Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 1019 раз

Библиографическое описание:

Малярчук, Е. Н. Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности / Е. Н. Малярчук. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11299/ (дата обращения: 16.12.2024).



Эта тема актуальна. Так как в нашем современном мире все быстро изменяется, появляются новые технологии, и человеку необходимо быстро ориентироваться, получать новое и стремиться его применить, усовершенствовать. А смогут это сделать и успеть только активные, инициативные, творческие, умеющие продуктивно применять и преобразовывать полученные знания и умения люди.

Такие качества и умения закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети пытливы и любознательны по своей природе, но им не хватает инициативы, вернее «разумной» инициативы,

Согласно ФГОС:

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:

на этапе завершения дошкольного образования:

‒ ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

‒ ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

‒ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

‒ творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

‒ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.

‒ ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности

Дети не всегда любят самостоятельно преодолевать трудности, искать пути решения проблемы, им как раз не хватает инициативы. А зачастую мы, взрослые, решаем их за них или даём готовые пути решения.

Вот здесь на помощь приходит проектная деятельность, которая помогает зажечь огонёк пытливости, поддержать инициативу ребёнка, подталкивающую к поиску решения проблемных задач и повести дальше (пройдя путь, определённые этапы) к оформлению и изготовлению продукта, который является обязательным в проектной деятельности.

Почему проектная деятельность?

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника

Проектная деятельность (как доказали исследования) вносит позитивные изменения в познавательное развитие дошкольников. Происходит личностный рост дошкольников, который выражается в выполнении оригинальных, творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Дети становятся для родителей и педагогов как партнёры по совместной деятельности.

Основной целью метода проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, которые включают в себя:

‒ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

‒ развитие познавательных способностей

‒ развитие творческого воображения

‒ развитие творческого мышления

‒ развитие коммуникативных навыков.

Поэтому метод проектной деятельности является одним из эффективных методов работы с дошкольниками в развитии их познавательных способностей. Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач

Что такое метод проектной деятельности?

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.Метод проектов — можно представить, как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение — это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.

В настоящее время проекты классифицируются:

1) по составу участников;

2) по целевой установке;

3) по тематике;

4) по срокам реализации

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы);

3) информационно -практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами.

Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества.

Реализация проектной деятельности осуществляется в игровой форме, методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, практически полезные дела). Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

И наша с вами задача, внедряя свою практику метод проектов, развить познавательные и творческие способности детей и, воспитать гармонично развитую инициативную и креативно мыслящую личность.

Литература:

  1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2002.
  3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е. В. Костина. — М.: Школьная Пресса, 2010. — 64 с.
  4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, вид деятельности, развитие, ребенок, детский дизайн, дошкольное образование, дошкольный возраст, свободная творческая личность, совместная деятельность, творческое мышление.

Похожие статьи

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности

Особенности развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности

Похожие статьи

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности

Особенности развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности