Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 5227 раз

Библиографическое описание:

Амосова, Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста / Ю. В. Амосова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7725/ (дата обращения: 30.10.2024).

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные организации, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

-        создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-        создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-        недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений, т. к. они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд, создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей. Исследовательская деятельность позволяет организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательной активности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:

Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Работая в детском саду поставила перед собой цель: создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников на основе проектного метода.

В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

-        изучить и проанализировать виды технологий проектной деятельности, открывающие новые возможности воспитания и обучения дошкольников;

-        разработать систему технологий проектной деятельности;

-        организовать внедрение системы технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробировав механизмы управления ею в дошкольной образовательной организации;

-        провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы технологии проектной деятельности и сформулировать рекомендации по организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации, в которой задействовано максимальное количество детей, педагогов и родителей.

Технология работы

На мой взгляд, важным аспектом качества образования в настоящее время является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации. Повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. Перед педагогами поставлена задача по отбору современных методов и средств воспитания и обучения, соответствующих целям и задачам каждого работы, индивидуальным особенностям детей, позволяющих дифференцированно определить направления развития каждого ребенка.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Применяя на практике проектный метод, выделяю его преимущества:

-         является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-         повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;

-         служит развитию критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста;

-         способствует повышению компетентности педагогов.

-         способствует приобщению родителей воспитанников к деятельности дошкольной образовательной организации.

Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в моей группе. Он побуждает меня повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Работая с детьми дошкольного возраста, использую педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

К тому же, технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, я планирую в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Я понимаю, что проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования — сотрудничество родителей воспитанников с педагогами, и сотрудниками. Привлечение родителей к совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений, и улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.

Таким образом, используя технологию проектной деятельности, я стремлюсь к формированию субъектной позиции у ребёнка, раскрытию его индивидуальности, реализации интересов и потребностей, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Результаты работы по внедрению технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс:

1.                  Разработан примерный алгоритм действий по реализации проекта в группе детей дошкольного возраста;

2.                  Подобран и систематизирован разнообразный материал по выбранным темам.

3.                  Составлены конспекты занятий, сценарии вечеров досуга.

4.                  Разработаны методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов дошкольного учреждения по организации проектной деятельности.

5.                  У детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

6.                  Коллективная работа в микрогруппах дала возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивало социально-личностные качества.

7.                  Родители, участвуя в образовательном процессе, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.

8.                  Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.

 

Литература:

 

1.      Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — № 3. С. 6.

2.      Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000. - № 1. — С. 24–36.

3.      Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — № 7.С 76–83.

4.      Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

5.      Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, образовательный процесс, дошкольный возраст, ребенок, метод проектов, детский сад, дошкольная образовательная организация, исследовательская деятельность, проектный метод, совместная деятельность.

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Организация проектно-исследовательской деятельности с целью расширения образовательного пространства учащихся

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Организация проектно-исследовательской деятельности с целью расширения образовательного пространства учащихся

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности