Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Залешина, С. А. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / С. А. Залешина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9945/ (дата обращения: 16.12.2024).



Детская субкультура — это огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который нас окружает. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе анализа работ известных педагогов Н. Н. Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, детерминированную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым. Из опыта работы педагогов ДОУ хорошо известно, что уважение к личности ребёнка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования. Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребёнок — взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гумманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребёнка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными. При этом важно не переусердствовать с опекой и помощью.

Метод проектов — это это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. Попредметно-содержательной области различаются моно проекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Примеры моно проектов по образовательной области «Коммуникация»: «Как рождается книга» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);«Лучше сам или все вместе?» (развитие регуляционно-коммуникативных умений (умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности)).

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты (Е. С. Полат):

творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.);

творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Примером может служить коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза»

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для этого объединяется подгруппа детей, в семьях которых хранятся старинные игрушки. Они узнают от представителей старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от современных подобных игрушек.

Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными. Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего2–3образовательные ситуации и длиться 2–3дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы» и чтение стихотворения А. Барто «Купание». Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание. Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1–2недели.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. [1, c. 198–200]

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:

 повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

 развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);

 развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;

 создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения). [3, c. 14]

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. погружение в проект;
  2. организация деятельности;
  3. осуществление деятельности;
  4. презентация результатов.

Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей. [2, с. 55]

Опыт работы с детьми показывает, что они отдают предпочтения исследовательской и творческой проектной деятельности. Данные проекты способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов.

В процессе проведения исследовательских проектов, дети, неохотно идущие на контакт, не пользующиеся популярностью в группе, во время осуществления проекта становятся более активными. И даже экспертами в некоторых областях, приобретая авторитет у сверстников.

Один из таких проектов «В гости к нам пришел портфель». Цель этого проекта заключается в знакомстве детей с историей создания портфеля и его содержимым, с внешним видом портфеля — каким был, и каким стал. Расширение представлений о труде дизайнера, материалах, тканях необходимым для изготовления портфелей. Совершенствование умения детей классифицировать ткани по различным признакам.

Развитие у детей стремления отражать свои представления и впечатления в продуктивной деятельности: сочинении рассказов, стихотворений, сказок, загадок, реклам и в сюжетно — ролевых играх. Развитие фантазии, наблюдательности, любознательности, речи.

Расширения кругозора детей. Подержание у детей желания подражать взрослым, их умению проявлять активность в трудовой деятельности.

Воспитание уважения к мастерам и дизайнерам, к результату их деятельности.

Большим интересом у детей в этом проекте пользовалась продуктивная деятельность, а также встреча с дизайнером, изготовление эскизов новых моделей портфеля, проведение конкурса по изготовлению макета «Портфель будущего», составление творческих рассказов на тему «Кто живет в моем портфеле?».

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В ходе проектной деятельности у детей расширяются знания об окружающем мире, приобретаются необходимые социальные навыки.

Дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного, творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются отношения детей и родителей. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

И в конце хотим отметить, что данная образовательная технология уже много лет применяется на практике. И эффективно влияет на развитие детей, педагогов и родителей.

Таблица 1

Взаимодействие воспитателя идетей впроектной деятельности [1, с. 200–201]

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта,

сюжетную ситуацию, цель и задачи

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает):

—группы детей;

—распределяет роли, ответственность;

—планирование детской деятельности по решению задач проекта;

—предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы.

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

—при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

—деликатно контролирует;

—обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

—репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает;

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

—выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей;

—консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения;

—ищут необходимые и недостающие знания;

—фантазируют;

—готовят презентацию.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрируют:

—понимание проблемы, цели и задачи;

—умение планировать и осуществлять работу;

—найденные способы решения проблемы;

— самоанализ деятельности и ее результата;

—взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.- СПб.: Питер, 2014.-464 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная деятельность, ребенок, детская деятельность, продуктивная деятельность, детский сад, метод проектов, образовательная область, образовательный процесс, организация деятельности.

Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования