работе с детьми найти золотую середину, которая будет учитывать интересы, потребности, способности и возможности двух сторон. При этом взаимоотношения должны строится на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимовыгоде, учитель и обучающиеся должны прежде всего слышать друг друга и осознавать, что конкретно они хотят друг от друга.

И так, что же важно для учителя: видеть заинтересованный взгляд ребенка; понимать, что ребенок желает не только усвоить материал, но и применить знания; видеть стремление ребенка к самостоятельной работе; пробудить желание найти и узнать больше, чем есть в учебнике.

А чего же тогда желает обучающийся: отсутствие скучного урока длительностью 40/45 минут; отсутствие огромного материала, необходимого для зубрежки; свобода действий и самостоятельность при выполнении заданий; иногда очень сложные, а для кого-то порой и легкие задания; учитель — счастливый, добрый новатор, разрешающий проявить себя.

А школа стремится к: целостному и гармоничному развитию личности школьника; формированию общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка; формированию и развитию познавательного интереса к исследовательской и творческой деятельности; воспитанию социально-активной творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию; использованию личностно-ориентированных педтехнологий.

В принципе, эти желания являются предсказуемыми и логичными, однако на деле, все не так уж просто, так как мы склонны привыкать к окружающему пространству и порой интересные методы работы «приедаются», возникает необходимость снова искать новые пути обучения, а это требует времени, которого, к сожалению, порой не хватает. Следующая проблема, которая также является актуальной — поиск средств развития интеллектуальных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. А решить эти важные задачи может помочь проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, формирует новые пути решения проблем.

Проектная и исследовательская деятельность — это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей, а что может быть интереснее, чем получать знания не из книг, а из самой жизни, наблюдая, экспериментируя, пробуя. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской, а вместе они составляют симбиоз, который идеально подходит для применения в школьном процессе обучения.

Проектно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой деятельности, которая не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) и дальнейшего развития.

Особенностью проектно-исследовательской деятельности является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащиеся. Ребёнок открывает мир для себя, он сам выбирает, чем и как он будет заниматься. Здесь очень важно умело направить естественную активность ребёнка на развитие новых для него навыков.

Очень важно, что проектно-исследовательская деятельность может использоваться в самых разных обучающих моментах:

− если вы считаете, что класс является подготовленным, то метод проектно-исследовательской деятельности можно использовать как один из этапов урока. Очень важно не заострять внимание детей на важности данного этапа, а преподнести его как небольшую разминку или игровой момент. Однако в данном случае перед учителем стоит задача ненавязчиво пробудить в детях исследователей по конкретной тематике, предоставив им необходимую информацию, с возможностью изменения направления работы;

− очень удобно использовать данный метод во время контроля знаний и навыков, так как он позволит проверить сразу навыки чтения, говорения и письма, а если все это в итоге обыграть как «круглый стол» или конференцию, то и аудирование проверяется очень хорошо. Плюс ребенок получает возможность играя преодолеть еще и так называемый «языковой барьер», развить или раскрыть в себе способности к сценической или ораторской речи, кто-то может открыть в себе и другие таланты. Это связанно с тем, что информацию нужно не только подобрать, но и еще «вкусно» и понятно представить. Также важно отметить, что, работая в группах, даже слабые ученики получают возможность показать себя — помочь в оформлении презентации, плаката, наглядного пособия, могут помогать во время работы, осуществляя поиск необходимой терминологии в словарях;

− роль проектно-исследовательской деятельности не может быть не отмечена и во внеурочной деятельности, так как в данном случае занятие не может быть построено в форме урока, оно должно дополнять и приумножать знания детей, полученные во время учебного процесса, пробуждать в них интерес. В данном случае очень важно убедить детей, что они способны усвоить и применить в жизни те знания, которые у них уже есть. Важно дать детям самостоятельно выбрать тематику своей работы, не давить на них авторитетом, а наоборот показать, что в данном виде работы обучающийся является «боссом», а учитель — помощник или консультант. Работа должна быть оценена, в идеале следует провести анализ, разобрать, что удалось, а над чем стоит еще поработать. Предоставьте ребенку возможность выступить на уроке со своим проектом — не важно в 1 или 6 классе, он должен почувствовать значимость своей работы. Всегда существует возможность, что, выступая в каком-либо классе, обучающийся сможет «заразить» своим интересом к исследованию и других ребят;

− ни для кого не секрет, что есть дети (одаренные обучающиеся), которым часто бывает скучно на уроках, потому что они уже «выросли», их «жажда» знаний стремится вперед, а обычный урок лишь отбивает интерес и вызывает чувство скуки — отведите им роль «Зайки» на уроке. Предложите заинтересованному ребенку по мере его сил готовить что-то интересное на урок, предоставьте ему свободу действий, не ограничивайте его в манере подачи информации, однако поставьте всего лишь одно условие — это должна быть проектно-исследовательская деятельность. Со временем вы заметите, что все больше детей будут проявлять к этому интерес: один предложит тему, другой подберет материал, третий сделает презентацию, а кто-то вдруг неожиданно попросит выступить на уроке, так как выполняя домашнюю работу, нашел интересный материал и захотел им поделиться.

Необходимо помнить, что любая проектно-исследовательская деятельность должна иметь конечный продукт — очень важно, чтобы обучающийся понимал, что любое дело нужно доводить до конца! Когда обучающийся видит продукт своей деятельности, может поделиться приобретенным навыком или знаниями — это придает ему уверенности в себе, рождает желание работать дальше, появляется потребность в творческом самовыражении, самостоятельности суждений, ответственности за результаты своего труда, появляется желание быть полезным классу, школе, семье.

Как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно-исследовательской деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний; приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; формируются у учащихся навыки самостоятельной работы, навыки работы группе, учатся работать с различными источниками информации.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность — это наилучший способ «подтолкнуть» ребенка на раскрытие своих талантов, способ не загубить в ребенке его познавательный интерес и не потерять в его лице исследователя, способного принести пользу современному обществу.

В заключение хотелось бы вспомнить еще одно мудрое высказывание, которое способно раскрыть тайны успешной работы:

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — разучить думать самостоятельно» (А. Дистерверг)

Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская деятельность, ребенок, обучающийся, возможность, знание, познавательный интерес, самостоятельная работа, свобода действий, современное общество, учебный процесс.


Похожие статьи

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Исследовательская деятельность кадет как механизм развития творческого потенциала личности

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Научно-исследовательская деятельность как элемент мотивационного процесса, направленный на раскрытие интеллектуальных способностей у студентов

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Похожие статьи

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Исследовательская деятельность кадет как механизм развития творческого потенциала личности

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Научно-исследовательская деятельность как элемент мотивационного процесса, направленный на раскрытие интеллектуальных способностей у студентов

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Задать вопрос